ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

В защиту веры,
и особенно Православной

 

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (161)

 

Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросе истинной религии и не впадать в пагубные для христианской души заблуждения.

 

ЧАСТЬ 2

 

КАТОЛИЧЕСТВО

 

Церковь Католическая, или Римская, как относительно учения, так и своего устройства, в течение первых одиннадцати веков была согласна с Церковью Вселенской. Но потом, по разным причинам, она уклонилась от истины Христовой и вступила на путь многочисленных нововведений.

Так, римские епископы, вследствие своего положения в Риме, столице громадной Римской Империи, стали стремиться к тому, чтобы захватить в свои руки власть не только духовную, но и мирскую. А чтобы оправдать эти свои честолюбивые желания, они придумали следующее учение. Святой апостол Петр был будто бы князь и начальник над всеми апостолами, а он основал Римскую Церковь и был ее первым епископом. Поэтому и римский епископ будто бы есть старший и начальник над всеми другими епископами и имеет власть во всей Христианской Церкви, он – видимая глава Церкви и наместник Христа на земле.

Это учение совершенно несправедливо. Прежде всего, Единый есть верховный Начальник Церкви – Господь Иисус Христос, невидимо управляющий Духом Святым. Его Бог Отец поставил выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф. 1, 22–23). Он же есть и основной Камень, на Котором утверждена Церковь (см.: 1 Кор. 3, 11), так что и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

С другой стороны, хотя апостол Петр и был старейшим из апостолов, но он не получил от Господа какой-либо особенной власти и начальственного преимущества над другими учениками Христовыми. Всем им Небесный Учитель даровал одну и ту же власть и силу – проповедовать миру Евангелие (см.: Там же. 28, 19), исцелять в людях болезни (см.: Там же. 10, 8), вязать и решить грехи человеческие (см.: Ин. 20, 22–23; Мф. 18, 18) и пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20, 28; см.: 1 Пет. 5, 1–2). А желание мирского господства и управления людьми Господь совершенно запретил Своим ученикам: Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20, 25–27).

Если же все святые апостолы получили от Господа одну и ту же власть и равные права, то ясно, что и все епископы, их преемники, – одинаковы относительно своих благодатных даров и преимуществ; не может быть речи о каком-либо верховном из них начальнике и князе над другими.

Так всегда думала и учила Церковь Христова. Вот, например, слова одного из древних ее учителей [святого Иеронима]: «Где бы епископ ни был, в Риме ли, в Эвгубии, в Константинополе, в Регии, в Александрии или в Танаисе, всюду имеет одинаковое достоинство, одинаковое и священство. Могущество богатства и смирение бедности не делает епископа ни высшим, ни низшим. Все они равно преемники апостолов».

Весьма важным отступлением Католической Церкви служит также учение о Третьем Лице Пресвятой Троицы – Духе Святом. Господь Иисус Христос открыл нам, что Дух Святый от Отца исходит (Ин. 15, 26). Согласно этому слову всегда учила и учит о Святом Духе Православная Церковь. Одинаково с ней думали и все римские христиане в продолжение первых девяти веков существования на земле Церкви Христовой. Но по истечении известного времени Католическая Церковь стала учить, что Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына. Через такое добавление она допустила двойной грех: во-первых, произвольно и без всякой нужды исказила учение Самой Небесной Истины – Христа Спасителя; во-вторых, внесла дополнение в составленный Святыми Отцами первых двух Вселенских Соборов Символ веры – вопреки требованию Святых Отцов ничего не изменять и ничего не переделывать в этом Символе (см.: 7-е прав. 3-го Всел. Соб.).

Замечательно, что против этого нововведения восставали в свое время не только восточные православные пастыри, но и некоторые римские епископы. Так, Папа Лев III не хотел допустить незаконного дополнения к Символу веры. Он повелел употреблять его в католических церквах без всякой перемены, а чтобы и впредь никто не осмелился что-нибудь прибавить в нем или убавить, приказал вырезать его на двух серебряных досках: на одной – по-гречески, а на другой – по-латыни. И положил их в храме при гробнице святых апостолов Петра и Павла, как бы под их защиту, с такой надписью: «Я, Лев, положил это по любви к Православной вере и для охранения ее».

Из других нововведений Католической Церкви отметим еще причащение мирян только Телом Христовым, с удалением от причащения Святой Кровью. Этот обычай введен католиками вопреки повелению Господа верующим в Него вкушать Его Тело и Кровь. Устанавливая во время Тайной Вечери Таинство Святого Причащения, Христос взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета (Мф. 26, 26–28). Ясно, что, по заповеди Христовой, всем христианам должно приобщаться Тела и Крови Христовой. Между тем Римская Церковь с XV века по Р. Х. изменила эту волю Христа Спасителя: причащение под двумя видами она оставила только для лиц духовных, а всех других лишила Святой Чаши.

Нелишне заметить, что в древности причащение одним Телом Христовым существовало у некоторых еретиков, которые за это были строго осуждаемы со стороны пастырей Церкви. Православная Церковь во все время свято и неизменно соблюдает повеление Господа относительно причащения Тела и Крови Его. Она всегда верила, что для спасения необходимо всем людям причащаться под обоими видами: «Смело и не сомневаясь ешь Тело и Пей Кровь Христову, если желаешь Жизни Вечной» (Свт. Григорий Богослов).

Кроме указанных основных отступлений Католической Церкви от истины Христовой, в разное время были допущены ею и многие другие, например: совершение Таинства Крещения через обливание крещаемого водой; опресночный, а не квасной Хлеб при Таинстве Святого Причастия; запрещение брака для духовенства; учение о чистилищном огне, которым будто бы наказываются души умерших людей, не получивших при жизни разрешения от каких-либо легких грехов, или и получивших его, но не понесших за них какого-либо временного наказания на земле.

Из всего, что сказано нами о Католической Церкви, ясно, что она не сохранила учения Господа Иисуса Христа в том виде, в каком оно было сообщено людям Им и Его ближайшими учениками. С течением времени она допустила также весьма многие изменения в тех порядках, которые были введены в жизни христиан или Святыми Апостолами, или древними Святыми Отцами и потом одобрены и приняты всей Вселенской Церковью. А потому и католическая вера не может быть названа истинной верой, несомненно ведущей людей ко спасению.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник