ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

§ 38

ЧАСТИ ПРОСФОР
ВО ВРЕМЯ ПРОСКОМИДИИ
РАСПОЛАГАЮТСЯ РАЗЛИЧНО

 

Священник, вынув из первой просфоры превосходнейшую Христову жертву, полагает ее посреди дискоса. Потом из второй просфоры он вынимает одну частицу – в честь Божией Матери – и полагает по правую сторону от Агнца; из третьей берет девять частиц – в честь святого пророка и Крестителя Иоанна и прочих всех святых, и полагает их с левой; и, наконец, и из других двух просфор вынимает множество частиц за живых и умерших, и располагает внизу Агнца.

Через это и через эти действия на священной проскомидии мы видим Самого Иисуса и всю Его Единую Церковь. Хлеб, лежащий посреди дискоса, означает истинный Свет и Жизнь Вечную, освящаемую от Него и содержимую Им; частица по правую сторону – Матерь Иисусову, частицы же по левую – святых, а внизу – благочестивое собрание всех веровавших в Него. И это есть великое таинство. Здесь является Бог среди людей, Бог посреди богов, которые обожаются от Бога, по существу воплотившегося для них; это есть как бы будущее Царствие и житие в Вечной Жизни; как там, так и здесь, Бог нами и зрится, и приемлется.
Частицу в честь Преблагословенной Девы Святые Отцы установили полагать по правую сторону Агнца, кажется, для того, чтобы все лики, собравшись перед Царем Небесным, поистине могли сказать: Предста Царица одесную Тебе (Пс. 44, 10).

 

§ 39

НА ПРОСКОМИДИИ
ПОМИНАЮТСЯ СВЯТЫЕ

 

Третью просфору берет священник в честь всех святых. Как лики всех святых состоят из девяти чинов, то и из просфоры, посвященной им, вынимается девять частиц. Поелику сей Иисус, родившийся и распявшийся, воцарился во всех языках, и поелику Он молит Отца Своего, яко идеже есть Он, да будут тамо и слуги Его (см.: Ин. 17, 24); то иерей и полагает все чины святых кругом Иисуса, начиная от Девы, Которая предстоит одесную Христа, по левую сторону частицы Предтечи, святых апостолов, по чину их, пророков и других в три ряда, в честь Троицы, и подобно тому, как ангелы, предстоящие Господу на Небеси, разделяются на девять ликов, а сии на три чина, как показано в 1 части, гл. 2, § 5.

Из сего видно, что настоящее священнодействие совершается в подражание священноначалию Небесному. Святой Дионисий Ареопагит пишет: «По возложении на Божественный жертвенник покланяемых Даров, через которые изображается и приемлется Христос, немедленно производится воспоминание святых, представляющее нераздельное, премирное и священное их единство с Богом». А святитель Симеон Солунский (в гл. 94) говорит: «Иерей, взяв крестовидно копием частицы из печати других просфор, воспоминает святых и полагает их с левой стороны Агнца; ибо этою священною жертвою соединились со Христом как ангелы, так и святые люди, освятились в Нем сами и нас с Ним соединяют. И потому иерей говорит: „Ихже молитвами посети ны, Боже“. Однако частицы эти не прелагаются в Тело Владычне, или в тела святых, но только суть дары, приношения и жертвы, которые за имя их приносятся, как агнец Господу, и освящаются священнодействием таинства, единением и общением». О сем более смотри ниже (гл. 7, § 36).

 

§ 40

ВОСПОМИНАЮТСЯ
ЖИВЫЕ И УСОПШИЕ

 

О приношении прочих частиц, т. е. за живых и умерших, святитель Симеон Солунский в той же главе говорит: «Затем иерей приносит и прочие частицы – сначала за архиерея, как первого в священном чине, потом о всем священном чине, всенародно совершающем Таинства, потом за верных Царей, защищающих благочестие и спасение подданных, и, наконец, о христолюбивом народе и верных, православно скончавшихся. И частицы эти, вынутые как за живых, так и за умерших, полагает внизу священного хлеба как дары, принесенные от нас, смиренных, требующих умилостивления и ходатайства и ожидающих великой милости Божией».

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ПРОСКОМИДИИ
ИМЕЕТ МНОГИЕ ЗНАЧЕНИЯ

 

Когда внизу этого тройственного собрания, т. е. под частию Христовою, Богородицы и под частями святых, мы полагаем частицы за живых и усопших; тогда воспоминаем этим, что сей Иисус приидет, как Судия живых и мертвых.

Итак, на предложении при настоящем случае мы воспоминаем четыре действия: 1) рождество Христово; 2) страдание Его; 3) то, что мы, предстоя теперь Богу, просим оставления грехов наших и 4) что, прося оставления прегрешений, мы ожидаем будущего Его пришествия, когда должны явиться и отдать отчет в делах наших. А потому и самое предложение это, т. к. на нем воспоминается рождество Христово, означает пещеру, вертеп и ясли; страдание – Голгофу и гроб; т. к. мы просим оставления грехов – престол благодати, а ради чаяния будущего суда – престол суда.

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

Кому мешает
православно-патриотическое издательство?

 

Издательство «Благословение» давно и хорошо знакомо православной общественности. Оно неоднократно удостаивалось наград и благодарностей за свою просветительскую деятельность от церковных и патриотических общественных организаций. Коллектив издательства – верующие православные люди, искренне и горячо любящие Россию и полагающие своим гражданским долгом возрождение мощного, суверенного, независимого Российского государства.

Однако определенная часть коррумпированного чиновничества сопротивляется новому патриотичному курсу, в последнее время избранному нашей страной, пытается дискредитировать и этот курс, и его сторонников, парализовать общественную деятельность в его поддержку. И горше всего то, что исполнителями этих планов становятся чиновники из правоохранительных органов, задача которых – быть опорой государственного строительства и порядка.

14 апреля с. г. в офис издательства в центре Москвы неожиданно нагрянули с обыском четыре человека. День был нерабочим, как и вся Светлая седмица у большинства православных организаций, о чем сообщалось в объявлении на входе в издательство. Соответственно, в офисе не было никого из сотрудников и руководителей организации. Однако ни первое, ни второе не остановило непрошенных посетителей.

Происшедшее стало известно со слов перепуганного свидетеля, фактически постороннего человека, дежурившего в этом помещении в тот день. Неизвестные люди, пришедшие в офис, объявили, что они будут производить обыск и начали переворачивать документы, книги и т. д. При этом они не предъявили ни ордера на обыск, ни личных удостоверений, отказались назвать свои фамилии, контактные данные, указать организацию, подразделения и отделы, которые они представляют, сказав только, что их направили из Басманной межрайонной прокуратуры и из районного отделения Следственного комитета РФ.

В результате их действий в офисе был учинен разгром, без оформления процессуальных документов и составления описи или перечня изъяты книги и важные бумаги. Оповещенному о происходящем руководителю издательства пришлось вызвать наряд милиции, сообщив об инциденте и высказав предположение о возможном рейдерском захвате офисного помещения. Однако сотрудники правоохранительных органов приехали лишь спустя несколько часов, когда неизвестные уже покинули здание.

Через пару дней на десятках сайтов в интернете была распространена информация о проведенном обыске (что является уголовно-наказуемым деянием – разглашением тайны следствия). Все статьи содержали клеветнические заявления, что под видом православного издательства якобы действует группа опасных экстремистов. Как стало ясно позже, целью этой провокации было возбуждение уголовного дела по статьям 280, 282 УК РФ для того, чтобы представить экстремистами и разжигателями розни искренних и активных патриотов России.

Сегодня работа издательства парализована. Кто в действительности проводил обыск, остается неизвестным. Опрошенные эксперты высказали мнение, что конечной целью описанной акции был захват принадлежащего издательству офисного помещения, расположенного в 100 метрах от Администрации Президента Российской Федерации. По ряду признаков можно предположить, что проводившие обыск были обычными мошенниками...

Мы призываем всех честных и порядочных людей оказать издательству «Благословение» моральную поддержку – в первую очередь не поддаваться на клеветнические интернет-вбросы относительно его деятельности, а также не оставаться равнодушными к подобным проявлениям беззакония в других случаях. Ведь если сегодня ты промолчал и отвернулся, то, оказавшись завтра в подобной ситуации, вправе ли будешь рассчитывать на чью-либо помощь?

 

Владимир ДОБРЕНЬКОВ

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник