ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ВОСКРЕСНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Единение

6/19 апреля – Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

 

 

 

Воспоминаем сегодня события и обстоятельства жизни учеников Христовых в первую неделю по Воскресении Господа, закончившиеся верою и исповеданием веры апостола Фомы.

Сколько перемен, сколько волнений, сколько тревог было ими пережито в эту неделю! Рассеянными, разрозненными, сидящими в разных местах застала учеников Христовых светозарная ночь Воскресения. То сущей тьме, то утру глубоку, то светающи, то воссиявшу солнцу, идут, спешат ко гробу, возвращаются обратно, снова потом спешат ко гробу, встречаются, делятся радостною вестью о Воскресении Господа, расходятся ученики и ученицы Христовы, – и все идут разрозненно, поодиночке. Все это отобразилось и на самой священной повести евангелистов о Воскресении Христовом, и они каждый описывают тот именно момент, то обстоятельство, ту подробность, что они сами видели, или что слышали от самовидцев.

Неудивительно, что такая разрозненность не давала ни полной силы, ни полного воодушевления ученикам Христовым в первые дни после того, как свершилось мировое событие – Воскресение их Божественного Учителя. Между тем, как оно велико, как радостно, как оно способно наполнить верующего сознанием непрестающей силы и твердой, как несокрушимая скала, уверенности и убежденности в истине христианской, видно из первых опытов проповеди самих же апостолов. Прочитайте о них в Деяниях апостольских, и вы увидите, что у всех апостолов первым словом проповеди к неверующим было всегда упоминание о Воскресении Иисуса Христа: Сего Иисуса воскреси Бог, Емуже вси мы есмы свидетелие (Деян. 2, 32), – вот общее и постоянное заявление апостольской проповеди (ср.: Там же. 3, 15; 4, 2; 5, 30; 7, 56; 10, 40; 13, 30, 37; 17, 3, 31 и т. п.). Позже всех призванный апостол Павел точно также разумел и мудрствовал об этом величайшем и всемирном чуде: по его словам, если Христос не Воскрес, то суетна вера наша, тщетно наше упование, и мы сами – самые несчастные в миpe (см.: 1 Кор. 15, 14–15).

Так было впоследствии, но в первые дни по Воскресении – что видим? Приходят мироносицы, рассказывают о Воскресении, о том, что сами видели Воскресшего: и не вероваху им, и явишася пред ними яко лжа глаголы их (см.: Лк. 24, 11). Петр где-то наедине оплакивает свое падение и один же и получает радость увидеть Воскресшего, и Иаков видит Воскресшего один (см.: 1 Кор. 15, 5, 7); Лука и Клеопа зачем-то совсем уходят из Иерусалима в ближайшее село и опять только одни видят Господа Иисуса.

К вечеру первого дня собрались, наконец, апостолы, но опять не все: Фома не бе ту с ними, егда прииде Иисус (Ин. 20, 24). Но как собрались? – Сущу позде; дверем затворенным (см.: Там же, 19); тихо и тайно, трепетные страха ради иудейска; сидят безмолвно; томятся неизвестностью, каким-то неопределенным ожиданием, опасениями... Знают, что злоба врагов не утихла; что еврейские сребреники, данные воинам, уже делают свое нечистое дело в народе; что посрамленные убийцы Христовы неспокойны, объяты жаждою гнева и убийства, ревниво следят за мнимыми похитителями Тела Христова, Его учениками... Среди таких тревог приходят все более и более утвердительные радостные вести: Христос Воскресе! – говорит Петр; рассказывают одна за другою и мироносицы, уверяет Магдалина, подтверждает и другая Mapия, передает о своем путешествии ко гробу Иоанн, возвращаются Лука и Клеопа и повествуют, яко познася и им Воскресение в преломлении хлеба... И се прииде Сам Иисус, дверем затворенным, и ста посреди, и глагола им: «Мир вам! Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы...» (см.: Там же. 19, 21). Тут возрадовались ученики, увидевши Господа, и отогнали от себя страх и уныние.

Но, повторяем, были они не все! Не было Фомы. Говорили ему о явлении Господа, уверяли в Его Воскресении. Не верил Фома. Действительно ли не верил? Могло ли это быть? Не он ли еще так недавно, когда Спаситель собирался идти в Иерусалим на страдания, один из всех заявил: Пойдем и мы умрем с Ним (Там же. 11, 16). Он сомневался, он страдал, он мучился, он искал непреложного доказательства, он чрез неверие искал веры. Сколько тоски и муки он перенес в долгую неделю, пока опять не явился Иисус ученикам всем с Фомою! Кроткое и Божественное: «Мир вам!» не вселялось в его душу. Как ему тяжело было в одиночестве среди уверовавших! Как, несомненно, его нeвepиe, его сомнение, его тоска и мука омрачали и общую радость всех апостолов и верных учеников Господних! Все это легко себе можно представить.

Проходит неделя. Теперь все ученики Христовы, все верные – вместе. И снова приходит Иисус, и снова слышится: «Мир вам!»; мучительному, ищущему веры неверию Фомы дается величайшее, на все века и всем верным удостоверение веры. Исчезла робость, сгинули сомнения, тверды теперь ученики; и страх иудейский, и страхи всего миpa над ними теперь безсильны. В крепости веры пойдут они теперь благовествовать вселенной, пока еще чуждой и враждебной Христу. Исполнят они теперь завет Воскресшего: «Как послал Меня Отец, Я посылаю вас» (см.: Там же, 21).

Позвольте, братие, от этих отдаленных времен перевести ваши взоры и внимание на жизнь современную, нас окружающую, на обстоятельства и события, недавно нами пережитые, а частью и еще переживаемые. Мы найдем здесь много весьма важных сравнений, очень ценных сопоставлений, весьма вразумительных выводов и уроков. Не удивляйтесь этому: в области духа и духовной жизни человек, живший и за две, и за пять тысяч лет до нас, нам так же близок и сроден, как и современник. Это поразительное, но несомненное явление – свидетель общности и родства всех людей по единству происхождения от Одного Творца, по единству данного Им людям вечного духовного закона жизни.

Давно ли мы, подобно апостолам, не малым собранием, а чуть не всем народом огромного Царства сидели «дверем затворенным»? Давно ли и «страха ради иудейска» и всяких ради иных страхов мы, русские, верующие люди, были рассеяны и разъединены? Давно ли рыскали среди нас жаждущие крови и убийств, грабежей и насилий? Давно ли гремели взрывы, бомбы, выстрелы? <…> Давно ли по причине данных многих и «довольных» сребреников ложь торжествовала и поборала истину? Давно ли вся жизнь, вся литература, все речи, все интересы – все это восставало на Господа и на Христа Его?

Прошло ли совсем это время? Кончились ли тревожные дни? Нет, мы и теперь еще мятемся, вся жизнь встревожена; еще гремят выстрелы по местам; еще носятся и слышатся кровавые угрозы; еще и теперь опасно сказать твердое и правдивое слово и назвать зло – злом, измену – изменой, предательство – предательством, и всякий порок и преступление – их настоящим именем. Чем успокоить мятущихся? Чем провести в дух их и в жизнь краткое и кроткое слово Господне: «Мир вам!»?

Есть ли верные? Есть ли честные, достойные люди? Есть ли верующие в Бога, послушные Церкви, преданные своему долгу в семье, в обществе, в государстве? Есть ли тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе (Рим. 12, 11)?

Есть таковые, братие, и их много. Иначе не устояло бы наше Царство, не существовало бы наше общество, погиб бы наш народ. Ибо праведниками жив мир, и семя свято – стояние его (см.: Ис. 6, 13). Но где же они? Отчего они не создадут обратного греху и пороку течения? Отчего они без силы, без великого, всех увлекающего влияния?

Много добрых, честных, верующих людей, много добрых и честных патриотов, верных слуг Царя Небесного и Царя земного, сынов Отечества вечного, Небесного и Отечества земного. Мы видим их во всех местах нашего обширного Царства. Но они разъединены, рассеяны, они живут и действуют поодиночке, они не соединены вместе, и оттого безсильны. А от многих слышны и речи о том, что лучше стать в стороне от зла, исполняя в одиночку свой долг, спасая свою душу, что лучше удалиться от борьбы с пороком и этим выразить ему осуждение.

Удалиться от зла и предоставить ему свободу действия, а злым силам – свободу преуспевать, – этому не учил Своих учеников Христос. Что если бы апостолы поступили так, получив повеление Господа: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21)? Mир остался бы во власти диавола. Что было бы, если бы первенствующая Церковь, кровию, огнем и муками встреченная в мире, удалилась от борьбы со злом? Вселенная и доныне была бы во власти тьмы.

И разве только в области веры мы видим это? Что было бы, если бы наши предки, сидя у берегов Днепра и Ильменя, видя кругом препятствия для своей государственной и христиански-общественной жизни, видя множество враждебных народностей, решили бы все и всем уступить? Дошли ли бы они тогда до этой Сибирской страны, до берегов Енисея? Если бы и в дальнейшей истории склонились они пред требованиями и замыслами врагов внешних и особенно внутренних, разве могли бы они пронести имя Христово до берегов Великого океана, могли ли бы удержать свое великое Царство, могли ли бы они быть народом с великим и мировым призванием?

Объединяйтесь, объединитесь, добрые, верующие, честные сыны Церкви и Отечества! И тогда, как пред малым стадом учеников Христовых, соединившихся вместе, сгинут все расслабляющие и устрашающие образы уныния и неверия, колебаний и сомнений. Да воскреснет Бог и расточатся врази Его: яко тает воск от лица огня, яко исчезает дым, да исчезнут!

Разве мы не видим, не имеем знамен, около которых нам можно и должно создать и утверждать наше единение?! Объединимся около святой нашей веры и святой Церкви! Ими тысячу лет жива была Россия. Объединимся в области гражданской около Царя нашего богоданного! Нет в мире народа и не было народа, столь счастливого в этом отношении, как народ русский, который имел в Царе и Царях своих столь родных по духу правителей, создававших вместе с народом Царство, разделявших с ним и горе, и радости, бывших с ним во все самые важные моменты истории и исторического строительства. В Церкви родной Православной Царь и народ оставались и остаются едины в неразрывном союзе веры и единых упований.

Объединимся сознанием долга, чести, правды и любви к своему родному народу, к богоданному Отечеству! Для верующих, для чад Церкви, для руководимых ею нет разницы в понятиях о долге, о правде, о любви, как это мы видим у тех, которые, отвергнув благое иго Христовой веры, подчинили себя переменчивым веяниям человеческой мудрости, часто называя белое черным и черное – белым.

Объединимся – и подобно апостолам по Воскресении Господа, твердые и непоколебимые, понесем в жизнь дух силы, бодрости и радостной уверенности в окончательной и вечной победе добра над злом, света над тьмою, Христа над диаволом! И тогда в жизни нашей пронесется веяние слов Воскресшего Господа: «Мир вам!» Аминь.

 

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

Произнесено 20 апреля 1908 года,
в городе Красноярске

 

Полное собрание сочинений
протоиерея Иоанна Восторгова.
СПб., 1995. Т. III.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник