ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

ХРАМ ДУХА

 

 

Святой Варсонофий родом был египтянин. С юных лет горел он желанием вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, он вошел в него и, видя, как там каждый старается обогнать другого, сказал себе мысленно: «Видишь, как усердно подвизаются искатели тленных венцов? Не тем ли паче должны подвизаться мы, наследники Царствия Небесного?» И ушел с сего зрелища, еще более прежнего горя духом к подвижничеству.

Был ли он в какой обители в Египте – неизвестно. Сказание указывает его иноком прямо в Палестине. Пришедши в Иерусалим на поклонение святым местам, он остался здесь и сначала жил под руководством старца Маркелла, а потом перешел в обитель аввы Серида близ Газы. Здесь, стремясь к высшему подвижничеству, он устроил себе малую келью вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим безмолвием.

В начале сего безмолвия ему приносили из обители только три хлебца в неделю. Но как он предавался плачу и великую почерпал сладость от слез, то от ощущения сей неизреченной сладости нередко довольствовался только одним хлебцем, а многократно забывал вкушать и его. Так вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз; ибо почасту восхищаем был к пище духовной, от сладости коей забывал о пище чувственной.

С течением времени, омывая себя всегдашними слезами, блаженный так очистил сердце свое от страстей душевных и телесных, что стал превыше стрел вражеских, приобрел мир помыслов, который есть вместилище дарований Святаго Духа, – приобрел и то, что в нем уснуло, или, лучше сказать, умерло всякое страстное движение и мудрование, почему и назвал затвор свой гробницею.

С того самого времени, как он очистил сердце свое от страстей и сподобился быть храмом и жилищем Святаго Духа, вследствие такой чистоты, обогатился он высокотворным, истинным и совершенным смирением, по которому считал себя землею и пеплом – на деле, а не на словах только, и всегда говорил себе: «Кто я такой? И кто считает меня за что-либо?»

Чрез такое смирение сподобился он и большей из всех добродетелей – рассуждения, которое дается от Бога иноку как управитель.

От рассуждения же великий Варсонофий удостоился получить прозрение, которым, по изъяснению преподобного Петра Дамаскина, постигаются мысленные и сокровенные сущности чувственных и мысленных тварей.

Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества – видеть происходящее вдали как находящееся вблизи и будущее как настоящее. Он узнавал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошающим его, не сообразуясь со словами их, но сообразно с направлением их ума и мыслей.

Полагая же непрестанно, по слову божественного Давида, восхождения в сердце своем к Богу и прилагая смирение к смирению, безмолвие к безмолвию и любовь к любви, удостоился он наконец достигнуть и высочайшего дарования – восхищения к Богу, в коем возносился до седьмого неба, не на мечтательных крыльях мысли, но в неизреченной силе Духа, и там получил благословение и видел неизреченные блага и тайны Царствия Божия, не зная, в теле ли он был или вне тела, подобно великому Павлу (см.: 2 Кор. 12, 3).

И дано ему было затем обильное дарование чудотворения, так что он мог воскрешать мертвых именем Владыки Иисуса Христа, изгонять демонов, исцелять неисцельные болезни, совершать и другие силы и чудеса и подобно Илии заключать и отверзать небо.

Такие великие дарования сподобился получить и столь великого совершенства добродетелей достигнуть великий во Отцах Варсонофий. Однако столь великие дарования и приобретены были им среди таких искушений, каких многие не только не могут претерпеть самым делом, но даже и слух их не в состоянии будет вместить их. Равно и великим болезням подвергался преблаженный сей, но переносил их с такой доблестью, что, будучи болен, не только не восклонялся когда-либо на одр для своего успокоения, но даже не оставлял и рукоделия своего.
Жил сей святой в VI веке, во времена Царя Юстиниана, и в течение целых 50 лет и более ни один человек не видал его. Только однажды показался он нескольким братиям и умыл им ноги, для рассеяния сомнения в его существовании. И еще под конец жизни расставался он с дорогим ему безмолвием для блага Церкви, когда Юстиниан начал теснить не принимавших учения аффортодокетов, покровительствуемых им. Патриарх Иерусалимский в сей нужде уговорил сего Авву великого отправиться к Императору с ходатайством преложить гнев свой на милость. Посольство имело успех. Убежденный силою слова Аввы, Император остановил задуманное преследование непокорных, как ему казалось, лично ему, и возвратил Иерусалимской Церкви свое благоволение, прислав ей с Варсонофием дары.

Скончался великий Авва в 563 году. А иные, не определяя года, обще говорят: раньше 600 года.

 

Святитель Феофан Затворник

 

Добротолюбие. Т. 2. Свято-
Троицкая Сергиева лавра, 1992.

 

+   +   +

 

Десница Господня творит силу (Пс. 117, 15) – дает нам крепость, чтобы мы могли шествовать по стопам отцов наших, т. е. следовать их учению, жизни, долготерпению, любви, терпению, гонениям и страданиям, которые они претерпели от врага и чувственно, и мысленно. Если же не усвоим себе чего-либо из жития их, то как назовемся и чадами их? Господь говорит: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин. 8, 39). Ежели мы не будем страдать с ними по мере немощи нашей, то как можем некогда и прославиться вместе с ними? Ежели не умрем с ними, отсекая волю свою, то как и восстанем с ними, в ожидании услышать сие слово: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34)?

Брат! Ежели Господь исполнил наши прошения, даровав нам в наставники отцов наших, то будем остерегаться, как бы леность наша или слабость, или нерадение, или неверие не разлучили нас с ними; ибо Писание говорит: Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится (1 Кор. 7, 15); вспомним еще сказанное: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Будем непрестанно молить Бога, чтобы никому из нас не разлучиться с отцами нашими, ни в сем веке, ни в будущем.

 

Преподобный Варсонофий Великий

 

Руководство к духовной жизни.
Ответ на вопрос 110-й. М., 1998.

 

 

 

 

2/15 февраля. Среда.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

 

3/16 февраля. Четверг.

Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912). Сщмчч. Иоанна, Тимофея, Адриана, Василия пресвитеров и прмч. Владимира и Михаила (1938). Прор. Азарии (X в. до Р.Х.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мч. Власия Кесарийского, пастуха (III). Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308–309). Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского (1289).

 

4/17 февраля. Пятница.

Преп. Исидора Пелусиота (ок. 436–440). Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Преп. Кирилла Новоезерского (1532). Сщмч. Мефодия, еп. Петропавловского (1921). Сщмчч. Евстафия, Иоанна, Александра, Сергия, Иоанна, Александра, Николая, Алексия, Николая, Алексия, Александра, Аркадия, Бориса, Михаила, Николая, Алексия, Андрея, Димитрия, Иоанна, Петра пресвитеров, прмчч. Серафима и Феодосия, прмцц. Рафаилы и Анны, Екатерины; мчч. Иоанна, Василия, Димитрия, Феодора и Димитрия (1938). Мч. Иадора (III). Сщмч. Авраамия, еп. Арвильского (ок. 344–347). Преп. Николая исп., игумена Студийского (868). Препп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV).

 

5/18 февраля. Суббота.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696). Прмц. Александры, мч. Михаила (1942). Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария, Евагрия (ок. 304). Елецко-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.

 

6/19 февраля. Неделя мясопустная о Страшном Суде.

Преп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921). Сщмч. Василия пресвитера (1930); сщмч. Александра пресвитера (1938). Мцц. Дорофеи девы, жен Христины, Каллисты и мч. Феофила (288–300). Мц. Фавсты девы и мчч. Евиласия и Максима (305–311). Мч. Иулиана, иже от Емисы (312). Препп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского (891). Мцц. дев Марфы, Марии и брата их, прмч. Ликариона отрока.

Заговенье на мясо.

 

7/20 февраля. Понедельник. Седмица сырная (масленица) – сплошная.

Преп. Парфения, еп. Лампсакийского (IV). Преп. Луки Елладского (ок. 946). Сщмч. Александра пресвитера (1938), сщмч. Алексия пресвитера (1942). Мчч. 1003 Никомидийских (303).

 

8/21 февраля. Вторник.

Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Феодора Стратилата (319). Прор. Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 до Р.Х.). Сщмчч. Симеона, Андрея и Сергия и Петра пресвитера (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942). Свт. Саввы II, архиеп. Сербского (1269).

 

9/22 февраля. Среда.

Мч. Никифора из Антиохии Сирской (ок. 257). Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). Сщмч. Василия пресвитера (1930). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Преп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Препп. Геннадия (ок. 1516) и Никифора (1557) Важеезерских.

 

10/23 февраля. Четверг.

Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202). Сщмчч. Петра и Валериана пресвитеров (1930). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308). Блгв. кн. Анны Новгородской (1056). Прохора Лебедника, Печерского (1107). Преп. Лонгина Коряжемского (1540). Св. Галины (III). Иконы Божией Матери «Огневидная».

 

11/24 февраля. Пятница.

Сщмч. Власия, еп. Севастийского, и с ним двух отроков и семи жен (ок. 316). Преп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прав. Феодоры, Царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).

 

12/25 февраля. Суббота.

Всех преподобных отцов в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Иверской иконы Божией Матери. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского (381). Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378). Преп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Свт. Антония, Патриарха Константинопольского (895). Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840).

 

13/26 февраля. Неделя сыропустная

Воспоминание Адамова изгнания.

Прощеное воскресенье.

Преп. Мартиниана (V). Свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского (1950). Сщмч. Василия и Гавриила пресвитеров (1919). Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (1920). Сщмчч. Зосимы, Николая, Василия, Иоанна, Леонтия, Владимира, Парфения, Иоанна, Иоанна, Михаила пресвитера и Евгения диакона, мч. Павла; прмцц. Анны, Веры и Ирины (1938). Препп. Зои и Фотинии (Светланы) (V). Преп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607–608). Преп. Стефана, в иночестве Симеона, Царя Сербского, Мироточивого (1200).

Заговенье на Великий Пост.

 

14/27 февраля. Понедельник. Седмица 1-я Великого Поста.

Преп. Авксентия (ок. 470). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869). Сщмч. Онисима, еп. Тульского (1937); сщмч. Трифона диакона (1938). Преп. Исаакия, затворника Печерского (ок. 1090). Преп. Марона, пустынника Сирийского (ок. 433). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры (XI). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Преп. Илариона Грузина, Святогорца (1864).

 

15/28 февраля. Вторник.

Ап. от 70-ти Онисима (ок. 109). Сщмчч. Михаила и Иоанна пресвитера (1930). Сщмчч. Николая, Алексия, Алексия пресвитеров, Симеона диакона, прмч. Павла и прмц. Софии (1938). Преп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Преп. Евсевия, пустынника Сирийского (V). Преп. Пафнутия, затворника Печерского (XIII). Виленской (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник