ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Подражатель святого Георгия

 


Великомученик Георгий поражает змия.
Памятник в Курске

 

Cвятой Михаил жил в царствование Михаила III († 867). По своему происхождению он был болгарином и родился в городе Потуке, принадлежавшем тогда Царству Греческому. Знатные родители его относились к числу первых христиан болгарских; таковым же христианином с детства был и Михаил, которого родные и знакомые называли за его благочестие «святым дитя». С младенческих лет он отличался чистотою жизни, всегда имел в сердце своем страх Божий, пребывал в посте и молитве, подавал милостыню нищим и посещал больных, украшаясь кротостью и смирением, и всякими добродетелями. По достижении двадцатипятилетнего возраста Михаил поступил в военную службу и начальствовал над значительным отрядом.

В то время поднялись войною на Царство Греческое эфиопляне и агаряне, т. е. арабы магометанской веры. Когда враги направились к греческой столице, греки выступили на ее защиту. Но видя, что магометане превосходят силою и готовы их одолеть, они бежали в горы и скрылись в безопасных местах.

В греческом войске находился и Михаил со своим отрядом. Он не испугался неприятеля, не обратился в бегство, а непрестанно укреплял и ободрял своих людей. Видя всеобщее отступление, святой прослезился и, пав ниц на землю, молился Господу Богу о спасении христиан. По окончании молитвы он со своими воинами неудержимо устремился на врага. В то же время на помощь христианским ратникам внезапно поднялась гроза: молнии и громы поражали и устрашали агарян, так что они оставили поле боя. С помощью Божией Михаил разогнал всех противников, сам же и отряд его нисколько не пострадали.

Возблагодарив Бога за дарованную победу, святой распустил свое войско и с немногими слугами отправился в обратный путь, на родину. Во время этого возвращения совершилось следующее чудо.

Михаил остановился для отдыха в одном месте. Там находилось большое озеро, из которого выползал чудовищный змий и поедал людей и скот. Некий слуга Михаила увидал с места привала дым вблизи озера и, наскоро взяв припасы для приготовления пищи, отправился туда, рассчитывая найти огонь. На берегу он встретил девицу, которая сидела в слезах и чего-то ожидала. Путник стал расспрашивать ее и так заслушался ее повествованием о страшном змие, что та пища, которую он варил, пригорела. Когда слуга вернулся к своему господину, то Михаил спросил его, почему он замедлил и отчего не уследил за пищей. Тогда слуга подробно поведал все, что видел и что узнал от девицы о змие.

Святой Михаил, выслушав рассказ, решил пойти туда и стал звать своих слуг, но они, убоявшись, отказались последовать за ним. Несмотря на это, святой, помолившись Господу Богу и осенив себя крестным знамением, сел на коня и поехал к озеру, взяв только одного старейшего помощника.

Прибыв на место, он стал расспрашивать девицу, для чего она пришла сюда. Девица рассказала об установившемся в городе обычае по очереди отдавать детей на съедение змию. Изумленный Михаил приказал своему слуге отойти с конем и ожидать вдали, а сам пал на землю и стал молиться Господу Богу. Когда святой окончил молитву и встал, среди озера появился змий и, поднявши высоко голову и ударяя хвостом по воде, начал приближаться к берегу, раскрывши три свои пасти. Святой взял щит и меч и отсек лукавому три головы, с которыми он показался. Змий же, свернувши хвост, ударил Михаила в правую щеку и левую руку и причинил ему рану. Михаил упал без сознания, но скоро очнулся и встал. Слуга святого, видя такое чудо, поспешил в город и сообщил о происшедшем. Горожане торжественно встретили избавителя, а девицу вручили ее родителям.

Итак, Богу угодно было прославить Михаила Воина таким же чудом, какое совершено было древле святым Георгием Победоносцем. После этого, дав местным жителям наставление твердо держаться Христианской веры, святой продолжил свой путь и возвратился домой. По прошествии недолгого времени он с миром отошел ко Господу. При гробе его стали совершаться многие знамения, чудеса и исцеления от болезней.

Спустя века, во времена Второго Болгарского Царства (1185–1396 гг.), болгарский Царь Калоиоанн, воюя в пределах Царства Греческого, главный город которого тогда был захвачен латинянами, занял Потуку и решил перенести мощи святого Михаила Воина в свою столицу – Тернов. Болгарский Патриарх Василий, услышав о приближении святых мощей, вышел навстречу со всем духовенством и горожанами. Царь и Предстоятель взяли гроб с останками святого на плечи и перенесли в кафедральный собор.

 

По «Житиям святых, на русском языке
изложенным по руководству ЧетьихМиней
святителя
Димитрия Ростовского» (М., 1913)

 

 

 

18 ноября / 1 декабря. Четверг.

Мч. Платона (302 или 306). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303). Св. Николая исп., пресвитера (1948). Мчч. Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли.

 

19 ноября / 2 декабря. Пятница.

Прор. Авдия (из 12-ти) (IX до Р.Х.). Мч. Варлаама (ок. 304). Препп. Варлаама и Иоасафа, Царевича Индийского, и отца его Авенира Царя (IV). Свт. Филарета, митр. Московского (1867). Сщмч. Иоанна пресвитера (1920). Сщмчч. Порфирия, еп. Симферопольского, Иоасафа, еп. Чистопольского, Сергия, Михаила, Александра, Иоанна, Константина, Александра, Игнатия, Иоанна, Симеона, Иоанна, Иакова, Димитрия, Иакова пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Геннадия, Петра, Герасима, Михаила, мчч. Валентина, Петра, Леонида, Тимофея (1937). Мч. Илиодора (ок. 273). Мч. Азы и с ним 150-ти воинов (284–305). Преп. Илариона чудотворца (875) (Груз.). Преп. Порфирия Кавсокаливита (1991). Преп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065). Обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1625). Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863).

 

20 ноября / 3 декабря. Суббота.

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Преп. Григория Декаполита (816). Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского (446–447). Сщмчч. Алексия, Александра, Владимира, Иоанна, Алексия, Василия, Николая, Иоанна, Емилиана, Николая пресвитеров и прмчч. Арсения, Евтихия и Илариона, прмц. Иоанникии игумении (1937). Прмц. Татианы (после 1937). Мч. Дасия (284–305). Мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия (312). Сщмчч. Нирсы еп. и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских; мчч. Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343). Преп. Диодора Юрьегорского (1633).

 

21 ноября / 4 декабря. Неделя 24-я по Пятидесятнице.

ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

 

22 ноября / 5 декабря. Понедельник.

Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии (I). Блгв. Кн. Михаила Тверского (1318). Сщмч. Владимира пресвитера (1932). Сщмч. Иоасафа, еп. Могилевского, сщмчч. Иоанна, Василия, Павла, Иакова, Феодора, Иоанна, Илии, Алексия, Афанасия пресвитера и прмчч. Герасима, Евтихия, Авенира, Саввы, Марка и мч. Бориса (1937). Преп. Параскевы исп. (1952). Мц. Киликии (Цецилии) и мчч. Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230). Мч. Менигна (250). Мч. Прокопия чтеца (303). Преп. Агаввы исмаильтянина (V). Прав. Михаила воина, болгарина (866). Блгв. Ярополка, во св. Крещении Петра, Кн. Владимиро-Волынского (1086).

 

23 ноября / 6 декабря. Вторник.

Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI–VII). Блгв. Вел. Кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Прмч. Серафима (1931). Св. Иоанна исп. (1932); сщмч. Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937). Мчч. Сисиния, еп. Кизического (III), и Феодора Антиохийского (IV).

 

24 ноября / 7 декабря. Среда.

Вмц. Екатерины (305–313). Вмч. Меркурия (III). Мч. Меркурия Смоленского (1238). Сщмч. Евграфа пресвитера (1919). Сщмчч. Евгения и Михаила пресвитеров, (1937). Сщмчч. Александра, Алексия, Иоанна, Корнилия и Митрофана пресвитеров (1937). Мц. Августы, мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов (305–313). Преп. Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преп. Симона Сойгинского (1562). Преп. Мастридии.

 

25 ноября / 8 декабря. Четверг.

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311). Прмц. Магдалины (1931). Сщмчч. Серафима, архиеп. Смоленского, Григория, Иоанна, Василия, Космы, Иоанна, Симеона, Илариона, Ярослава, Александра, Иоанна, Виктора, Андрея, Варлаама пресвитеров и мч. Павла (1937). Мч. Николая (1938). Преп. Петра молчальника (ок. 429).

 

26 ноября / 9 декабря. Пятница.

Преп. Алипия столпника (640). Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054). Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731). Сщмчч. Николая, Иоанна, Георгия и Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, пресвитеров, прмч. Тихона (1937). Мч. Петра (после 1937). Преп. Иакова отшельника (457). Преп. Стилиана Пафлагонского (V–VI).

 

27 ноября / 10 декабря. Суббота.

Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Персянина (421). Преп. Палладия (VI–VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обретение мощей блгв. Кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Блж. Андрея Симбирского (1841). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Преп. Романа (V). Икон Божией Матери «Знамение»: Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).

 

28 ноября / 11 декабря. Неделя 25-я по Пятидесятнице.

Прмч. и исп. Стефана Нового (767). Мч. Иринарха и святых семи жен (303). Сщмч. митрополита Серафима (Чичагова) (1937). Сщмчч. Алексия, Алексия, Василия пресвитеров (1937), прмч. Рафаила (1937), прмч. Викентия и Анисии (1937). Мц. Параскевы (1938). Сщмч. Николая пресвитера (1941). Обретение мощей преп. Сергия Сребрянского, исп. (2000). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII). Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394).

 

29 ноября / 12 декабря. Понедельник.

Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мч. Филумена (ок. 274). Преп. Акакия Синайского (VI). Сщмч. Сергия пресвитера (1941). Сщмч. Авива, еп. Некресского (VI) (Груз.). Преп. Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII).

 

30 ноября / 13 декабря. Вторник.

Апостола Андрея Первозванного (62). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937). Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380).

 

1/14 декабря. Вторник.

Прор. Наума (VII до Р.Х.). Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Персянина.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник