ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 


Проскомидия

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

§ 30

ПРОСКОМИДИЯ НАЧИНАЕТСЯ
ВОСПОМИНАНИЕМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

 

Проскомидия, т. е. приношение, начинается воспоминанием Рождества Христова. Сначала, еще до Литургии, приносят в церковь просфору, которая означает Деву Марию, приведенную родителями в храм Господень. И священник, подражая пророку Захарии, полагает просфору во святая святых – или в сосудохранительницу, или в другое какое-нибудь место, дабы она была готова для проскомидии. Тогда эта просфора означает лета, которые Дева провела во храме. Потом, взявши ее из сосудохранительницы, иерей переносит в предложение, знаменуя этим жизнь, которую Богородица провела с Иосифом в Вифлееме, куда Она пришла записаться и где, быв непраздна и не имея, по множеству стекшегося со всех сторон народа, странноприимнаго места, родила Иисуса Христа в вертепе (почему просфора и имеет на себе изображение имени Иисуса Христа).

 

УТВАРИ НА ПРОСКОМИДИИ
ОТНОСЯТСЯ К РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ

 

Вертеп этот и означается чрез предложение, постановленное под северным полукружием. Дева Мария положила рожденное Отроча в яслях, которые и изображаются дискосом; покровы же означают пелены, о коих говорит Лука: Повит Его, и положи Его в яслех (Лк. 2, 7); звездица же знаменует ту звезду, которая явилась волхвам; кадильница и фимиам, в нее влагаемый, – дары, от волхвов принесенные: злато, ливан и смирну. О чем пространнее смотри в 1 ч., гл. 6, § 3. Сверх сего при совершении той же проскомидии после первого и начального приношения хлеба и вина изображаются начало жизни Христовой и обращение Его между людьми. Святой Герман пишет: «Так Божественный хлеб остается в предложении, как в Вифлееме, где родился Христос, а вместе как бы в Назарете; сверх того, предложение может служить образом жития Его и в Капернауме».

 

НА ПРОСКОМИДИИ
ВОСПОМИНАЕТСЯ И СТРАДАНИЕ ХРИСТОВО

 

Может возникнуть вопрос: для чего священник в этом же преддверии или начале Литургии предлагает умам зрителей Христа, закалаемого под именем Агнца, или, лучше сказать, для чего Святые Отцы, при воспоминании Рождения Христа Спасителя, повелели в словах и действиях изображать вместе и Страдание, и насильственную смерть Его? Затруднение это издавна некоторые предвидели и думали решить тем, что в священной Литургии течение жизни Христовой изображается не в таком порядке, как оно было на самом деле. И мы это затруднение должны решить с помощью тех же Святых Отцов.

Правда, во многих местах Литургии с одним действием соединяется воспоминание двух или трех дел Спасителя – так, одна и та же утварь или одежда имеет два или три знаменования. Но Патриарх Иеремия, который говорит, что главнейшие таинства жизни Христовой совершаются в Литургии в должном порядке, соответственно сему научает, что совершенное священнодействие Христово не совершается окончательно на предложении. Но на предложении изображается только то, как Иисус Христос зачался, родился, как Он собственною волею решился принести Себя Богу; здесь изображается одно намерение Духа или, так сказать, одно назначение и приготовление Спасителя к смерти и жертве. Мнение это Патриарх доказывает тем, что настоящее действие не есть окончательное приношение Даров, но только одно отделение их от общих и людских снедей, чрез которое эти Дары предварительно посвящаются Богу и приготовляются к совершенному священнодействию. По сей причине самый тот хлеб на предложении называется приношением и жертвою, как представляющий образ Христа; а уже впоследствии он должен превратиться в Тело Его.

Яснее сие действие описывает святой Герман: «Так и Тело Господне, будто из некоего чрева и от плоти девственного тела, разумею из целого хлеба благословения, иссекается посредством некоего орудия, именуемого копием (хотя еще и не пришло его время), и таким образом изъемлется из средины в особой ипостаси. По совершении сего диакон, приготовив вместе с хлебом и то, что чрез наитие Животворящего Духа имеет в соответствующее время Страдания преложиться в Кровь Господню, оставляет это в предложении, между тем как священник читает молитвы».

Таким образом, когда Христос при первом вступлении Своем в мир сей принес Богу Свое Тело, совершившееся во чреве Матери наитием Святаго Духа и которое после имело быть принесено в жертву на Кресте, то в то же время Он уже был предназначен как жертва Богу, был для Него как дар многоценный, как уже прежде принесенный в жертву, как начаток умерших и как по закону перворожденный из мертвых.

Что Рождение Христа было не что иное, как приготовление Его к смерти за грехи мира, что потом и исполнилось самым делом, это пророк Исаия предсказал издавна и изобразил Его страдания, как бы уже исполнившиеся, словами: яко Отроча родися нам, <…> Егоже начальство бысть на раме Его (Ис. 9, 6). Здесь слова: Начальство бысть на раме Его заключают в себе то, что Христос чрез Крест воцарится над язычниками. Ибо как человек не для чего иного рождается, как только чтобы умереть, как сказано: Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти (Пс. 88, 49), так и Христос предсказал о Себе: Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Мф. 20, 28).

Итак, нимало не удивительно и нет никакого затруднения в том, что Церковь соединяет в одно время и в одном месте воспоминание Рождества и Страдания Иисусова, тем более что священник, изображая Рождение Иисуса Христа от Девы, прежде всего берет копие и говорит: «Яко овча на заколение ведеся…» и прочие слова, относящиеся к Страданию Владычню, слова, которые были предсказаны пророками как имеющие быть, и которые засвидетельствованы апостолами как уже сбывшиеся. Здесь читаются слова предсказательные, или прообразовательные, а не совершительные и окончательные.

Итак, все слова, все вещи и все действия на предложении изображают Рождество и Страдание Христово вместе. Святитель Симеон Солунский (в гл. 85) говорит: «Покровы изображают и пелену гробную при погребении, и вместе пелены при воплощении Спасителя: поелику для того Он и воплотился, да заколется за нас. Чаша же означает ту чашу, в которой Спаситель священнодействовал Кровь Свою. Пророческие слова, читаемые над хлебом, предсказывают также заколение Иисуса и Его жертву. Иерей, разрезывая хлеб, делает знак Креста, во всем представляя распятие Христово; „Жрется, – говорит он, – Агнец Божий за мирский живот и спасение“; потом прободает копием хлеб с правой стороны, изображая и совершая все то, что случилось над спасительным Телом Спасителя».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТАТИСТИКА ||
На Донбассе воюют за Русь

    

      Согласно результатам опроса, проведенного «Всероссийским центром изучения общественного мнения» (ВЦИОМ), большинство жителей нашей страны уважает и поддерживает добровольцев, воюющих на Донбассе. Знакомые, отправившиеся в этом качестве в Новороссию, есть у 7% респондентов, тогда как 90% сообщили, что таковых не имеют.
     Треть опрошенных (33%) убеждена – среди тех, кто уехал из России воевать на Донбасс, в основном идеалисты, верящие, что они участвуют в справедливой войне. Четверть (28%) полагает, что там находятся преимущественно защитники интересов нашей страны. Отдельные участники исследования назвали иные причины участия добровольцев в военных действиях – финансовую заинтересованность (16%), авантюризм (5%) и проч.
     К возможному решению родственника или друга поехать воевать на юг Украины одна часть респондентов отнеслась бы положительно (45%), другая, напротив, его бы не одобрила (45%). На вопрос же о том, следует ли нашим властям что-то предпринять в отношении таких граждан, более половины (57%) ответили отрицательно, а каждый четвертый (26%) заявил, что эти мужественные и самоотверженные люди заслуживают высокой награды.


По материалам http://wciom.ru

 

     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник