ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Тайна нашей силы

1/14 октября – Покров Пресвятой Владычицы Богородицы

 

 

 

 

В чудную область благочестивой древности переносит нас воспоминаемое ныне событие. Духовными очами видим мы благолепный Влахернский храм Богородицы в Царьграде, во всей красе ночного богослужения; видим торжественный собор священнослужителей, во главе со святым Патриархом Тарасием; видим многочисленный народ, горячо молящийся об избавлении от врагов, и с ним – благочестивый Царь Лев Мудрый. Видится и слышится наше возвышенное православное богослужение. Идет продолжительное, буквально всенощное моление, но бодры духом богомольцы, усердна молитва, и эта молитва окрылила души, открыла очи веры, отверзла и самое Небо. К концу всенощного бдения, в четвертом часу утра, преподобный Андрей с учеником своим Епифанием – оба нам родные по крови, славяне – видят на воздухе Пресвятую Богородицу с ликами святых ангелов, пророков и апостолов, молящуюся за род христианский перед Сыном Ее и Богом и осеняющую народ честным Своим Покровом.

Перенесемся теперь мысленно из этой чудной области древнего благочестия к нашему теперешнему времени и к нашему теперешнему положению. И мы теперь в храме; тоже видится и слышится богослужение... Но простерт ли и ныне над верующим народом Покров Богоматери, в общении ли пребывают с нами лики святых? Веруем твердо и исповедуем открыто, что это так. Христос Иисус вчера и ныне Тот же и во веки (см.: Евр. 13, 8), – говорит святой апостол. И Церковь Его пребывает вечно, и слово Его не мимо идет: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Истина эта особенно близка к сердцу нашему ныне, ныне же она особенно ясно проповедуется и Церковью. «Дева днесь, – поется в богослужебной песни нынешнего праздника, – т. е. Дева и ныне, и сегодня – предстоит в церкви и с ликами святых за нас невидимо молится Богу...» Не видим мы этого телесными очами, но видим очами веры. Были некогда во Влахернском храме многочисленные богомольцы, но не удостоились чудного видения; был Царь, за свой разум и познания прозванный Мудрым, был Патриарх, признанный Церковью святым, – но увидел Богородицу только убогий слуга вельможи, наш единоплеменник, славянин Андрей, Христа ради юродивый. Такого видения достигают только избранные и после долгого духовного подвига и опыта.

Но если Дева и ныне, и сейчас, и всегда предстоит с нами во храме, то какую же святыню, какое сокровище неоценимое, какое место высокое представляет собой наш храм!

Знали это и в Ветхом Завете, когда любовь Божественная еще не во всей полноте и ясности была открыта людям. С каким восторгом, с какою пламенною любовью желал водвориться в храме святой царепророк Давид! Окруженный бедствиями; ожидающий каждую минуту, что вот восстанет на него брань, ополчится на него враг; оклеветанный врагами, преследуемый злобными гонителями (см.: Пс. 26, 2–3, 10–12), огорченный потерею всего милого сердцу и изменой ближних и друзей, – о чем он молит Господа, чего прежде всего желает душа его? Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его (Там же, 4)!

В Новом Завете Бог открыл Себя людям, насколько они могут это вместить. Поэтому и храм новозаветный есть полное и действенное открытие Божества, тем более он должен привлекать к себе верующих. Здесь – Бог, Утешитель скорбящих; здесь – общение святых, отошедших в Жизнь Вечную и не забывающих братию, странствующую на земле; здесь – веяние Неба, здесь – дыхание Страны Вечной. Нужно ли тебе вразумление, тяготят ли сомнения, мир ли наводит на тебя мрак свой, окружили ли тебя враги и клеветники и ищут души твоей – молись здесь перед Светом, просвещающим всякого человека; молитва озарит твою мысль, рассеет образы лукавого миpa. Грех тяготит тебя, совесть взывает, близок ты к отчаянию – здесь же, во храме милосердия, для совести твоей дается елей милости и врачевание веры в Таинстве Покаяния, здесь же, в жажде вечного общения с Высочайшим Богом, самым делом ты соединишься с Ним и в молитве, и в беседе, и во Святом Причащении.

Зачем же ты не идешь в открытую врачебницу? Зачем это охлаждение к храмам и богослужению, которое ныне так охватило русский народ? Зачем пустота в храмах и многолюдство в домах веселья, легкомыслия и разврата? Зачем и это небрежение к святыне со стороны тех, которые еще посещают храм? Ты стоишь здесь с рассеянными мыслями, с блуждающим взором, ты входишь сюда как в обыкновенный дом... Слышишь ли грозное обличение апостола: «Или домов не имате? Или о Церкви Божией нерадите?» (см.: 1 Кор. 11, 22)? Неблагодарный и безумный! Церковь ведь о тебе молится, о твоих близких – живых и умерших, о твоем спасении, о твоем счастии, – а ты не хочешь внять ее голосу?! Церковь окружила тебя здесь образами, возбуждающими в душе все святое и возвышенное, она одела свое богослужение в благолепную ризу песней и молитв, в красоту обрядов и священнодействий, а ты, как раб ленивый и злой, стоишь холодный и невнимательный, с каменным сердцем! В таком случае по своей вине ты – не спасаемый, а гибнущий!

В чем спасение и гибель для одного отдельного человека, в том спасение и гибель и для целого народа. Спасаемый ли или гибнущий народ наш? Окруженный ныне бедствиями, видящий, что восстает на него брань и ополчается враг, оклеветанный, расхищаемый внутренними врагами и предателями, испытавши столько ударов, – он восстанет в силе и крепости, он воспрянет, оживит древнюю свою мощь и славу, он сбросит с себя путы и узы, как Самсон, пока пребудет в молитве, вере и благочестии. И он будет в плену у врагов, если, как Самсон, забудет святые обеты, изменит Богу и предаст тайну силы своей – тайну веры и благочестия – соблазнительным речам нового блудного мирского воззрения на власть, на государственность, на земную жизнь.

К Богу, к Церкви, ко храму, к молитве, к общению святых, к религиозному воодушевлению, к нравственной чистоте, к подвигу святости – вот куда зовет тебя, русский народ, нынешний праздник. И если ты в покаянии и молитве, не ожесточив сердца, а смягчив его верою, глас этот услышишь и, как древле, всенародно, во главе с Царем, во главе с Церковью и ее служителями останешься твердым в вере, уповании и молитве, – то твердо знай и разумей: Дева и ныне предстоит с тобою в Церкви и с ликами святых невидимо молится о нас Богу. Дева и ныне покрывает народ страдающий и верующий честным Своим Покровом. И Бог сил, Бог мира будет с нами! Аминь.

 

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

 

Полное собрание сочинений
протоиерея Иоанна Восторгова.
СПб., 1995. Т. 3. С. 336–339.

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Благодарим неравнодушных!

    

      Возлюбленные братья и сестры! По благословению епископа Выксунского и Павловского Варнавы мы, жители села Пашутина Нижегородской области, возрождаем местную Знаменскую церковь. Сердечно благодарим всех, кто откликнулся на нашу просьбу о помощи, опубликованную в № 18 (90) газеты «Православный Крест» (от 15 сентября 2013 г.)! За два минувших года была проведена большая работа, но предстоит сделать еще очень многое, на что также требуются финансовые средства. От лица приходского собрания и всех жителей окрестных сел и деревень просим не оставлять нас и в дальнейшем своей помощью, милостью и молитвами! Все ваши жертвы и благие дела, великие и малые, не забудутся у Господа.
     Пожертвования можно направлять почтовым переводом по адресу: 607150, Нижегородская обл., Ардатовский р-н, п. Мухтолово, ул. Спортивная, д. 2; протоиерею Алексию Анатольевичу Веснину с пометкой «на возрождение церкви с. Пашутина», или на карту Сбербанка № 4276842016533121 (получатель – Веснин Алексий Анатольевич, тел.: 89047943192). Спаси вас Бог!

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник