ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«МЫ ПРИЗВАНЫ СТАТЬ СВЕТОМ
ДЛЯ БЛИЖНИХ»

 

 

 

Окончание. Начало на стр. 4

 

– Сейчас миссионерская и апологетическая деятельность нашей Церкви активизируется. Чем, на Ваш взгляд, православная миссия и ее методы должны отличаться от сектантского проповедничества? Каким должен быть истинный апологет Православия?

– В отношении внешней миссии мы сегодня уступаем сектантам. Но их успех во многом обусловлен напористостью, нахрапистостью, наглостью. Православный миссионер не может себе такого позволить, потому что в этом-то и состоит разница между служителями Бога и сатаны. Диавол старается погубить человека, оторвать душу от Христа и обратить ее ко злу, поработив волю. А православный проповедник не имеет права использовать его методы, например, психологическое воздействие – потому что Господь приглашает нас к Себе добровольно, по любви; Он никого не принуждает, не навязывает Своего. Людям дарована свободная воля, и Господь ждет от нас доброго произволения. А человек к чему приближается произволением – тому и приобщается. Господь зовет нас к Себе, поясняя через Святое Писание, случаи жизни, духоносных людей, что есть добро и зло, и ожидает нашего сознательного выбора. Поэтому православный проповедник, непрестанно наблюдая за своим сердцем и совестью и подражая Господу, должен действовать с любовью, кротостью и смирением.

 

– Не противоречит ли поддержание общения с членами сект церковным канонам? Как должен поступить православный, если на улице к нему подойдет сектант и предложит свою литературу? Известно, что многие секты используют особый вид вербовки – гипноз. Могут ли их адепты как-то воздействовать на верующих, участвующих в церковных Таинствах?

– Если человек духовно не укреплен и недостаточно осведомлен в области православного вероучения, то лучше постараться от беседы с еретиком уклониться. Достаточно просто сказать: «Извините, мне не нужны Ваши книги, я православный человек и разговаривать с вами не намерен». Но если Вы обладаете необходимым багажом знаний, причем не только о Православии, но и о той секте, представитель которой к Вам подошел, то можно попытаться поговорить, потому что эти несчастные «миссионеры», как правило, – наши простые русские люди, уклонившиеся «на страну далече». Т. е. надо рассматривать каждый случай индивидуально.

Относительно церковных постановлений, касающихся общения с сектантами, достаточно вспомнить известный отрывок из Послания апостола Павла к Титу: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).

Но вообще всякий христианин обязан быть апологетом Православия; по слову апостола Петра, всегда должен всякому, требующему у него отчета, дать ответ о своем уповании с кротостью и благоговением (см.: 1 Пет. 3–15). Особенно это актуально в наши дни, потому что раньше, до революции, может быть, и не было нужды глубоко изучать догматы, вращаясь исключительно в православной среде. Но и тогда наши предки в основной своей массе читали катехизис, даже наизусть знали Евангелие. А сейчас в т. н. секулярном мире любому члену Православной Церкви, от мала до велика, необходимо постичь основы православного вероучения и уметь доносить их до окружающих. Да, для того чтобы в наш лукавый век устоять в истине, разбираться в догматах веры надо непременно!

Человек колеблющийся, сомневающийся, не утвердившийся в вере, не имеющий нужных знаний, от общения с сектантом может напитаться нездоровым духом и повредиться. Нечистый дух, сопутствующий еретической проповеди, оказывает влияние на внутреннее состояние людей и способен возбудить в душе те или иные сомнения. Особенно теперь, когда отовсюду нам навязывается экуменическая идея – мысль о том, что Бог якобы у всех Один, различия в вероисповеданиях – лишь разные пути к Одному и Тому же Творцу, а догматы Церкви не имеют особого значения. Да, благодать Божия защищает верующих, тем более приступающих к Таинствам, и гипноз может на них и не подействовать. Но духовный уровень у нас сейчас неимоверно низкий, и немощи наши, грехи и страсти, отгоняют от нас эту спасительную силу. Поэтому в том состоянии, в котором сейчас пребывает основная масса современных христиан, – состоянии духовного расслабления, мы в каком-то смысле безоружны, и бесовские силы, еретики, конечно, могут оказывать на нас определенное влияние.

То, что они практикуют методы психологического воздействия, не вызывает сомнений. Например, у «свидетелей Иеговы» нередко можно заметить стеклянный взгляд, их «проповедь» напоминает некую программу, звучит, как какая-то повторяющаяся пластинка. Если попытаться как-то нарушить ее ход, перевести разговор в иное русло, то человек не поддается, «перезагружается» и возвращается обратно, к началу. Это явный признак зомбированности. Мало того, наши прихожане неоднократно рассказывали, что «свидетели», пытаясь попасть в дом, ведут себя весьма агрессивно. И когда этих незваных гостей все-таки удается спровадить, с хозаевами происходит что-то странное – трясутся руки, ощущается упадок сил. Т. е. даже краткосрочное общение с такими людьми оставляет след духовного опустошения, психологической подавленности, что еще раз подтверждает, что через сектантов действуют нечистые духи.

 

– Что делать, если близкий человек попал в секту? Как с ним общаться, чтобы не усугубить его духовную болезнь?

– В данной ситуации подход, по моему мнению, также должен быть индивидуальным. В первую очередь надо молиться Богу о вразумлении этого человека и себя самого. С одной стороны, нужна определенная твердость, может быть, даже жесткость. С другой – необходимы терпение, христианская кротость и любовь, ведь жизненные обстоятельства бывают разные. Например, знаю православного, который живет с мамой, состоящей в секте, и, конечно, у них нет взаимопонимания. Как ему быть, совершенно не общаться с родной матерью? Нет, безусловно, нужно искать какие-то точки соприкосновения, проявляя мудрость. Но в то же время святые учат, что когда дело касается отстаивания истины, следует быть непримиримым. Да, на уровне бытовом нам заповедано: накорми врага (в том числе и духовного неприятеля!), окажи ему милость, одень его, обуй, обогрей, предоставь ему кров. А если речь идет о вере – мы обязаны стоять на страже Православия даже до крови. Но повторюсь: главное все-таки – это молитва. Нельзя молиться за еретиков и сектантов в Церкви, подавать записки с их именами для поминовения на богослужениях. А самому, личной, частной молитвой поспешествовать спасению наших ближних, попавших в беду, не только можно, но и нужно.

 

– «Словопрение – самое слабое оружие против еретиков, оружие более вредное, нежели полезное», – пишет святитель Игнатий (Брянчининов). А какие же тогда средства, кроме молитвы, наиболее действенны для проповеди Православия заблудшим?

– Отцы Церкви наставляют, что христианин должен распространять свет веры всей своей жизнью. Как сказал батюшка Серафим Саровский, «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это означает, что человек, приявший божественную благодать, стяжавший в сердце Святаго Духа, получает способность даже помимо своей воли оказывать на окружающих колоссальное положительное влияние. Да, мы призваны стать светом для ближних, и тогда все слова наши не окажутся пустым словопрением, но обретут особую силу, наполнятся смыслом и будут услышаны.

 

Беседовала
Екатерина ПОДВОРЦЕВА

 

 

 

СТАТИСТИКА ||
Парадокс или закономерность?

    

      Согласно данным «Всероссийского центра изучения общественного мнения» («ВЦИОМ»), сегодня наши соотечественники негативнее, чем 25 лет назад, оценивают усиление роли религии в обществе. Однако при этом большинство признает, что вера помогает им справляться с различными жизненными трудностями.
     Так, если в 1990 году с тем, что распространение религиозных убеждений пойдет обществу на пользу, соглашалось большинство респондентов (61%), то ныне – только треть (36%). Положительный эффект от усиления веры лично для себя ранее прогнозировали 41%, в настоящее время – 33%. Напротив, о вреде религиозности говорят чаще: для общества в целом – этот показатель возрос с 5% до 23%, для себя лично– с 3% до 18%.
     На открытие возле дома церкви или молельного дома опрошенные смотрят скорее с одобрением, если речь идет о религиозном объекте своего исповедания (48% «за»); однако когда дело касается здания для богослужений приверженцев иного культа, этот процент снижается вдвое.
     Интересно, что в то же время роль религии в частной жизни в наши дни оценивается значительно выше, нежели в период «перестройки». За четверть века доля тех, кто убежден, что она поддерживает их в определенных ситуациях, выросла более чем в два раза: с 23% до 55%.
Данные «ВЦИОМ» парадоксальны: с одной стороны, люди в России признаются, что вера им помогает, а с другой – не хотят ее распространения. И потому достоверность приведенных цифр вызывает сомнение: что-то уж слишком много противников религиозности – при том, что подавляющее большинство наших соотечественников крещено в Православной Церкви и количество прихожан православных храмов и паломников в обителях стабильно растет с каждым годом. Но если результаты опроса соответствуют действительности, то чем объяснить этот совершенно неоправданный негатив? Возможно, не желающие возрастания веры ратуют отнюдь не за умаление роли Православия, а лишь стремятся защитить себя и своих близких от влияния различных еретических «конфессий», ложных культов и сект.


Ольга ВЕТРОВА

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник