ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ПРОСВЕТИ ОЧИ МОИ, ХРИСТЕ БОЖЕ…»

 

 

 

«Всякому человеку необходимо знать себя самого, что он – ничто. Того, кто не знает себя самого, что он ничто, не может спасти Сам всемогущий Бог при всем том, что желает спасти его. И, если бы кто принес Богу в дар весь мир (что, конечно, невозможно), а не думал о себе, что есть ничто, не может спастися никоим образом. Итак, не требуется, чтоб человек взамен за душу свою дал что-либо другое, кроме познания себя, что он – ничто», – пишет преподобный Симеон Новый Богослов.

Об этом важнейшем предмете духовной жизни – спасительном самопознании, а также о всеобщих и особых, частных повреждениях человеческой души и путях исцеления – во дни святого Великого Поста мы побеседовали с насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонахом Геронтием.

 

– Батюшка, в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова) говорится, что абсолютно все люди в той или иной степени заражены духовной прелестью. Так, Святой Отец пишет: «Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы в прелести. <…> Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною» (О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. 2: О прелести. Аскетические опыты. Т. 1). Как это понимать?

– Тут важно добавить замечание святителя, что уже само знание этого обстоятельства есть «величайшее предохранение от прелести». Т. е. прелесть бывает разная.

Действительно, она есть и общая для всех – когда люди забывают о своем назначении, о смысле жизни на земле, обольщаются благами мира сего, живут так, как будто не умрут никогда, гордятся, тщеславятся… Это и есть уже обольщенное состояние, прелестное. Когда нет покаяния, когда не участвуют в Таинствах церковных…  Вообще жизнь вне Церкви есть прелесть.

Но бывают и особые духовные заболевания, которые подлежат врачеванию через отчитки, молебны, молитвы. Существуют и душевные болезни – шизофрения, эпилепсия и др. Как правило, душевные и духовные повреждения тесно переплетаются, – и тогда надо обращаться как за врачебной помощью, так и к духовникам.

Я знал одного священника, старца высокой духовной жизни, который совершал отчитки, а точнее, чин изгнания из человека злых духов (последование определенных молитв, чтений из Священного Писания, – примеч. ред.). К нему приезжала женщина, находившаяся в такой прелести, что, живя в высотном доме, она выходила из окна седьмого этажа и плавно опускалась на землю! Настолько сильно несчастная страдала беснованием, что ее нечистые духи уже носили по воздуху! Вот такие бывают состояния…

 

– Отец Геронтий, а компьютерная зависимость – это тоже прелесть?

– Да, конечно. Многие современные родители недопонимают этой опасности, приучают детей с малолетства к телефонам, к компьютерам. И человек, с раннего возраста привыкший к этим, на первый взгляд, безобидным предметам, постепенно приходит в опасное положение. Чрезмерное увлечение компьютерными технологиями, и особенно компьютерными играми, уводит его от реальности в виртуальный мир. Многие люди дни и ночи напролет проводят за монитором. Бедные матери приходят, жалуются: «Помолитесь, батюшка, сын мой от компьютера не отходит, прямо уже и ест возле него…» Священники, которые занимаются духовной реабилитацией страждущих, говорят, что от наркотической, алкогольной и других видов зависимости исцеляются по церковным молитвам 30–40% одержимых, а вот от компьютерной – лишь 3–4%. Вот как это страшно!

К одному священнику обратилась мать, расстроенная, в слезах: «Батюшка, помогите!» Он пошел к ней домой. Видит: сын сидит у компьютера со стеклянными глазами, не реагирует ни на что. Батюшка резко вынул вилку провода из розетки. Мальчик сначала ничего не понял. Потом осознал, что его лишают того, без чего он уже не представляет своей жизни, схватил нож и бросился на священника! Тот понял, что шутки плохи, включил компьютер, – ребенок снова уткнулся в экран и успокоился. Тогда батюшка попытался его как-то отвлечь. Говорит ему: «Господь ведь создал мир – не виртуальный, а настоящий. Давай в окошко посмотрим – там сад, птички летают, клумбы, красивые цветочки, деревья, животные – смотри!» Мальчик понемногу стал отрываться от виртуальности и приходить в себя. А батюшка продолжает: «Вот, смотри, книжечки какие – Библия, Новый Завет – с картинками». Так с ним беседовал и потихоньку отвлек его от экрана. И, конечно, молился за него. Ребенок начал гулять, ходить с мамой храм, читать книги и постепенно исцелился.

Главное – надо вывести человека из состояния зависимости, как-то отвратить от предмета пристрастия. Хорошо за такого болящего, если он воцерковлен, заказывать сорокоусты, особенно в монастырях. А если не участвует в Таинствах – то поминовение на Псалтири.

Другая проблема – телевизор. Приходит человек с работы уставший – и что же? Нажал кнопочку – экран перед ним, труд не нужен, усилие воли не требуется, плыви себе по течению… То, что предлагает телевизор, человек впитывает в себя. Но что это такое? Хорошо бы что-то полезное. Однако по большей части там насаждается совсем противоположное… Кто смотрит телевизор, тот духовно слабеет и опустошается.

Увлекаясь интернетом, телевидением, люди, даже верующие, часто забывают о смысле и назначении нашей жизни на земле. Ведь мы находимся здесь под епитимией – чтобы мы научились правильно жить, подготовились для Царства Небесного. А для этого нужно нести свой крест, преодолевать трудности и препятствия, вести борьбу со страстями, с падшими духами. Православный христианин обязан бороться со страстями. Самоисправление – тяжелый труд, но это наш крест. Господь призывает к святости: Будьте святы, ибо Я свят (Лев. 11, 44). А как стать святым? Для этого и необходима борьба – не уход от креста, а несение его. Не бояться креста, а идти вперед и бороться за свое спасение.

А тут предлагается путь бегства от действительности, от борьбы, ухода в пассивное состояние – так же легче! Бес достиг своего: он отступает, уходит тяжесть и напряжение, и человек расслабляется. В виртуальной реальности, открывающейся за экраном, нет скорбей, нет никакого противления страстям – а вместо этого открыты разнообразные развлечения, удовольствия. Особенно опасны т. н. виртуальные шлемы. Наденет его человек – и может как бы на самолете летать, может как бы и в космосе побывать, и на Гавайских островах, и где угодно – только кнопки нажимай. Интересно же, легко, никакого напряжения не требуется, только наслаждение получаешь!..

А самое главное – человек теряет драгоценное время. Святые Отцы что нам говорят? – Чтобы мы каялись в том, что неправильно используем отведенное нам время. Господь каждому дал кому 40, кому 50, 70, 100 лет, и за этот срок мы должны подготовиться к вечности. А тут время тратится на пустое, просто прожигается – это большой грех! Если мы потеряем какое-то материальное богатство, то снова можем его обрести, а если время погубим – никогда оно не вернется. Подойдем к вечности, оглянемся у ее порога на свою жизнь и окажется, что столько часов, дней, лет мы истратили впустую на виртуальные удовольствия, – и потеряли спасение!

 

– Т. е. прелестное состояние – это и уход от креста?

– Да, это пассивность, когда плывешь по течению – т. е. уклоняешься от борьбы, от необходимости противостоять злу, напрягать волю; движешься по пути наименьшего сопротивления. Нажимаешь на кнопочки – легко и хорошо, а главное – скорбей нет там, в той нереальной «реальности». В настоящей жизни тебя укоряют, ругают, надо бороться с собой, со своей гордыней, смиряться перед людьми, искоренять свои недостатки, а там – ушел в мечтания, никто не смиряет, не укоряет. Это мнимое спокойствие и привлекает человека, побуждает к оставлению креста. Но Господь нам предлагает иное: Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Несение креста – это распятие своих страстей. А это и есть борьба с прелестью.

Самый лучший путь для христианина – читать Евангелие и стараться жить по нему, идти за Христом. А также следовать церковным заповедям: соблюдать посты, ходить на службы, участвовать в Таинствах – Исповеди, Святом Причащении, исполнять посильное молитвенное правило, благословленное духовником. В этом – исцеление от всех духовных болезней.

 

– А что такое «мнение»? Приходилось читать у Святых Отцов, что есть такой вид прелести…

– Мнение – это когда человек мнит о себе, что он умнее других, лучше других, достиг какой-то степени совершенства в духовной жизни. Когда он вменяет себе свои подвиги – что вот он сколько лет уже трудится, такое большое правило исполняет, столько-то молитв, кафизм каждодневно читает...

 

Продолжение на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник