ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 


 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА I:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ

 

§ 32

«НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ»

 

Узревши уготованное нам свыше спасение, как видно было из значения псалмов: Блажен муж (Пс. 1); Господи, воззвах (Пс. 140) и проч., также входа, мы, отходя ко сну, как от жизни к смерти, произносим с праведным Симеоном благодарственную песнь: «Ныне отпущаеши...»

Святитель Симеон Солунский (в гл. 341) пишет: «И потом один из служащих, как бы Симеон Богоприимец, с благоговением произносит молитву: „Ныне отпущаеши…“ Святой Симеон просил разрешения души от тела, увидев спасение Божие; мы же просим разрешения души от страстей, от вражиих искушений и сугубых недугов душевных и телесных». И в другом месте: «Читаем благодарственное благословение Богоприимца Симеона, и как он разрешение от тела считал сладостию, так и нам предлагает помнить исход, который уже явился и который означается вечером, и благословить его в том, в чем должно».

 

§ 33

ТРОПАРИ ОТПУСТИТЕЛЬНЫЕ

 

Отпустительные тропари суть те, которые читаются на вечерне и утрене перед отпустом. В настоящем тропаре первые два слова – «Богородице Дево» – Церковь прилагает к словам Архангельским с того времени, как Несторий, отвергая Божество Христово, дерзнул назвать Пречистую Деву Христородицею. И потому Церковь сперва называет Пресвятую Деву Богородицею, а потом прибавляет слова: «Радуйся, благодатная». На конце же сей Архангельской песни показывает и причину названия Девы Марии Богородицею: «Яко Спаса родила еси душ наших».

Этот отпустительный тропарь в честь Богородицы читается только в бдения на дни воскресные и на дни святых; но в Господские праздники как сей, так и другие Богородичные тропари не полагаются. Святитель Симеон Солунский (в гл. 341) говорит: «Это есть Архангелов глас о Деве и Божественном Ее зачатии. Так как это начало Домостроительства нашего спасения соделалось в день недельный, то песнь сия и полагается особенно в бдениях на дни воскресные и на праздники святых, потому что девственное рождение Христа есть источник святости святых. Не полагается только в праздники Господские». Посему не только тропарь «Богородице Дево…», но и прочие тропари и стихиры Богородичные в Господские праздники, кроме воскресных дней, нигде не полагаются; потому что таинства и догматы, заключающиеся в Богородичных тропарях и стихирах, излагаются во всех тропарях и стихирах, которые звучат в праздники Господские.

 

 

§ 34

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ
НА ВСЕНОЩНЫХ

 

Хлебы здесь изображают те таинственные пять хлебов, которые Христос умножил и которыми насытил пять тысяч человек. В настоящей молитве священник просит Бога, дабы Он благословил «хлебы сии, пшеницу, вино и елей» как предметы, необходимые для поддержания нашей жизни. Так как в начале службы церковной, в предначинательном псалме, мы благодарили Бога за то, что Он извел хлеб из земли, вино, которое веселит сердце человека, и елей, который лицо его умастит (см.: Пс. 103, 14–15), то, чтобы такому началу соответствовал и конец, мы, воздавая благодарение Богу за таковые дары, предлагаем те же самые предметы на благословение и просим умножить их.

Такое благословение хлебов бывает только на всенощных бдениях. Святитель Симеон Солунский (в гл. 342) говорит: «Это благословение хлебов совершается, если есть бдение; если же его нет, то после приклонения глав не бывает ни литии, ни благословения хлебов. Благословения же хлебов не бывает потому, что оно установлено ради труда бдения, дабы братия за труд получили и благословение Христово и некоторое подкрепление, и чтобы, особливо освященные, с этих пор начинали молиться о причащении страшных Таин».

 

 

§ 35

ПОМАЗАНИЕ ЕЛЕЕМ НА УТРЕНЕ

 

В службе на 15-й день августа напечатано: «И дается елей от кандила Пресвятыя Богородицы», что исполняется и в другие великие праздники перед первым часом, как показано в Уставе на 26 день сентября. Итак, священник помазует христиан в церкви двояким елеем: от кандила, т. е. от святых икон, и елеем, освященным здесь вместе с хлебами.

Издревле у христиан ведется обычай (Постановл. ап. кн. 8, гл. 29) – этот елей и другие предметы, годные к употреблению, каковы благословенная вода и елей, освящать предписанными молитвами, благословлять знамением креста и употреблять во имя Святой Троицы. Не требуется, чтобы все тело человеческое было омыто такою водою или помазано этим елеем, но довольно одного только прикосновения или приложения их к телу с знамением креста и с произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». А в особенности елей, так как означает милость и употребляется как символ ее, то и приемлется нами, дабы молитвами того святого, которому посвящен сей елей, приобрести и нам милость от Бога. Почему освященные здесь хлебы, вино и елей преподаются верным не только для укрепления их на следующее молитвословие, как выше сказано, но и для получения душевных и телесных даров, которые и перечисляются в Служебнике на сем месте.

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник