ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Он не был для себя своим»

 


Свиток на фреске преподобного Симеона

 

Жизнеописатель и ученик Симеона († 1021) – Никита Стифат – говорит о своем учителе, что он был воспитан при Константинопольском дворе (во время царствования Василия и Константина), но когда умер его покровитель дядя-сенатор, то Симеон еще в молодых годах поступил в Студийскую обитель, где предался строжайшему подвижничеству под руководством Симеона Благочестивого. Потом, по совету Симеона же, он перешел в обитель святого Маманта, где по смерти настоятеля был посвящен в сан пресвитера и в звание игумена.

Симеон подвизался в священстве в продолжение 48 лет; удалившийся однажды по случаю возникших недоразумений, он с честью был возвращен в столицу, где ему даже был предложен сан митрополита, но он отказался принять его.

Множество мирян, желавших поучаться его замечательными наставлениями, привлекал Симеон Богослов в свою Мамантовскую обитель и мирно скончался в 1032-м году.

Об учительстве его говорит ученик и жизнеописатель его Никита Стифат: «Он не был для себя своим, но, по благодати Божией, усвоившей его себе, язык его был тростью скорописца, а ум – источником премудрости Божией, потому-то он богословствовал, хотя не знал наук, как возлюбленный ученик».

Он оставил после себя много сочинений о духовной жизни. Главный предмет наставлений Симеона Нового Богослова – «делание во Христе сокровенное». Он объясняет пути внутренней брани; обучает мерам совершенствования, преимущественно духовным; заставляет подвизаться в особенности против духовных страстей, против помыслов и движений греховных. «Начальное наше падение, – говорит он, – совершилось от гордости, поэтому и должно смирять душу».

Вот ответ Симеона современным совопросникам, восставшим против него как против нарушителя известного им условного порядка спасения: «Не верят и уверяют себя, что быть не может, чтобы человек совсем был чист от похотей и пороков, чтобы принял в себя Утешителя существенно. Против своего собственного спасения говорят и поступают, заключают для самих себя двери Царствия Небесного и запрещают прочим, которые хотели бы войти. Если слышат о ком-либо, что он законно подвизался и чист от возмутительных страстей, проповедует перед всеми чудеса Божии, которые сделал в нем Бог по неложным обетованиям Своим <...>, „перестань, – говорят, – ты, обольщенный и гордый! Кто таков, каковыми были отцы? Кто видел или может видеть Бога? Кто принял в таком обилии Духа, чтобы удостоился через Него видеть Отца и Сына?“ Да, из вас, точно, никто, как сами говорите вы. Но из тех, которые решились нести крест, идти тесным путем, готовы погубить душу свою для Жизни Вечной, – те и очень многие видели Бога, и очень многие, как думаю, и теперь видят, увидит и каждый, кто только захочет»; «Говорят: „Прельстился он; ибо кто говорит, что не грешит, тот слеп и не видит“. Правда, но тот, кто имеет Бога, не может грешить, ибо семя Его в нем пребывает, как сказал Иоанн Богоразумнейший, гром апостолов».

Хотя такое высокое состояние души и представляется достижимым по разумению Симеона, но он же указывает и на те чрезвычайные подготовительные подвиги, которыми оно только может быть достигнуто: «Прежде сетования и слез пусть не обольщают нас пустыми словами, и не будем сами обманывать себя в успехе благочестия <...>. Без слез не смягчится жестокость сердца нашего, душа не снищет духовного смирения, не в силах будем сделаться смиренными, а кто так не устроил себя, тот не может соединиться с Духом Святым».

Сочинениями Симеона Богослова нередко свидетельствуется преподобный Нил Сорский: «Якоже Симеон Новый Богослов повелевает...», «якоже рече святой Симеон...». Преподобный Иосиф Волоколамский также делал выписки из сочинений Нового Богослова – в сборнике своем он поместил до 15 его «Слов».

В славянских молитвенниках читается Симеонова молитва перед приобщением Святых Таин. Одна читается и в греческих под названием: «Симеона Нового Богослова благочестивое испытание о Святом Причащении».

«Новым» он называется потому, что он преподавал такие глубокие тайны внутреннего подвижничества, о каких давно не слыхали.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 1. М., 2011.

 

 

 

 

2/15 марта. Среда.

Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917). Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок. 320–326). Свт. Арсения, еп. Тверского (1409). Мч. Троадия (ок. 249–251). Мц. Евфалии (257). Преп. Агафона Египетского (V). Мчч. 440 Италийских (ок. 579).

 

3/16 марта. Четверг.

Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308). Прмц. Марфы и мч. Михаила (1938). Преп. Пиамы девы (337). Свв. Зинона и Зоила. Волоколамской иконы Божией Матери (1572).

 

4/17 марта. Пятница.

Преп. Герасима, иже на Иордане (475). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Преп. Иакова Постника (VI). Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938). Преп. Герасима Вологодского (1178). Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238). Преп. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Мчч. Павла и Иулиании (ок. 273). Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской.

 

5/18 марта. Суббота.

Мч. Конона Исаврийского (I). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Иоанна пресвитера и прмчч. Мардария и Феофана (1938). Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1996). Мч. Онисия (I). Мч. Конона градаря (III). Преп. Марка Постника (V). Преп. Исихия Постника (ок. 790). Обретение мощей блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мц. Ираиды. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия. Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание». Поминовение усопших.

 

6/19 марта. Неделя 3-я Великого Поста, Крестопоклонная.

Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Преп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720). Прмчч. Конона и сына его Конона (270–275). Воспоминание обретения Честного Креста и гвоздей св. равноапостольной Царицею Еленою во Иерусалиме (326). Преп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Икон Божией Матери: Ченстоховской (I), «Благодатное Небо» (XIV) и Шестоковской (XVIII).

 

7/20 марта. Понедельник. Седмица 4-я Великого Поста, Крестопоклонная.

Сщмчч., в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV). Сщмч. Николая пресвитера (1930). Прмч. Нила, прмцц. Матроны, Марии, Евдокии, Екатерины, Антонины, Надежды, Ксении и Анны (1938). Преп. Павла Препростого (IV). Свт. Павла исп., еп. Прусиадского (IX). Преп. Емилиана Италийского. Икон Божией Матери: Кипрской в с. Стромынь Московской обл. (переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого Поста) и именуемой «Споручница грешных» в Корце (Ровенск.) (1622), в Одрине (Брянск.) (1843) и в Москве (1848).

 

8/21 марта. Вторник.

Преп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (842–845). Сщмч. Иоанна пресвитера (1923). Мч. Владимира (1942). Преп. Дометия перса (363). Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского (361–363). Препп. Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких. Ап. Ерма (I). Иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной (1898).

 

9/22 марта. Среда.

40 мучеников, в Севастийском озере пострадавших: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдикта), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320). Сщмчч. Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, прмч. Иоасафа и прмцц. Наталии и Александры (1938). Мч. Урпасиана (ок. 295). Св. Кесария, брата свт. Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия. Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово Плоть бысть» (1666).

 

10/23 марта. Четверг.

Мчч. Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (258). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих (III). Преп. Анастасии (567–568).

 

11/24 марта. Пятница.

Свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского (644). Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458). Преп. Патрикия исп. (1933). Св. Василия исп., пресвитера (1937). Сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Преп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах (XIII). Свт. Софрония, еп. Врачанского (1813) (Болг.).

 

12/25 марта. Суббота.

Преп. Феофана исп., Сигрианского (818). Св. Александра исп., пресвитера (1933). Сщмчч. Иоанна, Константина пресвитеров, прмч. Владимира (1938). Сщмч. Сергия пресвитера (1943). Прав. Финееса (ок. 1500 до Р.Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Преп. Симеона Нового Богослова (1021). Лиддской нерукотворной (на столпе) иконы Божией Матери. Поминовение усопших.

 

13/26 марта.Неделя 4-я Великого Поста.

Преп. Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого Поста). Перенесение мощей свт. Никифора, Патриарха Константинопольского (846). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Григория пресвитера (1921). Сщмч. Михаила пресвитера (1938). Мч. Савина (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III). Мч. Александра (305–311). Мц. Христины Персидской (IV). Преп. Анина пресвитера.

 

14/27 марта. Понедельник. Седмица 5-я Великого Поста.

Преп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея Руси (1353). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Феодоровской иконы Божией Матери (1613).

 

15/28 марта. Вторник.

Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303). Сщмч. Алексия пресвитера (1938). Сщмч. Михаила пресвитера (1940). Сщмч. Александра, иерея в Сиде (270–275). Мч. Никандра (ок. 302).

 

16/29 марта. Среда.

Мч. Савина (287). Мч. Папы (305–311). Ап. Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I). Сщмч. Александра, папы Римского (119). Мч. Иулиана Аназарвского (IV). Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300). Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516).

 

17/30 марта. Четверг.Четверток Великого Канона.

Преп. Алексия, человека Божия (411). Преп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483). Сщмч. Александра пресвитера (1919). Сщмч. Виктора пресвитера (1942). Мч. Марина.

 

18/31 марта. Пятница.

Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386). Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Наталии (1938). Мчч. Трофима и Евкарпия (ок. 300). Преп. Анина монаха.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник