ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ АКТУАЛЬНО СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Крестовый поход» на Кавказ

 


Папа Франциск и армянский католикос Гарегин II

 

 

«„Pax vobis“ („Мир вам“) – таков девиз апостольского визита папы Франциска в Грузию, который продлится с 30 сентября по 2 октября; затем святейший отец посетит Азербайджанскую Республику. На опубликованном логотипе папского визита эти два слова, взятые из ХХ главы Евангелия от Иоанна, написаны на двух языках – латыни и грузинском. Выбор темы мира подчеркивает совпадение времени визита с юбилейным годом милосердия и является призывом к миру на всей земле, и в частности в азиатском регионе», – сообщает радио «Ватикан».

На логотипе, символизирующем папский визит, изображен также стилизованный крест, форма которого напоминает традиционный крест святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Желтый и красный цвета относятся к государственным флагам Ватикана и Грузии.

Как отмечала пресс-служба Ватикана еще в апреле сего года, «папа Франциск принял приглашение от Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и от гражданских и религиозных властей Грузии и Азербайджана».

Какие же цели преследует Хорхе Марио Бергольо и как связать его предстоящую поездку с противостоянием Грузинской Православной Церкви обновленчеству и экуменизму?

С прискорбием можно отметить, что происходит нечто психологически несовместимое.

На заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви, которое состоялось 16 февраля с. г., Католикос-Патриарх Илия II объявил, что Синод отверг документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», подготовленный для «Всеправославного собора». «Наша Церковь останется на старом календаре <...>. Наша Церковь была, есть и будет защитницей Православия! Грузинская Православная Церковь отвергает проект документа об экуменизме, приготовленный к „Великому собору“. Наша Церковь – это то, что спасло нашу страну и наш народ», – заявил тогда Католикос-Патриарх Илия II. 

С 25 по 28 июля с. г. группа представителей духовенства и известных богословов Элладской Православной Церкви посетила Грузинскую Патриархию и была тепло принята Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II.

В итоговом отчете о встрече отмечалось: «Цель визита делегации была двоякой: с одной стороны, выразить от имени всех верующих православных христиан Греции сердечную благодарность Патриарху, архиереям и верующим досточтимой и мученической Грузинской Церкви за исповедание Православной веры и противостояние росту синкретического экуменизма, попытку узаконивания которого предпринял критский собор, а с другой стороны – провести консультации и обсудить лично с Его Блаженством и архиереями надлежащий ответ неправославному критскому собору <...>. Патриарх приветствовал своих гостей <...>, заверив их в том, что „не существует множества Церквей, но только одна Церковь – Православная“, и что он и Священный Синод будут „работать над единством всех Православных“, которое может быть обезпечено только на основе веры, переданной нам от Святых Апостолов <...>. Гости и хозяева нашли общий язык и пришли к единомыслию по всем вероучительным вопросам относительно догмата о Церкви, ее границ и необходимости продолжать непоколебимо держаться Православного исповедания веры перед лицом распространения синкретического экуменизма».

Возникает вопрос: если «не существует множества Церквей, но только одна Церковь – Православная», то в каком качестве Католикос-Патриарх Илия II будет принимать Хорхе Марио Бергольо на грузинской земле?

Впрочем, прецедент уже имеется. Еще в ноябре 1999 года папа римский Иоанн Павел II совершил визит в Грузию, где провел встречи с Блаженнейшим Патриархом Илией II и президентом страны Эдуардом Шеварднадзе. Господь попустил тогда приезд главы католической еретической лжецеркви, который осквернил древнейшую святыню земли Иверской: «В кафедральном соборе Светицховели, построенном в XII веке в древней столице Грузии – Мцхете, папа римский благословил народы Грузии и призвал их к единству независимо от религиозного исповедания, а также выразил пожелание установления взаимопонимания между различными конфессиями. Все услышали его призыв к преодолению несущественных различий, сближению и сотрудничеству католичества с Православием», – отмечалось в газетах.

Теперь к «преодолению несущественных различий, сближению и сотрудничеству католичества с Православием» будет призывать народы Грузии папа Франциск. Но следует отметить, что более 80% населения Грузии – православные христиане, 9% – мусульмане, католиков же – лишь 1,5% (остальные – приверженцы других религий).

Во время юбилейной аудиенции 30 июня с. г. в Ватикане папа Франциск сообщил, что он принял приглашение отправиться во вторую поездку на Кавказ по двум причинам: чтобы «подчеркнуть древние христианские корни на этих землях – разумеется, в духе диалога с другими религиями и культурами, – и чтобы укрепить надежду и путь к миру».

По сообщению радио «Ватикан»: «В Тбилиси папа Франциск прибудет 30 сентября во второй половине дня. <…> Вечером того же дня в патриаршей резиденции запланирована встреча с Католикосом и Патриархом всея Грузии Илией II <…>. На следующий день, в субботу 1 октября, папа Франциск возглавит святую мессу на тбилисском стадионе имени Михаила Месхи, после чего встретится со священниками и монашествующими в храме Успения Пресвятой Богородицы <…>. Вечером святейший отец посетит патриарший кафедральный собор Светицховели в древнем городе Мцхета».

Значит, снова, как и в 1999 году, папа запланировал поругание великой святыни земли Иверской. Светицховели (от груз. «Животворящий столп») – кафедральный патриарший собор Грузинской Православной Церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия был и остается центром православной Грузии.

Немалую тревогу вызывает и политический аспект визита Франциска на грузинскую землю. Согласно сообщению пресс-службы МИД Грузии, заместитель секретаря по отношениям «святого престола» с государствами кардинал А. Камиллери в очередной раз подтвердил твердую позицию Ватикана по поводу непризнания независимости Абхазии и Цхинвальского региона «так называемой» Южной Осетии. Из чего следует, что Франциск полностью поддерживает захватническую политику грузинских властей в отношении свободолюбивых народов Абхазии и Южной Осетии.

Говоря о следующей цели кавказской поездки Франциска – Баку, следует отметить, что понтифик и там нашел «древние христианские корни». Речь идет о Кавказской Албании, возникшей в конце II – середине I веков до нашей эры в восточном Закавказье и занимавшей часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана. Христианство стало государственной религией Албании в начале IV века, когда Царь Урнайр был крещен в Великой Армении просветителем этой страны святым Григорием.

В 2013 году посол Азербайджана в Греции Рахман Мустафаев дал любопытное интервью. В частности, он заявил: «Албанская Церковь была основана прибывшими из Иерусалима апостолами Варфоломеем и Елисеем, но также еще и деятельностью поселившихся в Албании иудеев-назареев, еврейских христиан. Нахождение Албании по соседству с Грузией, Арменией и Персией обусловило связи Албанской Церкви с Грузинской, Армянской и Сиро-Персидской Церквями. Главы Албанской Церкви участвовали в поместных Соборах вместе с армянскими и грузинскими епископами...»

Таким образом, намек папы на «древние христианские корни» Азербайджана совсем не случаен. 

«Визит Франциска начнется с мессы в храме непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. После богослужения понтифик проведет встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, руководством Управления мусульман Кавказа, а также представителями Русской Православной Церкви и еврейской общины. Вечером этого же дня глава римско-католической церкви возвратится в Ватикан», – сообщает пресс-служба «святого престола».

Несомненно, в ходе встречи понтифика с Алиевым в Баку будут затронуты вопросы, связанные с карабахским конфликтом. Здесь папа может выступить в качестве миротворца-посредника, не забывая, безусловно, о собственных интересах. Франциск – великий импровизатор, который в любой момент умеет сказать то, что нужно, но при этом провести свою линию. В Армении он с одинаковой легкостью покорил и президента Сержа Саргсяна, и католикоса всех армян Гарегина II. «Экуменическая церемония и совместная молитва папы Франциска и католикоса всех армян Гарегина II о мире, прошедшая в центре Еревана на площади Республики, завершилась вручением понтифику миниатюры Ноева ковчега», «В святом первопрестольном Эчмиадзине была совершена святая литургия под предводительством Гарегина II и папы римского Франциска», – вещали телевидение, радио и интернет.

По окончании службы католикос обратился со словом к многотысячной аудитории. Вот некоторые выдержки из него: «В святом Эчмиадзине дни восхваления Господа с обилием духовной радости и совместной молитвы. Сегодня мы объединились святой литургией при молитвенном присутствии нашего возлюбленного брата – папы Франциска. <...> Дорогие, в эти дни совместными визитами и молитвами вместе с нашим духовным братом папой Франциском мы вновь подтвердили, что Святая Христова Церковь едина в мире, в жизненно важной миссии распространения Евангелия Христа, в заботе о творении, противостоянии всеобщим проблемам, спасении человека – славы и венца Божиего творения». Комментарии, пожалуй, здесь излишни. Увы, победа Франциска в данном случае – неоспорима: он «застолбил» Армению как свою территорию.

Что произойдет в Грузии и Азербайджане, мы вскоре узнаем.

Остается отметить, что пастырских причин для посещения этих государств у папы нет: об Иверии мы уже сказали, а Азербайджан – вообще мусульманская страна, хотя и имеет «древние христианские корни».

Ватиканский историк, профессор Альберто Меллони, объясняя особые секреты папской «дифференцированной геополитической карты мира», говорит, что Франциск имеет обыкновение «начинать с небольших стран, прежде чем обратиться к более крупным». Поэтому, по словам Меллони, поездку понтифика на Кавказ можно рассматривать как «предварительный подход к Москве, которая является реальной проблемой Ватикана, решающего, что делать с Россией и Китаем, великими сверхдержавами нашего века».

В заключение хочется напомнить читателю слова митрополита Одесского и Измаильского Агафангела: «В настоящий исторический момент абсолютно все происходящее в мире имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические!»

Чтущий да разумеет.

 

Валерий Павлович ФИЛИМОНОВ,
писатель-агиограф

Печатается с сокращениями

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник