ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Думай о России...»

Письмо-завещание Императора Николая I сыну

 


Император Николай I

 

Известно тебе, любезный Саша, что намерение мое было взять тебя с собою в Калишь – обнять, может быть, в последний раз деда твоего, почтенного нашего короля. Но предосторожность необходимая лишила меня сего счастия, а к утешению видел я, что ты охотно приносил жертву cию твоему долгу.

Сей же самый священный долг налагает на меня обязанность, расставаясь с тобой, помышлять и о будущем. Единому Богу Всемогущему известно, что меня ожидает, и хотя, возлагая на Него Одного всю мою надежду, не страшусь угроз моих врагов, я должен, однако, думать и о возможности исполнения злых умыслов.

Ежели такова будет воля Божия, – покорись ей безропотно, и не думай обо мне, думай о Poccии, и в попечениях об ней ищи утоления твоей скорби.

Повелеваю тебе:

1) Когда ты известишься, что ты отныне Император, вели сейчас к себе призвать митрополита, дядю твоего Михаила Павловича, графа Чернышева, князя Меньшикова и Н.Н. Новосильцева. Сообщи им известие, и прикажи исполнить свой долг каждому по своей обязанности.

2) Митрополит возвестит Синоду, г. Чернышев и к. Меньшиков – войску и флоту, Н.Н. Новосильцев – совету и сенату.

3) М.М. Сперанскому велишь сейчас изготовить манифест о восшествии твоем на престол, с повелением принесения тебе должной присяги, как Императору Александру II.

4) Дядя твой должен созвать к тебе всех генералов и командиров гвардейских войск, которым ты лично повестишь о всем, и вслед за тем они объявят о том войскам и приведут их к присяге.

5) Ежели б, чего Боже сохрани, случилось какое-либо движение или безпорядок, садись сейчас на коня и смело явись там, где нужно будет, призвав, ежели потребно, войско, и усмиряй, буде можно, без пролития крови. Но в случае упорства мятежников не щади, ибо жертвуя несколькими, спасаешь Poccию.

6) Когда все приведено будет в порядок, вели призвать к себе совет, и объяви, что ты непременно требуешь сохранения во всем существующего порядка дел, без малейшего отступления, и надеешься, что каждый усугубит усилия оправдать мою и твою доверенность и поможет тем тeбе принятию на себя бремени правления.

7) Сначала, входя в дела, спрашивай, как делалось до тебя, и не изменяй ни в чем ни лиц, ни порядка дел. Дай себе год или два сроку хорошо ознакомься с делами и с людьми – и тогда царствуй.

8) Будь к войску милостив, доверчив и береги его; но не дозволяй попускать по службе того, что прежде не терпелось.

9) Соблюдай строго все, что нашей Церковью предписывается.

10) Будь вообще кроток, обходителен и справедлив; cиe последнее слово вмещает и снисходительность и строгость, с которыми оно неразлучно.

11) Ты – молод, неопытен и в тех летах, в которых страсти развиваются, – но помни всегда, что ты должен быть примером благочестия, и веди себя так, чтобы мог служить живым образцом.

12) У тебя остается нежная мать, – утешать, беречь, чтить и слушать ее советов – твоя священная обязанность. Да сохранит ее Бог тебе в подкрепление!

13) Три брата у тебя, которым отныне ты служить должен отцом; будь для них тем же, чем был для меня твой дядя Александр Павлович. Со временем они должны тебе служить верой и правдой; смотри, чтоб были русские, – это значит все, что долг их составит.

14) Блюди о сестрах; люби их нежно, старайся о будущей их участи, соблюдая, елико можно, счастие их с пользами государства, которого oни собственность.

15) Чти дядю твоего Михаила Павловича, он был мне всегда верным и неизменным другом. Спрашивай его советов во всем, что ему вверено.

16) У тебя друг в принце Петре; обходись с ним всегда как с братом.

17) Будь милостив и доступен ко всем несчастным, но не расточай казны свыше ее способов.

18) С иностранными державами сохраняй доброе coглacиe, защищай всегда правое дело, не заводи ссор из-за вздору; но поддерживай всегда достоинство Poccии в истинных ее пользах. Не в новых завоеваниях, но в устройстве ее областей отныне должна быть вся твоя забота.

19) Не давай никогда воли полякам; упрочь начатое и старайся довершить трудное дело обрусевания сего края, отнюдь не ослабевая в принятых мерах.

20) Пренебрегай ругательствами и пасквилями, но бойся своей совести.

Вот, любезный Саша, в коротких словах мое последнее тебе наставлениe. Да благословит тебя Бог Всемилосердный, на Него Одного возлагай всю твою надежду! Он тебя не оставит, доколь ты к Нему обращаться будешь. Ступай смело, и велик Бог русcкий!

 

НИКОЛАЙ

 

Александрия, 30-го июля 1835 года

 

Источник: Самодержавный Дон Кихот.
К 180-летию коронации Императора
Николая I: буклет выставки. М., 2006.

 

 


 

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию благочестивого читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и сегодня в книгах и статьях современных авторов.

 

5. ВОЗРАЖЕНИЕ ПРОТИВ НАШЕГО ПОНИМАНИЯ СЛОВ
СВЯТОГО ФЕОДОРА СТУДИТА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЦАРСКОЙ
ЕДИНОДЕРЖАВНОЙ ИЛИ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ И ПРОТИВ НАШЕГО
ТОЛКОВАНИЯ АПОСТОЛЬСКИХ СЛОВ: «НЕСТЬ БО ВЛАСТЬ АЩЕ НЕ ОТ БОГА,
СУЩИЯ ЖЕ ВЛАСТИ ОТ БОГА УЧИНЕНЫ СУТЬ»

 

Преследуя ту же цель – свести на нет мысль, лежащую в основе истинно монархического миросозерцания о происхождении царской самодержавной власти от Бога, статья «К учению о Святой Руси» вновь возвращается к апостольским словам (см.: Рим. 13, 1), на истолкование коих митрополитом Филаретом мы выше указывали, как и на затемнение истинного смысла этого толкования тою же статьею. В ней мы находим такое место: «В доказательство своей основной мысли Преосвященный Серафим приводит еще собственное толкование слов апостола Павла: „Несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть“ (Рим. 13, 1). Владыка Серафим пишет, что, „говоря этими словами, апостол имел в виду форму существующей (сущей) в его время власти, т. е. царскую самодержавную или единодержавную власть. Ниже мы остановимся на содержании этих понятий – самодержавный, единодержавный, разницу которых автор не указывает, но в данном случае укажем, что, если это толкование и верно, то только в отношении единодержавной власти, но не самодержавной и царской, ибо в Римской Империи не было ни царской, ни самодержавной власти в нашем смысле этих слов, ибо суверенитет власти принадлежал там не Императору, а городу Риму, что и выражается в словах ‘Римская Империя’, т. е. Империя или владения г. Рима“» (П.С.Л. К учению о Святой Руси // Православный путь. 1940. Вып. 2–3. C. 94).

Будем называть это толкование нашим, хотя мы имели здесь в виду истолкование настоящей апостольской мысли митрополитом Филаретом и Святыми Отцами Церкви. Первый свидетельствует о ней не только в своей проповеди о происхождении от Бога царской власти на текст Несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1), но и в другом своем поучении, которое начинается словами апостола Павла: Молю убо прежде всех творити молитвы <...> за царя и за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 1–2). По толкованию московского святителя, апостол Павел, говоря о Царе и о сущих во власти, разумел здесь царскую власть в лице языческих Царей. Поэтому митрополит Филарет в настоящем слове по преимуществу об этих Царях и говорит, разъясняя вопрос о возможности для христиан о них молиться (Филарет, митр. Московский. Слова и речи. М., 1848. Ч. III. С. 290–292).

Конечно, знаменитый московский архипастырь, будучи проникнут святоотеческим духом и являя в своем лице великого Отца Церкви, выражал в своем изъяснении апостольских слов сущия же власти от Бога учинены суть толкование святоотеческое.

Святой Ириней в своем творении «Против ересей» пишет: «Как вначале солгал [диавол], так солгал и впоследствии, говоря: „Мне предана есть [власть над всеми царствами вселенной], и, емуже аще хощу, дам ю“ (Лк. 4, 6). Не он определил Царства мира сего, а Бог, ибо: „Сердце царево в руце Божией“ (Притч. 21, 1), <...> и Павел апостол о том же сказал: „Всякая душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть“ (Рим. 13, 1); и далее: „Не бо без ума меч носит: Божий бо слуга есть <...> отмститель в гнев злое творящему (Там же, 4). <...> Итак, от Бога уставлены земные Царства для блага народов. <...> По Чьему повелению рождаются люди, по повелению Того же поставляются и Цари» (Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Т. I. С. 584).

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник