ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 73

ТЕПЛОЮ ВОДОЮ

ОЗНАЧАЕТСЯ ДУХ СВЯТЫЙ

 

«И приемля теплоту». Церковь всегда верует, что все Таинства совершаются и оказывают действие свое через наитие Святаго Духа. Дабы представить Духа Святаго в пресвятейшем Таинстве сей Трапезы, за благо принято и установлено вливать в Чашу теплую воду, как образ Того же Святаго Духа. Здесь употребляется та согретая вода, которую диакон принимает от посвященного свещеносца.

 

§ 74

ВЛИВАЕТСЯ
ТЕПЛАЯ ВОДА В ПОТИР

 

«Благослови, Владыко, теплоту». Что теплая вода вливается в Чашу не прежде, но уже после освящения Святых Даров, причиною тому писатели поставляют то, что Тело Христово, животворное по смерти, Кровь и вода всем с верою причащающимся Его, подает всегда Святаго Духа.

Святитель Герман говорит: «Как из Божественного ребра истекли Кровь и вода, исполненные теплоты, так и во время Причащения теплая вода, вливаемая в Чашу, дополняет совершенный образ или вид Таинства для причащающихся края Потира, которые касаются как бы самого жизнодательного ребра».

Ибо та кровь, которая истекает из жертвы недавно закланной, бывает теплою, дымящеюся и даже жизнью еще дышащею. И как жертва вместе с кровью испускает жизнь и дух, так и Христос, источив Свою Кровь, которую мы пьем, как бы кипящую, излиял на нас безсмертную жизнь и Духа.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 94, о храме) говорит: «Потом священник вливает в чашу теплую воду. Это делает он в знак того, что и мертвое тело Господа, по разлучении с ним души, пребыло животворным, т. к. Божество не разлучилось от него и все действия Духа в нем оставались. Но поелику теплая вода имеет живительную силу, то во время Причащения она вливается с тою целию, чтобы мы, прикасаясь устами Чаше и причащаясь Крови, пили ее, как бы от животворящего ребра».

Матфей Властарь (под буквою К, гл. 8) говорит: «Чтобы самым вкусом уверить нас, что Кровь и вода текут не из мертвого, а из живого Тела (потому что теплая, парная кровь течет обыкновенно не из мертвого тела, как и из Господня Тела, как живого и животворящего, текла животворная Кровь и вода), – теплота не вливается в Чашу в начале соединения, чтобы она не охладела во время Причащения».

И Вальсамон в «Номоканоне» пишет, что теплая вода потому не вливается в Чашу в начале Литургии, чтобы, сделавшись во время Причащения снова холодною, не потеряла своего знаменования. Вот слова его: «Из Господня Тела, как живого и животворящего, истекли имеющие животворную силу Кровь и вода».

Некоторые из новейших писателей, сообразив смысл вышеприведенных слов и самые настоящие действия с прежними частями Литургии, говорят: «Т. к. доселе во всецелом ходе Литургии видели Христа преуспевшим летами, но вскоре распятым, то нужно было какими­либо образами представить и то, что последовало за Его смертию, чтобы таким образом составилось полное изображение всех таинств. Но если кто рассудит: какая цель и какой плод Христовых деяний и изречений, тот узнает, что не иная цель и не иной плод был страданий Христовых, как ниспослание Святаго Духа на Церковь. Поэтому нужно было представить образно и Святаго Духа. Вследствие этого Он изображается теплою водою, вливаемою в Тайны; потому что она, имея свойство воды и быв причастна огня, изображает Святаго Духа, Который и Сам называется водою, и на Христовых учеников нисшел в виде огня. Но Дух Святый нисшел на апостолов уже тогда, когда совершилось все, касавшееся Христа; потому и ныне вода вливается уже в совершенные и освященные Дары. А т. к. Тело Христово образует Церковь, то и значит, что оно восприяло Духа Святаго».

Такое объяснение подтверждается и словами, произносимыми священником в то время, когда он благословляет теплую воду: «Благословенна теплота святых Твоих», и словами диакона, когда он ее вливает: «Теплота веры исполнь Духа Святаго».

Это мнение ясно выражает и святитель Симеон в ответе на 58 вопрос митрополита Пентапольского: «Теплота тогда перед Причащением на Преждеосвященной Литургии вливается не ради какого­либо совершения; потому что и в совершенной Литургии вливается не ради совершения, но для того, чтобы, вкусивши теплой страшной Чаши, мы уразумели, что и по смерти Христа животворное Тело Его было неразлучно и нераздельно с Божеством, как и Божественная Его душа исполнена действом Духа. Теплота и показывает, что животворящий Дух не отступил от животворящего Тела Христова и что Божество с ним не разлучилось. Вода и теплота вместе изображают Святаго Духа, Который негде называется водою, и т. к. теплота происходит от огня, как Божество Духа от Отца. Потому и говорится при вливании теплоты: „Теплота веры исполнь Духа Святаго. Аминь“».

 

§ 75

ДИАКОН БЕЗ
ПРИЧАЩЕНИЯ НЕ ЛИТУРГИСАЕТ

 

«Диаконе, приступи». Священник призывает диакона и увещевает его принять Причащение. Ибо епископ, священник и диакон, или другой кто из священнического чина, если не причастится, то, по правилу апостольскому, «да глаголет вину, еяже ради не причастися: поведав же вину подобну, помилован будет». И потому ныне за правило принято, чтобы, если диакон не причащается, то и не служил бы со священником.

 

§ 76

ПЕРЕД ПРИЧАЩЕНИЕМ
ВСЕ ПРОСЯТ ПРОЩЕНИЯ

 

«И пришед диакон творит поклон, благоговейно прося прощения». Приступая к Причащению, диакон просит прощения у священника; подобным образом и каждый из мирян, желающий принять Причащение, кланяется предстоящим и тайно или вслух говорит им: «Простите мне», и на это, побуждаясь христианскою любовью, все ему отвечают: «Бог да простит тебя».

 

§ 77

ОБРАЗ ПРИНЯТИЯ
СВЯТОГО ТЕЛА В АЛТАРЕ

 

«Священнодиакону преподается честное». Когда Святое Тело преподается диакону, тогда он принимает его, сложив крестообразно руки.

Святой Кирилл Иерусалимский в поучении о Божественной Литургии так объясняет образ сего принятия: «Приступай не с простертыми дланями и не с разъятыми перстами, но, сделав из левой руки как бы престол для правой, как будто имеющей принять на себя Царя, и, согнув длань, принимай Тело Христово, говоря при этом: „Аминь“».

И святой Иоанн Дамаскин о том же (в книге 4, гл. 13) говорит так: «Приступим к Нему с желанием распаленным и, сложив крестовидно длани, примем Тело Распятого: приклонив очи, уста и чело, причастимся Божественного Угля; так, чтобы огонь находящейся в нас любви, по приятии горящего Угля, попалил наши грехи, просветил наши сердца и, воспламенившись причастием Божественного Огня, мы обожились».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

   

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник