ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Духовно-нравственный облик архиерея

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (137)

 

В нынешнем году исполняется 20 лет со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995) – мудрого и честного иерарха, апологета идеалов Святой Руси, патриота, монархиста, обличителя опасных лжеучений нашего времени. В преддверии этой даты мы публикуем избранные главы из курсовой работы Владыки (тогда еще иеромонаха) на тему духовно-нравственного облика русских архиереев XI–XVI веков, написанной в период его обучения в Ленинградской духовной академии. Данный труд ценен как актуальностью поднятого вопроса, так и серьезностью подхода к нему автора, глубоко осознававшего высоту архипастырской миссии быть «солью земли» (см.: Мф. 5, 13).

 

Б. ЕПИСКОП ЕСТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ
ПРЕЕМНИК АПОСТОЛЬСКОЙ БЛАГОДАТИ, И
ПОТОМУ ОН ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ УЧИТЕЛЕМ
ВЕРЫ И ПРАВИТЕЛЕМ ЦЕРКВИ

 

Но, кроме этого, епископ имеет и другое значение, соответствующее его наименованию: он является в Церкви главным учителем веры и нравственности и правителем церковных дел. Ему принадлежит право учить паству с пастырями и наблюдать за чистотою церковного вероучения, являясь в данном случае хранителем животворных источников Христовой Церкви. Вокруг него концентрируется все церковное управление1.

На епископа возлагается очень большая ответственность – быть образцом и хранителем веры Христовой и нравственности в Церкви. На эту весьма важную обязанность епископа обращают внимание Апостолы, Святые Отцы и наши современные отечественные архипастыри.

Вникай в себя и в учение (1 Тим. 4, 16), – так заповедовал епископу Тимофею святой апостол Павел. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2). Апостол заповедовал также, чтобы он воспринятое им учение сохранял и преподавал в чистоте (см.: 1 Тим. 6, 20; 2 Тим. 2, 15), неискаженно, подготовлял достойных учителей веры (см.: Там же. 4, 2) и следил за жизнью и трудами пастырей (см.: 1 Тим. 5, 17).

58-е апостольское правило строго осуждает тех епископов, которые нерадиво относятся к своим проповедническим обязанностям. «Епископ, – говорит правило, – <...> нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен» (Правила Православной Церкви с толкованием Никодима, еп. Долматинско-Истрийского. СПб., 1911. Т. 1. С. 131). 39-е апостольское правило с особой ясностью говорит о том, что именно епископу, и исключительно ему, вверены люди Божии и попечение о них. «Пресвитеры и диаконы, – говорит оно, – без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (Там же. С. 108).

О епископах как о хранителях истин Христовых свидетельствует и святой Киприан Карфагенский. «Мы [епископы], – говорит он, – по милости Божией, напояем жаждущий народ Божий, мы охраняем границы животворящих источников» (Творения сщмч. Киприана, епископа Карфагенского. Ч. 1. Письмо 60. Киев, 1891. С. 338). «Мы [епископы] наиболее заботимся и должны заботиться, брат, – писал он Корнелию, – о том, чтобы по мере возможности поддерживать единство, преданное от Господа чрез Апостолов нам, их преемникам, и, сколько зависит от нас, собирать в Церковь рассеянных и блуждающих овец, коих отделил от матери упорный замысел некоторых и еретическое искушение» (Там же. Письмо 36. С. 199). Здесь особенно ясно святой Киприан подчеркивает обязанность епископа учить и охранять истины Христовы2.

С не меньшей ясностью говорят о таковом полномочии епископа в Церкви Восточные Патриархи. Они так утверждают: «Он [епископ] особенно и преимущественно имеет власть вязать и решить и творить по заповеди Господа суд, приятный Богу; он проповедует Святое Евангелие и православных утверждает в вере, а некоторых, как язычников и мытарей, отлучает от Церкви, еретиков же предает извержению и анафеме, и свою душу полагает за овцы. Отовсюду открывается неоспоримое различие епископа от простого священника, а вместе и то, что, кроме его, все в мире священники не могут пасти Церковь Божию и совершенно управлять ею» (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви. Гл. 10. С. 37–38).

Присоединяясь ко всем свидетельствам Святых Отцов, и наш русский патриарх Алексий (Алексий I (Симанский), – примеч. ред.) в своих речах при вручении новопоставленным епископам архиерейского жезла отображает то же самое значение епископа в Церкви. Вот как он, например, говорит в своей речи к новопоставленному епископу Ростовскому и Таганрогскому Серафиму: «Промыслом Божиим через таинственное рукоположение вручается тебе ныне жребий апостольского служения в Церкви Христовой, которое призывает тебя не только идти во главе словесного стада, но и стоять на страже церковного корабля в качестве его кормчего». И далее, указав на трудность архиерейского служения, он продолжает: «На епископе лежит долг следить зорко за тем, чтобы пастыри Церкви творили дело Божие со страхом Божиим <...>. Епископу вручен суд. И тяжелой обязанностью его является соединить суд не только с милостию, но и с наказанием непокорных и нерадивых» (Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи: В 3-х тт. (1949–1957). М., 1948. Т. 1. С. 147–148).

Итак, епископу преимущественно вверены управление Церковью и охранение православного учения. Как символ такого полномочия ему вручаются архипастырский жезл и омофор.

 

В. ЕПИСКОП ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ
ИЛИ СОВЕРШИТЕЛЕМ ВСЕХ ТАИНСТВ
ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

 

Епископ, кроме всего вышесказанного, обладает полнотой апостольской благодати и является главным проводником всех Таинств Вселенской Церкви. В этом нетрудно убедиться, если только обратить внимание на то, что епископ имеет право совершать все виды священнодействия, такие, например, как Таинство рукоположения, освящение мира и антиминсов, которые никогда не может совершать пресвитер.

Кроме того, Таинства, которые дозволено совершать пресвитеру, имеют силу лишь в зависимости от епископа, и особенно – совершение Таинств Евхаристии и Миропомазания: первое пресвитер не может совершать без антиминсов, а другое – без святого мира, которые освящаются только епископом.

Ясные свидетельства этому мы находим в учении Святых Отцов. Так, например, святой Игнатий Богоносец в Послании к Смирнянам особо подчеркивает, что только то Таинство истинно и богоугодно, которое совершается или непосредственно епископом, или же лицом, от него поставленным. «Без епископа, – говорит святой Игнатий, – никто [не] делай, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это <...>. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» (Писание мужей апостольских. Послание к Смирнянам. СПб., 1895. Гл. 8. С. 305).

Другой отец Церкви, Епифаний Кипрский, в своей книге против ересей подчеркивает особое право, принадлежащее только епископу, право, которое возвышает епископа над пресвитером, – право рукоположения. «Чин епископов, – говорит он, – преимущественно назначен для рождения отцов: ибо ему принадлежит умножать в Церкви отцов [духовных]; другой чин [пресвитерский], который не может рождать отцов; он рождает Церкви банею пакибытия3 детей, но не отцов или учителей. Как же возможно, чтобы пресвитер поставлял пресвитера, когда для поставления его не имеет никакого права хиротонии? Или каким образом пресвитер может быть назван равным епископу?» (Православно-догматическое богословие. СПб., 1851. Т. 3. С. 295–296).

Не менее ясное свидетельство находим мы в учении Церкви о другом праве, принадлежащем только епископу: об освящении мира и антиминсов. Так, например, 6-е правило Карфагенского Собора определенно говорит, что «совершение мира <...> да не творит пресвитер». Это же правило, по замечанию толкователя, епископа Никодима, воспрещает пресвитерам освящение храмов (Правила Православной Церкви с толкованием Никодима, еп. Долматинско-Истрийского. СПб., 1912. Т. 2. С. 148).

Основанием как для первого, так и для второго права, по замечанию того же толковника, служит полнота священства в епископе, из которой проистекают все остальные степени священной иерархии. Епископ, в силу своего положения в Церкви, не только сообщает через Таинства духовные дары, но и приготовляет средства, с помощью которых человек становится способным принимать эти дары. Пресвитер же, в силу права, данного ему епископом, может только сообщать людям через Таинства духовные дары, но никогда не может приготовлять средства, обуславливающие принятие человеком этих даров. Так, например, пресвитер не может освятить миро, ибо это право принадлежало издревле только Святым Апостолам, которые первоначально сообщали дары Святаго Духа верующим через руковозложение, а потом через миропомазание. Апостолы это право передали своим преемникам – епископам. И как руковозложение перешло от апостолов на епископов, так и освящение мира для Миропомазания (для освящения церквей и антиминсов) перешло на епископов (Там же. С. 148–149).

Таким образом, из всего вышесказанного видно, что епископ из той полноты священства, которую он имеет в себе и через которую совершает все виды священнодействия, даже такие, которые не может совершать священник, несомненно, является источником всех Таинств Вселенской Церкви.

 

+ + +

 

Итак, рассмотренные нами все три положения о том, что: 1) Церковь без епископа не может быть; 2) епископ является непосредственным преемником апостольской благодати и 3) он является источником всех Таинств Вселенской Церкви, – вполне оправдываются учением Святых Отцов и самою Церковью, так что определение, высказанное Восточными Патриархами относительно епископа, вполне справедливо.

Если это так, то мы вполне можем сделать обобщающее заключение: епископ, вне всякого сомнения, имеет громадное значение в Церкви. На нем Церковь держится как на своих краеугольных камнях, через него она сохраняет преемственную благодать и Священное Предание. Им (епископом) охраняется чистота и учение в Церкви. Через него Церковь обладает всеми Таинствами, через него рождает пастырей и учителей. Епископы руководят и надзирают над пресвитерами и мирянами. Епископ есть живой образ Бога на земле и является, по учению Восточных Патриархов, частной главой своей духовной области (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. СПб., 1830. Ч. 1. Ответ на вопрос 85. С. 85).
Таково значение епископа в Церкви.

 

    Примечания:
     1 Заметим, что управление Вселенской Церковью одинаково принадлежит всем епископам, т. е. Собору, а не одному епископу. Каждый епископ управляет только частью Вселенской Церкви.
     2 Заметим, что право учительства и попечения о пастве принадлежит и пресвитерам, но это право дано от епископа через рукоположение, как об этом говорит Послание Восточных Патриархов в 10-м члене. Причем пресвитеры, согласно 39-му апостольскому правилу, как во всем, так и в преподавании учения подлежат надзору и суду епископа.
     3 Баня пакибытия – Крещение.

 

Подготовил Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник