ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Покаяния отверзи ми
двери, Жизнодавче…»

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 8

 

Основное предварительное условие нашего соединения со Христом – это очищение сердца и души от грехов, от всего того, что нынешнее общество потребления навязывает человеку; избавление от богопротивного духа гордости, самолюбия, эгоизма, человеконенавистничества, дерзости, хульных и скверных помыслов, вредных сомнений, зависти и жадности.

Чистота сердца – сегодня редчайшее качество в дружеских, рабочих и даже семейных отношениях; в разговорах, желаниях, мыслях – в том числе и среди пастырей. Т. н. средства массовой информации постоянно снижают свою нравственную планку, насаждая грех и ложь. Многие забывают, что такое скромность и строгость, простота и мужество. Все это приводит к духовному помрачению, когда в людях доминирует рационалистическое мышление, а сила воли и стремление жить по заповедям Божиим ослабевают. Так человек становится духовно неустойчивым, его нравственные ценности и ограничения постепенно сходят на нет.

Ныне люди нередко оправдывают собственные страсти и ошибки, приуменьшают свои грехи, и подобное поведение поощряет психология. Признание в грехах считается малодушием, проявлением слабости. Постоянные попытки обелить себя и переложить ответственность на других сформировали эгоистичного и инфантильного человека, не способного противостоять диавольским искушениям.

Некоторые люди уже настолько рациональны, что евангельские ценности и каноны для них существуют только в контексте их личных потребностей и желаний; они пытаются приспособить под себя даже четко определенные церковные правила о посте, воздержании, деторождении, нравственности, скромности, порядочности, честности и проч.

Поэтому духовничество в наши дни – крайне непростое служение. Учитывая все это, необходимо восстановить в полной мере катехизацию, евангелизацию, духовное обучение не только верующих, но и священства. Конфликтная атмосфера, отсутствие истинной святости, безбожие и материальные устремления – вот реалии нашего времени. Особое внимание в этой связи требуется молодому поколению, ибо именно молодежь, чье нравственное воспитание в таких условиях не может быть полноценным, как никто другой нуждается в любви и духовной опоре.

Есть и другие серьезные проблемы: даже среди нас, христиан, часто наблюдается стремление «работать меньше, а жить лучше». Мы постоянно ищем, на кого бы переложить свои трудности, поскольку не хотим нести свой крест. Часто мы и понятия не имеем о его смысле – мы благоговейно кладем поклоны перед распятием в Церкви, усердно крестимся, но в то же время личный крест отвергаем. Мы почитаем мучеников и всех святых, но сами избегаем столкновения с малейшим препятствием или проблемой. Пост у нас считается слишком сложной задачей, мы едва не отчаиваемся, когда заболеваем, не терпим критики в свой адрес, даже если виноваты. Как же мы сможем смириться с несправедливостью, клеветой, гонениями и ссылками – со всем тем, что претерпевали святые? Вполне ясно, что дух практицизма, беззаботной комфортности и потребительского отношения изменил духовную жизнь людей. Мы будто стремимся к христианству без аскетизма, к удобному «Православию», забывая, что вера Христова зиждется на подвиге и мученичестве.

Проблема еще и в том, что человек надеется и опирается на свои логику, разум, информацию – на все материальное и рациональное. Но задача Святой Церкви – не воспитание интеллектуалов. Для нас «рацио» – не философия, а вполне грешное мировоззрение и одна из форм атеизма – потому что рационализация вступает в противоречие с идеалами нашей веры, она противна надежде, любви и доверию к Богу. Рационалисты всегда рассуждают через фильтр собственного ума, исходя из своего «я» как центра всего мира; в их умствованиях нет места Божественному Провидению и помощи свыше.

Полагаясь на свой ум, рационалист не позволяет Богу вмешиваться в его жизнь и даже осмеливается судить Самого Господа. Разумеется, такие люди не чувствуют потребности исповедоваться. Святой Симеон Новый Богослов пишет, что человек, убежденный в своей безгрешности, на самом деле находится в состоянии глубочайшего падения, и таковая его уверенность есть самый тяжкий грех. Мы дожили до того, что некоторые новые «теологи» говорят не о грехе, а о «вопросах, не имеющих однозначного ответа». Они пытаются заглушить свою совесть, предлагают ей сделку. Есть верующие, которые регулярно посещают церковь и соблюдают посты, но по-фарисейски считают себя какими-то особенными, не находя нужным прибегать к Таинству Покаяния.

Святые Отцы предупреждают, что гордость – самое большое зло. По слову преподобного Иоанна Лествичника, это «мать всех зол», источник всевозможных страстей, в первую очередь – тщеславия и самооправдания. Гордость – это отрицание Бога, уподобление сатане. Превращая человека в безсильное и бездеятельное существо, она особенно тяжело поддается врачеванию.
У гордости много лиц: хвастовство, высокомерие, надменность, наглость, дерзость, мания величия, сарказм, амбициозность, самолюбие, тщеславие, жадность, любоначалие, отсутствие уважения к другим... Эта страсть не дает человеку покаяться. Язык часто служит ее инструментом в длинных и пустых разговорах, где вместо искренности и простоты берут верх лицемерие и насмешки.

Семь смертных грехов влекут за собой все прочие пороки. Один из них – жадность, проявляющаяся в желании денег, скупости, ростовщичестве, холодности к ближним, окаменелости сердца, лжи, несправедливости, склонности к азартным играм. Многие душевные недуги связаны и с нецеломудрием – зависть, чревоугодие, гнев, рассеянность и безпечность.

Обращает на себя внимание и множество нетрадиционных моментов в семейной жизни. Отсутствие желания рожать детей или рождение только одного ребенка – это следствие эгоизма супругов. Пагубны также чрезмерное стремление уберечь детей от сложностей жизни и, наоборот, небрежное отношение к ним. Все это должно составлять заботу духовника. Семья – это своеобразная школа, где люди обучаются взаимоуважению и любви. Нужно помнить, что союз двух себялюбцев не может быть браком. Диавол очень радуется всем нашим разладам и ссорам, повседневным ошибкам и слабостям.

Родители принесут своим детям больше пользы не какими-либо заботами об их социально-материальной благоустроенности, а добрым примером и любовью в семейном кругу. Совместное участие супругов и их чад в святом Таинстве Исповеди укрепит их семейную жизнь в Церкви Христовой. Когда родители искренне каются и просят у Господа прощения во грехах, они тем самым учат детей смирению, освобождающему от уз диавола. Над семьей, где есть любовь и взаимопонимание, всегда простерто Божие благословение. Такой дом – неприступная крепость для всех зол.

Одно из препятствий к покаянию и Исповеди – позиция самооправдания, на которой стоят многие люди. Как мы уже заметили выше, основа самооправдания – демоническая гордость. Наглядный ее пример – фарисей из евангельской притчи. Человек, склонный к самооправданию, обладает нравственными качествами со знаком минус. Он превозносится и желает, чтобы и другие его хвалили, пусть и не явно. Такой человек счастлив, лишь когда ему льстят, а сам он унижает и обижает других. Он чрезмерно самоуверен, он оправдывает себя, считая, что Бог должен еще и наградить его за это. Христианин, привыкший к самооправданию, – заложник страстей, не позволяющих ему открыть душу для божественной милости.

С гордостью неразрывно связано и осуждение ближних, что, к сожалению, свойственно многим из нас. Это – феномен нашего времени и современного общества, в котором люди уделяют больше внимания грехам окружающих, чем своим собственным. К тому же профессиональные и бытовые навыки человека зачастую не позволяют ему научиться правильно и свободно мыслить, молиться, развивать самосознание, самокритику, самоконтроль, помнить о бренности земного бытия. А СМИ делают основной акцент на скандалах, смакуя информацию о чьих-то страстях, грехах и ошибках. Соприкосновение с этим загрязняет душу. Под влиянием таких новостей люди начинают верить, что они гораздо лучше многих медийных персон, героев газетных историй и телевизионных передач, черствеют душой, закостеневают в повседневной действительности. В наши дни очевиден упадок нравственности и необычайный рост эгоизма, неприязни к ближним и равнодушия. Святой Максим Исповедник говорит, что человек, уделяющий внимание чужим грехам, осуждающий окружающих лишь на основе собственных домыслов, не способен искренне покаяться.

Итак, подведем итог сказанному. Самая важная наша цель – это спасение, к которому мы должны стремиться, пока живем на земле. Спасения можно достичь только искренним покаянием и участием в Таинствах Церкви.

Покаяние открывает нам двери рая, но и в каком-то смысле водворяет рай на земле, выражающийся в чувствах радости и мира душевного. Люди, которые регулярно исповедуются, могут надеяться на счастье и умиротворение, на милость и благословение Божии уже в этой жизни. Это подтверждает святитель Иоанн Златоуст, говоря, что благодать Божия превращает волка в ягненка. Нет такого греха, который бы превосходил Божие милосердие. Нет такого грешника, который не может стать святым, если будет искренне к этому стремиться.

Духовник выслушивает исповедь чада и разрешает от грехов под своей святой епитрахилью. Однако исповедник не может исповедоваться самому себе; он должен встать на колени под епитрахиль другого священника, чтобы покаяться и получить разрешение от грехов. Т. е. следует соблюдать духовный закон, установленный Божией милостью и мудростью. Мы не можем исповедовать других, не исповедуясь сами. В жизни мы должны применять то, чему нас учит Святая Церковь. Как можно наставлять в покаянии, не раскаиваясь самому? Легкомысленные, непокорные, самолюбивые и не исповедующиеся люди – наиболее серьезная проблема современной церковной жизни.

 

Монах Моисей Святогорец

 

Перевод с сербского языка
Майи ЙОНЧИЧ

 

Источник: http://borbazaveru.info

 

Печатается с сокращениями
и литературной правкой
редакции «ПК»

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник