ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БИСЕР ДУХОВНЫЙ «ПОСТИМСЯ ПОСТОМ ПРИЯТНЫМ…» СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Пост – надежный врач
и верный помощник

14/27 февраля – начало Великого Поста

 

 

 

Благодарение Господу! Вот мы вступили в подвиг святого поста. Говорю: благодарение Господу! Ибо как не благодарить Бога за то, что начинаем дело святое – Пост? Знаю, что за стенами сего храма многие не так думают о посте. Что ж? Вольному воля! Только не от этой воли зависит, чтобы то или другое было святым. До своеволия тех, которые не принадлежат к нам, мы и не коснулись бы, если бы их воля не смущала слабых из братий наших. Итак, для утверждения в подвиге поста рассмотрим святость поста.

 

Что такое совершенство духовное? Чего оно требует от нас? Оно есть плод самого полного самоотречения; оно есть подвиг, совершаемый для Того, Кто смирил Себя для нас. Если же так, то скажите, какой жертвы не требует от нас духовное совершенство, или Христианство истинное? Если же оно есть полное самопожертвование, то требования его простираются и на нашу плоть; оно предписывает нам – не льстить и пожеланиям плоти; смирять лишениями тело, как требует обуздывать гордость духа и другие душевные грехи. Если станем отрекаться от душевных наслаждений греховных, но дадим полную волю страстям чувственным, – это не будет полное самоотречение, это будет служение Господу неискреннее, лицемерное.

<…> Пост – дело святое, потому что обуздывает силу греха, живущего в теле. Пост – средство к святости, потому что невоздержание отворяет дверь разврату помыслов и дел, потому что воздержание сообщает мыслям свет, чувствам чистоту, духу свободу и крепость. «Если какой Царь, – говорит один опытный муж, – захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. Так бывает и с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, ослабев, оставят его душу» («Достопамятные сказания о подвижничестве Святых Отцов»). Святой Златоуст учит: «Кто постится, тот гасит злые страсти. Кто постится, тот молится с бодрым духом» (Беседа 57-я на Евангелие от Матфея); «Пост делает душу бодрою, облегчает крылья ей, возносит ее выше земного, ведет к мыслям о небесном» (Беседа 1-я на Книгу Бытия). Так говорят о посте люди опытные в духовной жизни!

Сам Спаситель назначил для учеников своих пост. Его спросили некоторые: Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Он сказал в ответ: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? <...> Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 18–20). Так, по словам Господа, кто искренно любит Его, кто берет душевное участие в Его великом деле, как брачные гости делят чувства жениха, – тот будет сокрушаться, будет поститься, когда Господь их взят будет на страдания и смерть; тот будет освящать время разлучения с Господом постом умиляющим. Так должно быть по свойству любви учеников к учителю, рабов к Господу. Так и поступает доселе Православная церковь, освящая время страданий Христовых постом особенным. Евангелие повествует нам, что Сам Господь постился сорок дней. А не служит ли жизнь Его примером для нас? В делах Того, Кого послал нам Отец, не каждый ли шаг свят для нас? Жизнь Его, как и Его учение, – закон для нас, закон веры и благочестия, закон, предписываемый и любовию к Возлюбившему нас, и благоговением к Посланнику Сыну Божию. Так и сорокадневный пост Его не может не быть для нас непременным правилом, если только не напрасно носим мы имя последователей Христовых.

Братия мои! Кто из святых проповедовал пресыщение, хвалил невоздержание? Никто. Святые любили пост. Во всем являем себя, – говорит апостол, – как служители Божии, <...> в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 4–5); «Порабощаю тело мое, – пишет он же, – чтобы, иным проповедуя, самому не быть нерадивым» (см.: 1 Кор. 9, 27). Пророки любили пост, мученики любили пост, преподобные изнуряли тело постом. Святой Василий Великий пишет: «Все святые соблюдали пост как отеческое наследие, передаваемое от отца к сыну, так что это стяжание по порядку преемства сохранилось и до нас». После того кто же, слушатели мои, говорит против поста? Кто эти проповедники, которым так не нравится воздержание? С какого времени и откуда они явились в христианском мире? Если это не святые, то, конечно, люди другого разряда; кто эти люди? Осмотритесь и увидите. Это люди, для которых «Бог – чрево», но за то и кончина их – «погибель» (см.: Флп. 3, 19).

Позволь спросить тебя, брат мой: кто ты такой? Сын Православной Церкви! Прекрасно! Но где же дела, которыми принадлежал бы ты к Православной Церкви? Осмотрись. Если ты считаешь себя вправе пренебрегать уставами Церкви, – согласись, Святая Церковь еще более вправе отказать тебе в своем общении: тебе никто не дал права переменять уставы Святой Церкви по своему вкусу; а ей дано право Господом изгонять из своего общества непокорных ей. Известно ли тебе, что говорит Вселенский Собор о не соблюдающих поста Четыредесятницы? Он говорит: «Если не будут соблюдать: клириков извергать [из клира], а мирян отлучать [от Церкви]» (56-е правило Шестого Вселенского Собора).

Апостол говорит: Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек (1 Кор. 8, 13). Вот дело души истинно христианской! Любовь к ближнему дорожит спасением ближнего как своим собственным. Она не дозволяет себе ни одного поступка соблазнительного для других; она отрекается от того, что может повредить слабому и все делает, чтобы содействовать спасению его. Где ж ваша любовь к ближнему, вы, которые заражаете самый воздух невоздержанием во дни святого воздержания?! Где ваши дела назидательные для ближнего?! Горе миру от соблазнов, но вдвое горе тому, кем соблазн приходит. Сильные должны немощи немощных носить, а не себе угождать. Они виновнее слабых, когда примером своим увлекают слабых в соблазн. Не Сам ли Господь сказал о соблазняющем брата, что лучше было бы ему, если бы с камнем на шее бросили его в воду (см.: Мф. 18, 6–7)?!

Говорят: «Царствие Божие внутри нас». Святая правда! Но понимают ли, как вселяется внутрь нас Царствие Божие? Понимают ли, в чем открывается действенное присутствие его в нас? Хотят переселить Царство Божие во внутренность, полную смрада плотского. Не пойдет никогда! Хотят на почве, пропитанной нечистою влажностию, видеть благовонные плоды ангельской, чистой жизни. Смешная мечта! Нет, не обманывайтесь, братия, кто сеет в плоть свою, от плоти пожнет тление (см.: Гал. 6, 7–8).

Говорят: «Правила поста стесняют, оскорбляют свободу христианскую». Но разве христианская свобода совместна с жизнию произволов чувственных? С чего вздумали выдавать рабское служение плоти за свободу духовную? Что это за твердость духа, которая не может устоять против пара мяс и котлов египетских? «Вы, братия, призваны в свободу; только свобода ваша не должна служить к угождению плоти» (см.: Там же. 5, 13), – говорит нам святой апостол. Христианская свобода не означает жизни без правил, без повиновения закону; напротив, она есть строгое служение Богу, смиренное повиновение предписаниям закона и власти. «Поступайте, как свободные, не употребляя свободы для прикрытия порока, но как рабы Божии» (см.: 1 Петр. 2, 16), – учит святой апостол Петр. <…>

«Пусть пост дело святое, – говорит еще другой, – но я опасаюсь за мое здоровье, мое сложение слабо и расстроено и потому не могу соблюдать поста». Какая нежная заботливость о себе, но только не законная. От какого святого правила не увольняют себя под предлогом слабости? Не можешь поститься, сколько бы хотел, постись, сколько можешь, и тогда увидишь, что можешь гораздо более, чем думаешь. Оставь леность – она опасный друг. Спасение души твоей стoит труда. Если бы и так было, что твое здоровье несколько потерпело бы от поста, но когда за эту жертву получишь ты здоровье души, согласись, это много значит для тебя. Ужели душа твоя так мала в глазах твоих, что не стoит и нескольких капель лишней крови, несколько частиц грешной плоти?

Как противоречат себе, бедные! Сегодня боятся за здоровье свое, если убавят от стола несколько блюд вкусных и несколько минут времени; а в другое время немилосердно отягчают тело свое, мучат его невоздержанием крайним, неумеренностию несмышленною. Что это значит? Не обман ли, не насмешка ли над самими собою? Это ли заботливость о своем здоровье? Нет, если жизнь невоздержная и страсти не расстроят твоего здоровья, – святое воздержание не повредит ему. Воздержание – необходимое лекарство для расстроенного здоровья. Как ни прочен наш организм телесный, от непрестанной работы органы питания утомляются и ослабевают, расстраиваются и причиняют расстройство; кровь и соки, худо переработанные, портятся; отселе сотни припадков болезненных. Пост все поправляет. Органы пищеварения, не получая нового материала, потребляют прежний, тяготивший их своим избытком; соки, за излишеством остававшиеся без употребления и гнившие, перерабатываются и обращаются в пользу; кровь, дотоле густая и неровная в обращении, становится чистою, тонкою и покойною. Новейшая медицина уверилась наконец и в том, что растительная пища питательнее для тела, чем пища мясная, и что эта последняя прибавляет много крови, но тем, сильно разгорячая организм, подвергает нервы скорой порче. Итак, если вам жаль бренного состава вашего, вашего слабого сложения, призовите на помощь святой пост, – он – надежный врач и верный помощник.

Бог любви и благодати да подаст нам силу на совершение подвигов поста, молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых! Аминь.

 

Святитель Филарет Черниговский

 

Слово в понедельник
первой недели Поста, 1848 год

 

Слова, беседы и речи
Филарета (ГУМИЛЕВСКОГО),
архиепископа Черниговского
и Нежинского. В 4-х ч. СПб., 1883.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник