АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ
ГЛАВА IV:
ЧИН ХИРОТОНИИ ПРЕСВИТЕРА
§ 8
ЦЕЛУЕТ АРХИЕРЕЮ РУКУ
И ОМОФОР И ПРОЧИХ
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
«И целовав омофорий и архиерееву руку, иерей хиротонисуемый отходит и целует архимандриты и сослужители вся в рамена». Святитель Симеон Солунский (в гл. 181) говорит: «Затем повелевают ему целовать святую трапезу, как исполненную благодати, у которой он принял освящение; потом архиерейскую десницу, через которую он рукоположен, и ланиту (омофор) – в знамение божественной любви и мира. Наконец и все пресвитеры с радостию целуют его, как ставшего в одном чине с ними – в знамение любви и соединения своего с ним».
Это целование и в древнейшей Церкви было оказываемо всеми вновь посвященному. Святой Дионисий (стр. 103) говорит: «И самое целование, бываемое в конце совершения Таинства Священства, имеет некоторое священное знаменование. Все, имеющие сан священный и присутствующие при Таинстве, равно как и сам посвятивший священноначальник, целуют новопосвященного». Причину этого обряда приводит сам же Дионисий: «Потому что когда души, по принятии степени священства, видят в себе самих взаимное подобие, тогда не могут не иметь взаимной любви и не выражать ее в наружных знаках. Посему взаимное целование, священно совершаемое между лицами одного священного сана, выражает святое общение единообразных умов и взаимную любовь и радость, которые, быв облечены священным саном, сохраняют в нем всецело свое небесное благоподобнейшее величие».
§ 9
СТАНОВИТСЯ С ИЕРЕЯМИ
«И стоит со иереи». Новорукоположенный иерей становится наряду с иереями – не для того только, чтобы ему, облеченному от Бога саном священства, иметь равное место в ряду священников, но и для того в особенности, чтобы всегда вообще с другими священниками, а иногда и с самим архиереем, совершать Божественную Литургию.
§ 10
ПРИЕМЛЕТ ЧАСТЬ
СВЯТОГО ХЛЕБА
«И отломив часть от Святаго Хлеба, дает ему, глаголя сице: приими залог сей». По совершении всего посвящения дается пресвитеру часть от Святого Хлеба. Святитель Симеон Солунский (в гл. 182) объясняет так: «Архиерей, взяв десницею освященный и совершенный Хлеб (т. е. часть Тела Христова), дает его хиротонисанному, держащему крестообразно свои длани, в ознаменование как орудия Божественных страданий, так и того, что распеншийся за нас уязвлен был дланьми. И глаголет: „Приимите залог сей“ и проч. Это действие исполнено всякого трепета: ибо оно показывает, что он – строитель Таин Божиих, что он, приемля власть священнодействовать живое и животворящее Тело Христово, приемлет и священство Самого Иисуса и вверяется Ему Самому как Залогу; посему он обязывается хранить непорочным сие священство и себя самого: потому что Сам Господь все сие истяжет от него в день Суда Своего».
С ЧАСТИЮ МОЛИТСЯ О ВСЕХ
Стоя с сею частию у святого престола, новопосвященный иерей молится о живых и умерших. Святитель Симеон (в гл. 183) говорит о сем: «Потом целовав руку иерарха и отшедши от него с сокрушением, имея руки на трапезе, держа Священный Хлеб и преклоненную к нему главу, он молится, поминая и себя самого, и хиротонисавшего его иерарха, и всех священных и мирских людей, – и всем испрашивает спасение; сверх того он поминает и всех прочих православных христиан – как живых, так и умерших. Ибо он держит в руках своих Самого Господа; его руки в сию минуту священнее святых сосудов: содержимый в них Иисус Христос составляет освящение ему, рукам и главе его».
ЧИТАЕТ ЗААМВОННУЮ МОЛИТВУ
Новопосвященный пресвитер в конце Литургии, на которой посвящен, читает заамвонную молитву, и потом семь дней сряду совершает Литургии. Святитель Симеон (в гл. 184) пишет: «Новорукоположенный иерей возносит ту молитву к Богу, которая называется и окончательною, и заамвонною. В сем действии он является среди верных, как отец среди детей, с очевидным свидетельством того, что он, как иерей, есть ходатай за них перед Богом, вполне получивший благодать молиться о людях: ибо эта молитва, как окончательная в Литургии, испрашивает у Отца светов все блага и мир иереям, Царям и всем мирским людям. Наконец, приняв благословение иерарха, он целую седмицу священнодействует каждодневно – как для того, чтобы приобрести навык в деле священнослужения, так и для того, чтобы пребыть неотлучно в священнодействии в продолжении первой седмицы, которая есть образ всей жизни, – дабы, рачительно исполнив обязанности священнодействия в продолжении временной жизни, достигнуть общения со Христом в священнослужении непрестанном, безконечном. Притом, поелику он принял великий дар духовный, то, по числу седми даров Святаго Духа, от Которого он принял благодать священства, должен и священнодействовать непрерывно семь дней, как и предписано».
ГЛАВА V:
ЧИН ПОСТАВЛЕНИЯ
ПРОТОДИАКОНА, ПРОТОПРЕСВИТЕРА,
ИГУМЕНА И АРХИМАНДРИТА
§ 1
ХИРОТЕСИЮ
ПРИЕМЛЮТ МНОГИЕ
«Имеяй произвестися игумен и проч., приводится к месту». Кроме диаконства и священства бывают в Церкви и другие посторонние звания, потребные только для церковного благочиния или для народного служения. Производимый в какое-либо из таковых званий получает не хиротонию от Церкви внутри алтаря, но хиротесию, совершаемую вне алтаря, подобную хиротесии чтеца, певца и иподиакона; и для сего он приводится к месту перед царскими дверями, где архиерей находится до начала Литургии.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 141) поясняет: «Вне алтаря совершаются рукоположения протопресвитеров, архидиаконов, игуменов и прочих лиц, имеющих различные служения, которых и обязанности и чины разнообразны. Из них один рукополагается икономом, сохраняющим церковную собственность и заведывающим приходом и расходом церковного имущества». И (в гл. 245): «Кроме сих, есть многие другие лица, приемлющие некоторые другие священные служения. Все они действуют не просто и как случится, но приняв благодать Духа, дабы иметь благословение от иерарха, благодатную власть и силы к исполнению своих обязанностей. Это ведется от апостолов; так, например, о Варнаве и Павле говорится, что апостолы, помолившись, возложили на них руки и послали на дело служения».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Душа духовной жизни |
Херувим – образ непрестанного
внимания ума в славословии Бога
1. Знакомы ли Вы со святоотеческим учением о добродетели трезвения?
2. Знаете ли Вы, что, наряду со смирением, она должна быть основой, атмосферой, душой духовной жизни христианина?
3. Согласны ли Вы, что при правильной организации служебные и житейские дела не препятствуют внутреннему вниманию?
4. Задумывались ли Вы, что избавление от греховных помыслов невозможно без непрестанной молитвы? |