ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА VII:

ЧИН, БЫВАЕМЫЙ
НА ОСВЯЩЕНИИ ХРАМА

 

§ 4

ПЕРВЫЕ КАМНИ
ПОЛАГАЮТСЯ КРЕСТООБРАЗНО

 

«Таже взем един от камней». Некоторые из первых камней в основание церкви архиерей крестообразно полагает своими руками. Святитель Симеон Солунский (в той же 101-й главе) продолжает: «После славословия он сам берет камни и известь, снисходит в ров и полагает камни в основание крестообразно, показуя тем, что он положил в основание незыблемый Камень – Христа».

 

§ 5

СТАВРОПИГИЯ

 

«Вземлет на сие предуготованный крест и водружает его». Водружение креста на греческом языке называется ставропигиею. Но то крестоводружение, которое совершается в настоящем чинопоследовании, весьма во многом различествует от того обыкновения греческих Патриархов, которое известно под именем ставропигии. Хотя крест освящается и водружается всегда при основании всякой новой церкви, как видно из сего чинопоследования и как говорит об этом Матфей Властарь (под буквою Е, гл. 12): «Когда епископ известит всех о деле, тогда всенародно с молитвою водружается крест, приступают к делу и созидают предположенное здание», – и как Вальсамон на 7-е правило Седьмого Собора пишет: «Положение основания церкви совершается местным епископом чрез молитву и чрез водружение креста»; но та ставропигия, о которой здесь идет речь, в буквальном смысле означающая то же, что и крестоводружение, может быть и в такой церкви, которая основана и создана уже с давнего времени. Крест, водружаемый при основании церкви, освящает ее начало, а ставропигия составляет совершение и служит украшением той же церкви, существующей с давних пор. Первый освящается служением и водружается рукою местного и присутствующего архиерея; а последнюю, в знамение своего благословения, присылает отсутствующий Патриарх и вместе с нею сообщает церкви такое отличие и преимущество пред другими, по которому она не подлежит уже суду местного епископа, а состоит в зависимости от власти, равностепенной власти патриаршеской. Ставропигии суть те церкви и монастыри, которые, находясь в области местных архиереев, изъяты из их власти Патриархами и усвоены власти патриаршеской без всякого участия местных архиереев в делах правления. Управляемые патриаршескими экзархами или их надзирателями, они отличаются и отделяются от других церквей или монастырей видимым и открытым знаком, по которому дарованные им права и преимущества становятся очевидными для всякого. Обыкновенно принято пред алтарем или пред воротами церквей или монастырей, исключенных из ведения епископского, водружать особенный и нарочитый крест, а посему и самые эти церкви и монастыри называть ставропигиями.

Итак, ставропигия есть не тот крест, который освящается и водружается при созидании новой церкви, но тот, который водружается при созданной и освященной уже некогда церкви, или при монастыре прежде бывшем, для того чтобы означить, что эта церковь или этот монастырь находится уже не в ведомстве епархиального архиерея, но переходит в ведомство и власть отсутствующего Патриарха <…>.

 

ВЫРАЖЕНИЯ «КРЕСТОВАЯ
ЦЕРКОВЬ» И «КРЕСТЫ ПРАВИТЬ»

 

По описании правильного значения слова «ставропигия» можно основательно думать, что и наши русские выражения «крестовая церковь» и «кресты править» имеют сходство с ставропигиею – как по имени, так и по существу дела. Крестовая церковь, по значению слова, есть то же, что и ставропигия, хотя она и не украшается открытым крестом, приличным ставропигии. Равно и находящаяся в доме местного архиерея крестовая церковь есть ставропигия, как ни от кого не зависящая, кроме единственной воли своего архиерея. И наоборот, самому местному архиерею не подвластна та крестовая церковь, которою управляет другой отсутствующий архиерей, хотя бы она состояла и в пределах епархии архиерея присутствующего.

Подобно сему и выражение «кресты править» – значить править ставропигию, т. е. отправлять где бы то ни было, в особенном, частном доме, отдельную от соборного служения в храме частную церковную службу, – причем хозяин дома, не взирая на устав, по своей воле располагает и назначает как время богослужения, так и состав оного, прибавляя или сокращая моления, чего в общих церквах никаким образом делать не дозволяется.

 

§ 6

В ЦЕРКВАХ
ПОЛАГАЕТСЯ НАДПИСЬ

 

«На нем же пишется сице: освятился жертвенник…» Древнейший обычай полагать надпись в посвященных Богу храмах утвердил Сам Бог чудесным образом начертанными письменами на кумирнице, освященной в божественный храм Аврелием, епископом Карфагенским. Об этой надписи упоминает Бароний (под 309 годом): «Особенная была радость, когда епископ Аврелий очищал и освящал в Карфагене славную во всем мире кумирницу, называемую Целестис. Это было знаменитое и богатейшее капище, устроенное с удивительным искусством и стоившее величайших издержек. Чтобы христиане, обращая многие капища в храмы Божии, не вошли и в это капище, которое стояло долгое время заключенным, язычники устрашали их тем, что его стерегут будто бы многие лютые и ядовитые змеи, живущие в самом капище. Но верные не боялись этого: они смело и без вреда вошли в него и ввели за собою епископа своего Аврелия, который и освятил его. При сем случае, вместо вымышленной язычниками опасности, христиане нашли там истинное чудо: над вратами здания они обрели следующую надпись, составленную из медных букв большого размера: „Аврелий епископ освятил“. Все удивились чудному предусмотрению всеведущего Промысла Божия. Был некогда Аврелий, жрец языческий, который осквернил этот храм идолослужением; а сему Аврелию, епископу христианскому, судил премудрый Промыслитель истинно освятить его, посвятить славе единого истинного Бога и устроить в нем епископский престол свой».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
«Солнца светлее пост возсиявый...»

    


     1. Задумывались ли Вы, что не постящиеся по Уставу Церкви христиане нарушают заповеди о любви к Богу и ближним?
     да – 65%; нет – 35%

 

     2. Знаете ли Вы, что пост укрепляет волю человека и облегчает борьбу со грехом?
     да – 85%; нет – 15%

 

     3. Согласны ли Вы, что разумное соблюдение постов не подрывает, а, наоборот, восстанавливает здоровье?
     да – 99%; нет – 1%

 

     4. Испытывали ли Вы на себе благотворное влияние поста?
     да – 100%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник