АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО
ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
§ 8
ТРОПАРИ
ПО МАЛОМ ВХОДЕ
По входе читаются тропари святых храма и святых, в тот день празднуемых, – для того чтобы показать, что Христос по Воскресении и Вознесении отверз им всем рай. А когда поются праздничные тропари, тогда означается, что события этих праздников совершены Христом, пришедшим на землю.
§ 9
ДИАКОН ВОЗГЛАШАЕТ:
«БЛАГОСЛОВИ, ВЛАДЫКО»
Что диакон, служащий со священником, начинает всякое священнодействие не просто, но с благословением, о том было сказано в сей части (в гл. 6, § 26). Через прошение, повторяемое диаконом, и благословение, которое дает священник, означается начало нового и отдельного таинственного действия. Так и здесь диакон просит священника благословить время Трисвятого, как новое и отдельное действие.
АРХИЕРЕЙ НАЧИНАЕТ ЛИТУРГИЮ
Священник, изъявляя свое согласие на это, произносит приличные слова: «Яко Свят еси, Боже наш», и проч. Когда же архиерей совершает служение, то, пребывая до сего времени в молчании, в первый раз говорит этот возглас сам.
Святой Герман пишет: «Иисус Христос доселе хотя и был архиерей, но еще не всем Он был явлен и ведом, еще не обращался среди людей и не совершал преестественного и дивного Своего служения. Доселе, пользуясь своим временем, иерей совершал служение подобно тому, как Предтеча преподавал Крещение покаяния; теперь же, видя входящего архиерея, устраняется от своего места и тихо, про себя, как бы говоря то самое, что говорил и Иоанн: „Сему подобает расти, мне же малитися“ (см.: Ин. 3, 30), – с сей минуты предоставляет совершать высшие тайнодействия ему. Архиерей возглашает: „Яко Свят еси, Боже наш“».
§ 10
ПО ВХОДЕ
ПОМИНАЮТСЯ ЖИВЫЕ
По прочтении тропарей, перед последним Богородичным или праздничным кондаком воспоминаются или приветствуются «благочестивые», находящиеся в живых, т. е., во-первых, Государь и его Высочайшая фамилия, потом архиерей, синклит, воинство и, наконец, все вообще христиане. Через такое приветствие показывается, что все они волею Самого Христа избраны в свои звания и поставлены для пользы Церкви и всех вообще людей. Кроме того, этим они побуждаются к правильному прохождению своих званий и обещается им одинаковое спасение и воздаяние, какое Христос приготовил и дает всем святым.
§ 11
ПО ВХОДЕ
КОНДАК
БОГОРОДИЧЕН
ИЛИ ПРАЗДНИЧНЫЙ
После всех этих приветствий читается, наконец, Богородичный кондак, и этим показывается, что через Святую Деву как все святые, подвигом добрым подвизавшиеся, достигли небесной славы, – так и находящиеся в живых к достижению той же славы имеют многое и мощное Ее ко Спасу ходатайство. А когда в Господские праздники вместо Богородична поется праздничный кондак, тогда этим передается, что Господь через сии праздники всем ходатайствует спасение и награду за подвиги.
«И ВО ВЕКИ ВЕКОВ» –
ПОКАЗЫВАЕТ ДИАКОН
ОРАРЕМ К НАРОДУ
Когда архиерей или иерей, преподавая диакону благословение на Трисвятое, возглашает: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно», – тогда диакон берет последние слова: «И во веки веков», как бы оставленные для него, и произносит их народу, показывая этим, чтобы и он ту же Трисвятую песнь воспевал немолчными устами и во веки веков. По этой причине диакон держит орарь в руке и им, как бы некоторым видимым знаком и словами: «Во веки веков», показывает клиру время начинать Трисвятое.
§ 12
ТРИСВЯТОЕ ПОЕТСЯ
В АЛТАРЕ И НА КЛИРОСАХ
Христос через прехождение в малом входе в алтарь достиг даже до Ветхого денми и перед Него приведеся, как сказал Даниил пророк: Видех во сне нощию, и се, на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше и даже до Ветхаго денми дойде и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь и царство, <…> власть Его – власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется (Дан. 7, 13–14). Т. е. Сыну Божию, вознесшемуся от земли на Небо, дана та верховная слава, которую Он имел прежде вочеловечения и о которой Он, еще находясь на земле, молил Отца Своего, говоря: И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самаго славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин. 17, 5). По сей причине и Ангелы, когда Господь возносился на Небо к Богу Отцу Своему, воспевали Ему ту же песнь, которую и прежде пели, т. е.: «Свят, Свят, Свят». Подражая Ангелам, и мы, Церковь, составившаяся из язычников, поем Трисвятую песнь Триипостасному Богу и этим показываем, что Ангелы и люди составляют одну Церковь, и что Бог одинаково прославляется как Ангелами, так и людьми.
Пение Трисвятого на клиросах означает людей, а пение в алтаре – Ангелов: и этим показывает согласие и единство Ангелов и людей; ибо Ангелы и люди составляют одну Церковь, основанную Христом. Таким образом, когда народ воспевает Господа нашего Иисуса Христа вместе с Отцом и Духом Святым, архиерей и самым делом выражает это Таинство.
ОСЕНЕНИЕ
ЕВАНГЕЛИЯ ДИКИРИЕМ
В начале пения Трисвятого он – архиерей – держит возженное двусвечие (дикирий) над Евангелием и этим показывает, что песнь сия воссылается к двум естествам Богочеловека Слова и что прославлять Христа вместе с Отцом и Духом Святым мы научились от Божественных слов. И т. к. познание об Иисусе, соединяющем в Себе два естества, мы получили через Евангелие, то оно тогда же крестообразно и осеняется тем же двусвечием.
ОСЕНЕНИЕ НАРОДА ТЕМ ЖЕ ДИКИРИЕМ
Потом с двусвечием же и со крестом архиерей через царские двери выходит к народу и благословляет, молясь о нем и преподавая ему Божественные Дары от всех трех Ипостасей Живоначальной Троицы, ибо писано: И даде даяние человеком (Еф. 4, 8).
Святитель Симеон Солунский (в гл. 59, о храме) говорит: «Архиерей знаменует Евангелие двусвечием, показуя этим светозарного Иисуса, соединившего в Себе два естества: Свет, который через вочеловечение воссиял на Небеси и на земли; ибо Божие Слово Своим воплощением озарило не только людей, но и Ангелов, потому что воплотившийся есть Сам Сын Божий. Трисвятая же песнь, при этом поемая, знаменует Таинство Троицы и воплощение Одного из Той же Троицы, и притом согласие и единение Ангелов и человеков. А потому песнь сия поется внутри алтаря иереями, а вне – клириками и народом, ибо Ангелы и люди составляют одну Церковь, основанную Христом».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует