ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 44

«ПРИИМИТЕ, ЯДИТЕ…»

 

Иерей не тайно, но громогласно говорит сии слова: «Приимите, ядите…» и потом: «Пийте от нея вси...» Ибо все сии слова суть начало и основание настоящего священнодействия и Самим Господом сказаны Своим ученикам и апостолам.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 86, о храме) поясняет: «Иерарх, воспев величайшее из всех дел Божиих, т. е. вочеловечение Единородного и великое дело Домостроительства, т. е. смерть Его за нас, начинает воспоминать Таинство и произносит священные слова, которые сказал Спаситель, когда Сам священнодействовал. В словах „Приимите, ядите…“ Христос не употребил слово „вси“, а в словах „Пийте от нея“ прибавил „вси“. Причину сего Феофилакт в толковом Евангелии объясняет так: „Как в Ветхом Завете было заклание и кровь, так и в Новом Завете есть заклание и кровь же. Спаситель сказал: изливается за многих, т. е. за всех, ибо многие – все равно что все. Почему же Иисус Христос сначала не сказал: ‘Приимите вси и ядите’, а потом – ‘Пийте от нея вси’? Некоторые говорят, что из-за Иуды, который, взяв хлеб, не съел его, но скрыл, имея намерение показать его иудеям и сказать, что Иисус хлеб сей называет Своим Телом; ‘Пийте же’ – потому, что Иуда, не имея возможности скрыть вина, должен был против воли выпить его. Другие же правильнее говорят, что не все могут вкушать твердую пищу, но только возрастные, а пить могут все, а потому и сказано: ‘Пийте вси’. Так точно и простейшие предания веры всем удобопонятны, а важные и высокие – не всем“».

 

§ 45

«АМИНЬ»

 

Иустин мученик в «Апологии» говорит: «По совершении священником молитв и благодарения весь предстоящий народ взывает „Аминь!“, что с еврейского означает „Буди!“ или „Да будет!“».

 

§ 46

ДИАКОН ОРАРЕМ
УКАЗЫВАЕТ НА СВЯТЫЕ ДАРЫ

 

Два действия здесь достойны замечания. Первое – когда священник, намереваясь благословить и освятить предложенные Дары, не берет их в руки, как поступил Христос, Который прежде взял, а потом благословил, но только, простерши руки, указывает на них. То же делает и диакон: он и священник отнюдь тех Даров не касаются. Но при изречении слов «Твоя от Твоих…» диакон вместо того принятия их в руки поднимает весь святой дискос и весь святой потир.

Объясняя в сем случае действия иерея и диакона, один из писателей говорит следующее: «Не все то необходимо для освящения Даров, что сделал Иисус Христос; так, священнодействующие не берут хлеба в руки и не возводят очей своих на Небо»; все это они могут опустить, исключая только благословения.

Второе – когда священник произносит: «Сие есть Тело Мое…» и «Сия есть Кровь Моя…» и проч., тогда диакон орарем показывает на Святые Дары. И не напрасно Отцы установили такой обряд, но дабы через него явить вещь таинственную. Ибо диакон сим своим действием свидетельствует о присутствии Христовом и делает не что иное, как принимает на себя образ Предтечи и говорит священнику слова как бы самого Иоанна: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29). Итак, то, чего здесь диакон не произносит голосом, то показывает орарем.

 

§ 47

СВЯТЫЕ ДАРЫ
ПРИНОСЯТСЯ ПО ЗАПОВЕДИ

 

«Поминающе убо спасительную сию заповедь». Хотя «сия заповедь», о которой говорит святой Златоуст, точными словами здесь и не изображается, но у свт. Василия Великого на сем месте она находится. Заповедь, сказанная Христом, есть следующая: Сие творите в Мое воспоминание (1 Кор. 1, 24), и проч. Эта заповедь обязует нас освящать Таинство Евхаристии, принимать оное, возобновлять и совершать его всякий день, в воспоминание Христа Спасителя.

 

§ 48

ПРОСКОМИДИЯ
ТРЕТЬЯ И ПОСЛЕДНЯЯ

 

Мы выше (в § 32) сказали о трояком приношении. Т. к. из этих трех приношений это последнее есть самое высшее, то священник забывает смиренный вид, когда он, признавая свое недостоинство, молился: «Удовли нас Тебе приносити Дары сии, и сподоби нас обрести благодать пред Тобою…» Теперь же священник, отбросив страх и ободрившись, дерзает приносить Самому Богу Дары, ниспосланные роду человеческому, и говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще…»

 

§ 49

БЛАГОДАРЕНИЕ В СВЯЩЕННОДЕЙСТВИИ
ОТНОСИТСЯ КО ВСЕМ ЛИЦАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

 

«Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи...»

Святой Герман поясняет: «„Тебе поем“ – Бога и Отца, „Тебе благословим“ – Сына и Слово, „Тебе благодарим“ – Святаго Духа».

Достойно и праведно возносится ко Святой Троице такое благодарение. Ибо в искуплении рода человеческого через страдание Христово участвовали все три Лица, хотя страдание это понес и претерпел Один Христос. Отец восхотел, чтобы принесен был в жертву Телец упитанный; Сын есть Телец, всегда закалаемый; Утешитель же Дух Святый священнодействует эту жертву.

 

§ 50

«СЛОВЕСНАЯ И
БЕЗКРОВНАЯ СЛУЖБА»

 

Хотя главнейшая и большая часть сего священнодействия состоит во внешнем жертвоприношении, но исполняется оно усердною мыслию и покорным духом; хотя жертва эта есть самое Тело Христа Господа, за спасение людей пожертое на жертвеннике крестном, но освящается оно на алтаре безплотным Духом. Потому нимало не удивительно, когда мы все сии действия, по предписанию Святых Отцов, называем «словесною и безкровною службою».

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

     

ОПРОС ||
«Путь нечестивых погибнет»

    

     1. Знаете ли Вы о предстоящей 12 февраля с. г. встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой римским Франциском?


     да – 91%; нет – 9%

 

     2. Согласны ли Вы, что гонения на католиков в Северной и Центральной Африке и на Ближнем Востоке – только предлог, а не истинный повод этой встречи?


     да – 98%; нет – 2%

 

     3. Известно ли Вам, что униаты из т. н. «Украинской греко-католической церкви», принимавшие активнейшее участие в государственном перевороте на Малой Руси, подчиняются Ватикану?


     да – 89%; нет – 11%

 

     4. Согласны ли Вы, что объединение Православной Церкви с еретической католической псевдоцерковью невозможно?


     да – 100%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник