ЗА ДРУГИ СВОЯ | С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ | СТРАНИЦА 16 |
Нынешний год – это прежде всего 70-летие Победы русского народа в Великой Отечественной войне. Начиная с прошлого номера, в нашей газете публикуются небольшие заметки о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили этот великий праздник, вложив в предпринятый подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.
АНТЯСОВ
МИХАИЛ ТИХОНОВИЧ
Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945 г.). Родился в 1906 году в селе Паево (ныне Кадошкинский р-н Мордовии), в крестьянской семье. По национальности – мордвин. Получив начальное образование, проживал и работал в Москве. В январе 1942 года М.Т. Антясов был призван на службу в Красную армию.
С октября 1942 года воевал на фронтах ВОВ; был понтонером (военнослужащим понтонной части, специалистом по устройству понтонов, – примеч. ред.). Отличился во время форсирования Одера (река пересекающая Чехию, Польшу и Германию, – примеч. ред.) русскими войсками.
20 апреля 1945 года шестью километрами южнее Штеттина (город на северо-западе Польши, – примеч. ред.), несмотря на массированный артиллерийский и пулеметный огонь врага, Антясов со своими сослуживцами собрал паром и стал перевозить солдат, артиллерию, танки, боеприпасы. Когда двое помогавших ему товарищей выбыли из строя, герой трудился в одиночку. После повреждения парома от взрыва Михаил Тихонович сумел быстро восстановить его, обезпечив безперебойную переправу советских войск через реку.
22 апреля 1945 года был получен приказ о срочном восстановлении разрушенного немцами моста через Одер. Герой принимал активное участие в выполнении этого задания под шквальным огнем артиллерии врага. Пренебрегая полученным ранением, он не покинул своего поста и продолжил дело, обратившись в санчасть только по приказу командира роты.
После окончания войны и демобилизации работал плотником, проживал в селе Мордовское Коломасово Ковылкинского района Мордовской АССР. Скончался в 1989 году. М.Т. Антясов был также награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и несколькими медалями.
![]() |
![]() |
|
АНТЯСОВ М.Т. | АРОНОВА Р.Е. |
АРОНОВА
РАИСА ЕРМОЛАЕВНА
Старший летчик гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознаменного полка, гвардии лейтенант. Родилась в 1920 году в Саратове, в семье рабочего-железнодорожника. Окончила среднюю школу, аэроклуб, два курса Саратовского института механизации сельского хозяйства имени М.И. Калинина. В 1940 году перевелась в Московский авиационный институт.
В октябре 1941 года Раиса Ермолаевна вступила в ряды Красной армии. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.
С мая того же года до самой Победы над Германией сражалась в составе 4-й воздушной армии на Северо-Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Принимала участие в обороне Кавказа, освобождении Крыма, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. 23 марта 1943 года получила ранение. За боевые отличия награждена двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Звание Героя Советского Союза Раисе Ермолаевне Ароновой было присвоено 15 мая 1946 года – за 941 боевой вылет, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.
В послевоенные годы Р.Е. Аронова закончила Институт иностранных языков (1952 г.). С 1961 – в запасе, жила и работала в Москве; скончалась в 1982 году.
На войне Раиса Ермолаевна проявила высокое воинское мастерство и безстрашие. Ярким примером ее героизма служит боевой вылет в ночь на 23 марта 1943 года. Авиаполк бомбил врага на «Голубой линии» – сильно укрепленной полосе обороны противника, тянувшейся от Темрюка до Новороссийска. Несмотря на плохую видимость, летчицы работали всю ночь, без передышки. Экипаж пилота Пискаревой и штурмана Ароновой должен был уничтожить мощнейший вражеский прожектор на юго-восточной окраине станицы Киевской. Полет проходил без особых помех, но, когда самолет лег на боевой курс, яркие лучи многих прожекторов ослепили штурмана и летчицу. Почти одновременно начали бить зенитки. Самолет получил много пробоин, самая большая из которых зияла в правом крыле. Но маленький и тихоходный По-2 не сошел с боевого курса. Да и нельзя было сойти: заданную точечную цель малого размера можно было поразить только при очень тщательном прицеливании.
Аронова стала ловить прожектор в прицел. В эти секунды в кабине раздался треск, и Раиса почувствовала, что ее бок обожгло чем-то острым, горячим. Превозмогая боль, сжав зубы, она, наконец, поймала в прорезь прицела зеркало прожектора и дернула рычаг сбрасывания бомб. Одновременно штурман услышала звук четырех взрывов. Цель была поражена, прожектор погас.
Пискаревой и Ароновой удалось выйти из зоны огня, вырваться из жутких «объятий» прожекторов и благополучно приземлиться на своем аэродроме. Раису отправили в госпиталь в Ессентуки.
Там, где действовал женский полк, гитлеровцы по ночам не ведали покоя. Героинь-летчиц уважал весь фронт. Их боялись и ненавидели фашисты.
Через два месяца, даже не залечив до конца рану, Р.Е. Аронова вернулась в полк, переучилась на пилота и с еще большей доблестью продолжила громить врага. В ночь на 17 сентября 1943 года она нанесла удар по мотомехчастям противника в районе станицы Достогаевской. Прямым попаданием бомб пилот и штурман-бомбардир уничтожили машину с боеприпасами. В ночь на 4 декабря 1943 года при низкой облачности с высоты не более 100 метров Раиса сбрасывала мешки с боеприпасами и продовольствием для десантных частей 1-й армии в районе Эльтигена (микрорайон Керчи, – примеч. ред.). В течение ночи произвела шесть боевых вылетов. 11 мая 1944 года от бомб, сброшенных Ароновой на аэродром близ Севастополя, возникли пожары, сопровождавшиеся сильными взрывами...
Свой боевой путь отважная летчица завершила участием в Берлинской наступательной операции.
Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ
Источник: сайт «Герои страны»
(http://www.warheroes.ru)
Продолжение следует
Продолжение. Начало см. в № 1 (1).
ПЛАСТУНЫ – казачьи пешие воины. Это название внесли в казачий обиход черноморские казаки; вначале они одни были хранителями боевых традиций знаменитой запорожской пехоты, и только позднее стали появляться пластуны у линейцев, донцов и терцев. Таким образом, все бойцы пеших казачьих частей к нашему времени назывались не иначе как пластунами. В Императорской армии из пеших казаков формировались отдельные батальоны, и попавшие в них призывные были избавлены от значительных расходов при покупке коня и сбруи. Но, несмотря на такое облегчение, служба в пехоте не очень привлекала казачью молодежь, став уделом малосостоятельных людей.
Император Николай II среди офицеров-пластунов
на Куликовом Поле, 1915 год
В мирное время пластунские батальоны выставляли одни кубанцы. Во время войны их число увеличивалось до 18-ти, для чего Войско всегда имело готовые кадры опытных командиров. В годы Первой мировой войны донцы выставили шесть пластунских батальонов. Тогда командиров для них пришлось переводить из конницы. Молодые офицеры неохотно шли в пластуны. В 1915 году, когда в батальоны потребовалось пополнение младшего офицерского состава, прапорщики ускоренных производств не выражали желания идти в пехотные части. Начальник Новочеркасского казачьего училища однажды был вынужден даже прибегнуть к хитрости: объявили запись желающих остаться на тыловых должностях, но всех записавшихся вместо штабов командировали в пластунские батальоны. Тогда они действовали преимущественно в горах Турецкого фронта.
Продолжение следует.