ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Души не вымоешь водою»

 

 

Добрые родители Анастасия научили его святой вере и для того, чтобы мог он честным ремеслом добывать себе хлеб, отдали его учиться оружейному мастерству. На 20-м году случилось ему побывать у учителя своего. У мастера было несколько турецких одежд, которые захотелось ему сбыть с рук без платежа таможенной пошлины (хараджа, – примеч. ред.). Оружейник уговорил бывшего ученика надеть на себя одно платье и выйти за город в этом платье. «В этом платье ты – чистый турок», – говорил мастер. Ученик отговаривался, чувствуя опасность поручения; но по добродушию, по желанию оказать услугу учителю, согласился исполнить поручение его.

Сборщики хараджа останавливают его и спрашивают письменного вида об уплате хараджа (тескэре, – примеч. ред.). Анастасий отвечал, что он турок. Сборщики потребовали, чтобы прочитал салеват – магометанскую молитву. Это неожиданное требование смутило юношу. Он молчал. Сборщики с толчками привели его к начальнику и тот, допросив, предлагает ему потурчиться. Молодой человек слишком далек был, чтобы согласиться на такое предложение. Выслушав ответы его, чиновник отвел его к главному сборщику. Этот сперва старался обольстить обещаниями наград за согласие принять магометанство, потом обратился к угрозам. Юноша был непреклонен. Он сознавался в своей ошибке гражданской, но ни за что не соглашался изменить святой вере.

Сборщик известил об этом муфтия (лицо высшего мусульманского духовенства; учитель-богослов, толкователь Корана, – примеч. ред.) и просил совета его. Тот отвечал: «У тебя в одной руке меч, в другой закон; употребляй что хочешь». Это значило, что по закону сборщик мог выдать тескэре об уплате пошлины, но тогда он, по суду муфтия, – не последователь Магомета, вооруженный мечом. Что же это такое? Муфтий не только не хочет признать прав правды и любви к человечеству, но он требует безпощадных насилий и самой смерти, лишь бы христианин был исповедником алкорана (то же, что Коран, – примеч. ред.). А что такое алкоран? Сборник басней, самых оскорбительных для здравого смысла. Вот и полагайтесь на человеческий смысл, оставленный без откровения Божественного!

Получив ответ муфтия, начальник хараджа препроводил Анастасия к местному мулле (мусульманский священник, – примеч. ред.), а с ним – пять турок, которые должны были свидетельствовать, что христианин хулил магометову веру, т. е. клеветать. Мулла пробовал своим красноречием склонить юношу к магометанству, но потерпел неудачу. После жестоких побоев он приказал заковать Анастасия в кандалы и бросить в темницу. При втором допросе – та же неудача красноречия, те же пытки и темница. Анастасий спокойно переносил палочные побои, тяжелые оковы и смрад темничный. И в третий раз приводят исповедника к мулле, и опять выслушивает исповедник лестные обещания и страшные угрозы. Анастасий оставался твердым. На обличения свидетелей в хуле на Магомета отвечал, что не хулил он Магомета, но в совести признает показываемую хулу за верную оценку Магомета и потому не принимает закона его.

Обманутый в своих надеждах мулла отсылает Анастасия к мусселиму (местному правителю, – примеч. ред.). Тот употребил все средства склонить юношу к магометанству. Чего не предпринимал он, чего не говорил, чтобы принудить юношу к магометанству! Наконец предложил ему пару пистолетов в серебряной оправе, бархатную одежду и место чехондара (приближенного, – примеч. ред.) при нем. Юноша, просвещенный благодатью Христовою, оставался при прежнем. Земное счастье, думал он, при муках совести – плохое счастье; а еще страшнее явиться туда с нечистою совестью. Какова вера магометан? Плоха, это давно известно. Как ни мойся они, души не вымоешь водою. Христос, Сын Божий – Спаситель мира. Значит, блаженная доля страдать за веру чистую и святую. И он отверг предложения обманчивые.

Раздраженный мусселим принялся за насилия. Он жестоко избил Анастасия; потом запирают страдальца в тюрьму, на руки и на ноги набивают колодки, а шею отягчают цепью, за ногти вбивают острые иглы из тростника; безчеловечные целый день мучили молодого человека. Не один раз мусселим призывал его к себе и заставлял принять магометанство. Страдалец был непоколебим. «Я христианин, – говорил он, – не откажусь от моей веры». Градоначальник приговорил повесить Анастасия за городом; вместе с тем тайно поручил он своим людям уговаривать Анастасия дорогою. Смерть не изменила мыслей страдальца. Идя на казнь, истерзанный и измученный, он упал на дороге и предал дух свой Господу.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа

Филарета Черниговского.
Т. 2. М., 2011.

 

 

 

 

19 августа / 1 сентября. Пятница.

Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284–305). Свт. Питирима, еп. Великопермского (1455). Мчч. Тимофея, Агапия и Феклы (ок. 304). Св. Николая Лебедева исп., пресвитера (1933). Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.).

 

20 августа / 2 сентября. Суббота.

Прор. Самуила (XI в. до Р. Х.). Мчч. Севира и Мемнона и с ними 37-ми мучеников (304). Сщмчч. Александра Малиновского, Льва Ершова, Владимира Четверина пресвитеров (1918); сщмч. Николая Бирюкова пресвитера (1919). Обретение мощей сщмч. Гермогена, еп. Тобольского (2005).

 

21 августа / 3 сентября. Неделя 13-я по Пятидесятнице.

Ап. от 70-ти Фаддея (ок. 44). Мц. Вассы и чад ее, мчч. Феогния, Агапия и Писта (305–311). Преп. Аврамия Смоленского (XIII). Преп. Марфы Дивеевской (1829). Преп. Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII–XIII). Прмч. Рафаила (1941) (Серб.). Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 26 августа). Сщмч. Александра Елоховского пресвитера (1918); сщмч. Павла Ягодинского пресвитера (1937); прмч. Игнатия Даланова (1942). Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (1903)

 

22 августа / 4 сентября. Понедельник.

Мчч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305–311). Сщмч. Горазда, еп. Чешского и Моравско-Силезского (1942). Преп. Исаакия Оптинского (1894). Сщмч. Афанасия еп. (270–275), преп. Анфусы (ок. 298) и слуг ее, мчч. Харисима и Неофита (270–275). Мц. Евлалии девы (ок. 303). Сщмчч. Макария, еп. Орловского, Иоанна Бояршинова и Алексия Наумова пресвитеров (1918); сщмчч. Феодора, еп. Пензенского, и с ним Василия Смирнова и Гавриила Архангельского пресвитеров (1937); сщмчч. Иоанна, еп. Великолукского, Алексия, архиеп. Омского, Александра Ратьковского, Михаила Люберцева и Феодора Маляровского пресвитеров, прмчч. Илариона Цурикова, Иоанна Лабы и Иерофея Глазкова (1937). Грузинской иконы Божией Матери (1650).

 

23 августа / 5 сентября. Вторник.

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Луппа (ок. 306). Сщмч. Иринея, еп. Лионского (202). Препп. Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Свт. Каллиника, Патриарха Константинопольского (705). Сщмчч. Ефрема, еп. Селенгинского, Иоанна Восторгова пресвитера и мч. Николая Варжанского (1918); сщмчч. Павла Гайдая и Иоанна Карабанова пресвитеров (1937)

 

24 августа / 6 сентября. Среда.

Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479). Преп. Арсения Комельского (1550). Преп. Аристоклия, старца Московского (1918). Мч. Татиона (305). Мц. Сиры, девы Персидской (558). Преп. Георгия Лимниота (ок. 716). Равноап. Космы Этолийского (1779). Сщмч. Максима Горлицкого пресвитера (1914). Прмч. Серафима Шахмутя (1946). Петровской иконы Божией Матери (ок. 1306).

 

25 августа / 7 сентября. Четверг.

Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского (I). Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена исп., еп. Каррийского (IV). Свт. Мины, Патриарха Цареградского (536–552). Прмч. Моисея Кожина (1931); сщмч. Владимира Мощанского пресвитера (1938).

 

26 августа / 8 сентября. Пятница.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). Мчч. Адриана и Наталии (305–311). Преп. Адриана Ондрусовского (1549). Блж. Марии Дивеевской (1931). Сщмч. Петра Иевлева пресвитера (1918); св. Георгия Коссова исп., пресвитера (1928); сщмч. Виктора Элланского пресвитера, мчч. Димитрия Морозова, Петра Бордана и св. Романа Медведя исп., пресвитера (1937). Обретение мощей свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (2000). Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

 

27 августа / 9 сентября. Суббота.

Преп. Пимена Великого (ок. 450). Препп. сщмч. Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114). Свт. Осии исп., еп. Кордувийского (359). Свт. Ливерия исп., папы Римского (366). Преп. Пимена Палестинского (ок. 602). Мц. Анфисы. Преп. Саввы. Сщмч. Михаила Воскресенского пресвитера и с ним 28-ми мучеников (1918); сщмч. Стефана Немкова пресвитера и с ним 18-ти мучеников (1918); сщмч. Павла Фокина пресвитера (1918); сщмчч. Иоанна Лебедева, Иоанна Смирнова пресвитеров и прмч. Мефодия Иванова (1937); сщмч. Александра Цицерова пресвитера (1939); сщмч. Владимира Соколова пресвитера (1940); св. Димитрия Крючкова исп., пресвитера (1952).

 

28 августа / 10 сентября. Неделя 14-я по Пятидесятнице.

Преп. Моисея Мурина (ок. 400). Обретение мощей преп. Иова Почаевского (1659). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преп. Феодосия) почивающих. Преп. Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Вмц. Шушаники (Шушаник), Царицы Ранской (475) (Груз.). Собор Нижегородских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 26 августа). Собор Саратовских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 31 августа). Сщмч. Алексия Будрина (1918); прмчч. Казанских: Сергия Зайцева, Лаврентия Никитина, Серафима Кузьмина, Феодосия Александрова, Леонтия Карягина, Стефана, Георгия Тимофеева, Илариона Правдина, Иоанна Сретенского и Сергия Галина (1918); сщмч. Александра Медведева диакона (1918); сщмч. Николая Георгиевского пресвитера (1931); сщмч. Василия Сокольского пресвитера (1937).

 

29 августа / 11 сентября. Понедельник.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный.

 

30 августа / 12 сентября. Вторник.

Свтт. Александра (340), Иоанна (595) и Павла Нового (784), Патриархов Константинопольских. Преп. Александра Свирского (1533). Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652). Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского (1724). Преп. Христофора Римлянина (VI). Преп. Фантина чудотворца, в Солуни (IX–X). Святителей Сербских: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1269), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338), архиепископов; Иоанникия II (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659), Патриархов, и Григория епископа. Сщмч. Петра Решетникова пресвитера (1918); прмч. Аполлинария Мосалитинова (1918); сщмч. Павла Малиновского пресвитера, прмц. Елисаветы Ярыгиной и мч. Феодора Иванова (1937); прмч. Игнатия Лебедева (1938); св. Петра Чельцова исп., пресвитера (1972).

 

31 августа / 13 сентября. Среда.

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395–408). Сщмч. Киприана, еп. Карфагенского (258). Свт. Геннадия, Патриарха Цареградского (471). Собор новомучеников Ясеновацких (1941–1944) (Серб.). Сщмчч. Александра Любимова пресвитера и Владимира Двинского диакона (1918); сщмчч. Михаила Косухина и Мирона Ржепика пресвитеров (1937); сщмч. Димитрия Смирнова пресвитера (1938).

 

1/14 сентября. Четверг.

Начало индикта – церковное новолетие. Преп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428). Мч. Аифала диакона (380). Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона, учителя их (IV). Мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена (309). Прав. Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.). Прмц. Татианы Грибковой, мц. Наталии Козловой (1937). Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения Ее иконы) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник