ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"

ПЕЧАТАЕТСЯ ДВА РАЗА В МЕСЯЦ

№ 6 (174)  15 марта  2017 г.

 

 

 

 

 

 

     

     

  СТР. 6   

 

Возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты...

стр.13 

 

 

 

 

 

 

  

 

Знамение Христианства

 

Крест есть орудие казни; он необходим, когда есть преступник, коего казнить должно, – кто же этот преступник? Мы сами – наш плотский человек, наша злая воля, наше преступное самолюбие, все ветхое падшее существо наше. Отвергаясь его, мы много делаем, но далеко не все. Отвергнутый ветхий человек наш не будет лежать в бездействии, как лежит ветхое, сброшенное с плеч рубище, – нет, это лютый зверь, который, отвергнутый и даже пораженный, возобновляет нападения и становится тем разъяреннее и опаснее, чем более его поражают. Тут одно из двух: надобно умертвить отвергнутого или самому пасть под его ударами.

Чем же будем умерщвлять врага нашего, т. е. нашу плоть и кровь, наше самолюбие и страсти, наше плотоугодие и гордость? Собственным разумом? Он сам, доколе не возродится свыше, кичит (1 Кор. 8, 1), вземлется на разум Божий и потому имеет нужду в умерщвлении. Собственною волею? Но она так слаба на добро, что хотети, как выражается апостол, прилежит ей, а еже содеяти доброе – не обретает (см.: Рим. 7, 18). И как она возложит руки на свое собственное самолюбие? Нужно орудие самоумерщвления внешнее, твердое, могущественное; посему-то и повелевается, отвергнувшись себя, взять крест. Т. е. что сделать? Полюбить, избрать, усвоить себе все, что умерщвляет в нас наше самолюбие и злую волю, нашу чувственность и страсти.

Посему крест, например, есть бедность и недостатки; крест – безчестие и клевета; крест – болезни и слабости; крест – худая женитьба и худое соседство; крест – бездетство и многосемейность; крест – потеря сродственников и друзей; крест – все несчастные случаи. Сей-то крест, эту совокупность огорчений, досад, лишений, искушений, бедствий, должен взять, т. е. избрать и усвоить себе, тот, кто хочет быть истинным последователем Христовым. Надобно взять не так, как преступник берет орудие казни, – с отвращением, досадою, по необходимости; нет, надобно взять добровольно, с усердием, в повиновении благой воле Божией, по любви к своему спасению, в твердом убеждении в его пользе и необходимости; надобно взять сей крест, как больной берет самое горькое и противное лекарство, ожидая от него возвращения себе здоровья и силы. Только когда крест берется таким образом, он составляет врачевство, есть признак последователя Христова, есть символ и знамение Христианства.

 

Святитель Иннокентий Херсонский

 

Из Слова в Неделю Крестопоклонную

 

Великий пост: Духовные рассуждения
на каждый день поста. М., 2007.

 


© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник