ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРАВОСЛАВИЕМ
И АРМЯНСКОЙ «ЦЕРКОВЬЮ», И ЕСТЬ ЛИ
В НЕЙ СПАСЕНИЕ?

 


Православная Церковь – единственная хранительница
чистоты веры Христовой

 

 

Окончание. Начало на стр. 4

 

Ему противостоял католикосат монофизитский, располагавшийся в Довине, на персидской территории, и персы искусственно его поддерживали, опасаясь воссоединения местных армян с византийскими православными армянами (впрочем, на персидской территории также проживало немало православных армян).

Во время византийско-персидской войны 602–609 годов православный католикосат был упразднен захватчиками-персами. Монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский Собор, либо покинуть страну.

Однако репрессии не смогли искоренить Православную веру среди армян. В 630 году состоялся Каринский Собор, на котором Армянская Церковь официально вернулась в Православие. Но после арабских завоеваний 726 года АГАЦ снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство. Православные армяне опять стали переселяться на территорию Византии, под омофор Константинопольского Патриарха. Те же, кто остался в районах Армении, пограничных с Грузией, оказались в юрисдикции Грузинской Церкви. В IX веке православными были население и князья области Тарон, а также большинство населения областей Тао и Кларджети.

Усилиями святителя Фотия Константинопольского и Харранского епископа Феодора Абу Курры при князе Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя 30 лет по решению нового католикоса Ованнеса V в очередной раз уклонилась в монофизитство.

В XI веке в Армении увеличивается число кафедр, состоящих в общении с Константинополем, в этот период Православие стало преобладать среди армян. После вторжения турок-сельджуков во второй половине XI века православные армяне оказались в юрисдикции Грузинского Патриарха, и через полтора века их епископы уже именуются и воспринимаются как грузинские.

Последняя попытка возвратить армянскую «церковь» к Православию была предпринята в 1178 году. На созванном Императором Мануилом Комниным Соборе ее иерархи признали православное исповедание веры, однако смерть Императора воспрепятствовала их воссоединению с Церковью Христовой.

В 1198 году союз папских крестоносцев с армянским Царем Киликии привел к заключению унии между еретическими римско-католической и армянской «церквами». Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской «церкви», в результате чего возникла «армянская католическая церковь». Но основная часть армян, проживающих в Армении, по сей день принадлежит к АГАЦ.

 

Б) ПРИЧИНА УКЛОНЕНИЯ АГАЦ В ЕРЕСЬ

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископствовавший на Кавказе, прекрасно знал положение дел в армянской «церкви» и взгляды армян, тяготевших к Православию. Он с великим сожалением и скорбью говорил, что АГАЦ во многом близка Православной Церкви, но не хочет отказаться от разделяющей нас ереси монофизитства. Причина этому одна – невероятно окрепшая за века неправого исповедания и по причине однонациональности армянской «церкви» гордость. Последнее привнесло в АГАЦ убеждение в национальной исключительности ее членов, противное евангельскому учению. О ложности этого гордостного мировоззрения в Писании говорится: Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, cкифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11).

Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Производить разделения в Церкви – не меньшее зло, чем впадать в ереси <…>. Грех раскола не смывается даже мученической кровью». Посему мы ждем возвращения наших братьев-армян из греха ереси и раскола в единство веры (см.: Еф. 4, 5).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, АГАЦ относится к сообществам, не пребывающим в единстве с Православной Церковью. После Четвертого Вселенского Собора, из-за неприятия церковной истины о том, что в единой Ипостаси, в едином Лице воплотившегося Сына Божия неслитно и нераздельно соединились две природы – Божественная и человеческая, она оказалась в числе тех лжецерквей, которые называются монофизитскими. Некогда бывшая частью единой Вселенской Церкви, АГАЦ приняла лжеучение монофизитов, признав только одну природу воплотившегося Бога Слова – Божественную. И хотя можно говорить о том, что сейчас острота богословских споров 5–6 столетий во многом отошла в прошлое и что современное «богословие» армянской «церкви» далеко от крайностей монофизитства, но, тем не менее, единства в вере между нами пока нет.

Так, Отцы Четвертого Халкидонского Вселенского Собора, осудившего ересь монофизитства, для нас, православных верующих, – святые угодники Божии и учителя Церкви, а для представителей АГАЦ и других «древневосточных церквей» – лица либо анафематствованные (что чаще всего), либо, по крайней мере, не обладающими вероучительным авторитетом. И напротив, ересиарх Диоскор для нас – богохульник, а для армян – «иже во святых отец». Даже из указанного примера уже понятно, каким традициям преемствует семья Поместных Православных Церквей, а каким – лжецеркви, именуемые «древневосточными». Да, между этими «нехалкидонскими церквами» есть довольно значительные различия, и мера монофизитского влияния на их догматику неодинакова (оно намного сильнее в коптских «церквах» и почти неприметно в АГАЦ). Однако историческим, каноническим и вероучительным фактом остается то, что на протяжении полутора тысяч лет между нами отсутствует евхаристическое общение. И если мы признаем Церковь как столп и утверждение истины, если мы верим, что обетование Христа Спасителя о том, что ее не одолеют врата ада, имеет не релятивное, а абсолютное значение, то необходимо сделать вывод, что либо одна Церковь истинная, а другая – еретическая, либо наоборот, – и задуматься о последствиях этого вывода. Единственное, чего никак нельзя допускать, – это попыток утвердить истинность одновременно и Православной Церкви, и АГАЦ, утверждая, что хотя учения их не тождественны, но на самом деле они якобы совпадают и причина полуторатысячелетнего разделения состоит как бы лишь в людской косности, политических амбициях и нежелании объединяться.

В заключение отметим, что армянам, проживающим или временно пребывающим в России, нельзя попеременно причащаться то в «церквах» АГАЦ, то в православных храмах. Им необходимо внимательно исследовать вероучительные позиции АГАЦ и Православной Церкви и сделать свой выбор.

 

Иеромонах Димитрий,
насельник монастыря
Свято-Крестовая Пустынь (Сочи)

 

Источник: http://krestovayapustin.cerkov.ru

 

Печатается с литературной
правкой редакции «ПК»

 

МУДРОСТЬ ||
Святитель Димитрий об армянской ереси

    

      Четвертый Вселенский Собор был в 451 году, в царствование Маркиана, в городе Халкидоне, при Патриархах Анатолии Цареградском, Ювеналии Иерусалимском и Максиме Антиохийском. Святых Отцов на сем Соборе было 630. Собор был против злочестивого Диоскора, Патриарха Александрийского, и архимандрита Евтихия, которые Господа нашего Иисуса Христа хотя и исповедали единосущным Отцу, но о принятии Им человеческого естества проповедовали нечестивую хулу – т. е. сливали в Нем два естества – Божеское и человеческое – и признавали, что по соединении из них образовалось одно существо, так что и Божеству приписывали страдания и смущения – скорби. Но и то еще говорили, что Господь не одного и того же с нами существа, – что Он якобы принял плоть не из Девической крови образованную, а воплощен был каким-то неизреченным и Божественнейшим образом. За такие мечты святой Собор сей низложил их и предал анафеме; и утвердил, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, в двух естествах, так что естества сии ни разделились на две Ипостаси, или два Сына, ни слились в одно естество.
     Еретического исповедания, преданного проклятию на Четвертом Соборе, до сих пор держатся монофизиты (армяне), и тот монофизитский (армянский) толк заключается в раскольническом двоеперстии, в котором указательный перст, стоящий прямо, означает Божество, а согнутый подле указательного – человечество. В этом толке указывается и причина, почему перст, знаменующий человечество Христово, согнут: потому якобы, что Христос человечеством сошел на землю, преклонь Небеса; следовательно, снес с Неба на землю готовое человечество и с готовым человечеством вселился в утробу Девы, а не от кровей Ее девических принял оное. Под таковое монофизитское (армянское) мудрование о двух перстах и о воплощении Христовом подходит и следующее: три перста – первый с двумя последними – слагаются во имя Пресвятой Троицы, в том смысле, что вся Троица якобы во Христе и что воплотилась вся Троица, а не Один из Троицы – Сын Божий. По этому толку монофизиты (армяне) и к Трисвятому пению прибавляют: «Распныйся нас ради (за ны)».


Святитель Димитрий Ростовский
Вопросы и краткие ответы о вере
и о прочем, необходимом для знания христианина.
Изд. Афонского Русского Пантелеимонова
монастыря. М., 1906.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник