ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Божественный призыв
в картинах Павла Рыженко

 

Окончание. Начало на стр. 6

 


«Удар колокола» (из триптиха «Покаяние»)

 

Царь кормит голубей; железная узорчатая дверь его палат открыта; на перилах лестницы восседает черный ворон. Голуби символизируют русский народ, мирно живший под управлением благочестивого Государя, а ворон изображает темные силы: готовившую захват власти боярскую верхушку, жидовствующих еретиков, покушавшихся разрушить Церковь и государство изнутри, и внешних врагов Православия и России – еретиков-папистов и ногайские, астраханские, казанские и крымские татарские орды. Господь даровал игумену земли Русской, как называл Царя Иоанна старец Николай Гурьянов, победы над Казанским и Астраханским ханствами, в результате чего от басурманской неволи избавились до ста тысяч российских подданных. Им также была присоединена к России Сибирь, на которую до сих пор завистливо посматривают наши зарубежные «партнеры». Но этому грозному врагам веры и Отечества Царю, как и многим его близким родственникам, не пришлось мирно окончить свою земную жизнь: он был отравлен. В 60-е годы прошлого века в его останках исследователи обнаружили многократно превышающее допустимый уровень содержание ртути и мышьяка.

На картине «Тайна Царева» запечатлен сын Иоанна Грозного – Феодор Иоаннович. Гордые бояре стоят, нахмурив брови, а смиренный Царь Феодор сидит на уровне их ног и гладит кошку. Этот правитель, в противоположность своему отцу, обладал мягким характером. Кто-то, возможно, полагает, что Царь Иоанн был излишне жесток с боярами. В таком случае при кротком Феодоре должны были установиться мир и благоденствие. Однако дальнейший ход истории избавляет нас от иллюзий: бояре убили наследника Престола Царевича Димитрия; после смерти бездетного Феодора Иоанновича, последнего Рюриковича, на престол взошел Борис Годунов, началась Смута. Затем боярская верхушка захватила власть в Москве (период Семибоярщины), но блага для России это не принесло. Бояре-изменники впустили в Кремль польский оккупационный гарнизон, посадили на Русский престол польского королевича-католика Владислава; в итоге русский народ понес неисчислимые беды и страдания.

Эпохе Смутного времени Павел Рыженко посвятил полотно, изображающее разгром Пафнутьева Боровского монастыря: монах прижимает к груди испуганного и заплаканного мальчика. Перед ними лежит пронзенный стрелой русский ратник…

Еще одна картина царского цикла – портрет Алексия Михайловича Тишайшего. Когда русские люди покаялись, Господь вернул им Свое благословение, даровав новую Династию – Романовых, за которую каждый был готов положить жизнь. Царя и народ связывала истинная евангельская любовь, их единство скреплялось Православной верой. Государь изображен сидящим на троне перед большим образом святителя Николая Чудотворца. В его взгляде угадывается молитвенная дума о судьбах подданных, о благополучии страны. Он – любящий отец и покровитель для всех православных христиан своей страны.

Ряд наиболее известных полотен художника воспевает подвиг святых Царственных Мучеников. На холсте «Прощание с войсками», входящем в триптих «Царская голгофа», Император Николай II в февральскую вьюгу расстается со своим конвоем. Некоторые из бывших царских конвоиров уже прикрепили к груди красные банты, лица и фигуры других выражают скорбь от сознания происходящего и горячее раскаяние. Но никто из них не сохранил верность присяге и не осмелился воспрепятствовать заговорщикам. «Кругом измена, трусость и обман», – эти слова из дневниковых записей Государя характеризуют те трагические дни.

Вторая картина триптиха – «Александровский дворец». Цесаревич Алексий уснул с забинтованной ножкой, мать-Императрица тоже забылась тревожным сном в кресле у постели больного сына. И лишь Император бодрствует, с тревогой и укором взирая на зрителя…

О значении Царской власти для России в беседе с французским послом замечательно сказал министр юстиции Российской Империи Иван Григорьевич Щеголовитов: «Только бы русский народ не был смущен в своих монархических убеждениях, и он вытерпит все. Он совершит чудеса героизма и самоотвержения. Не забывайте, что в глазах русских, я хочу сказать – истинно русских, Его Императорское Величество олицетворяет не только верховную власть, но еще и религию, и Родину. Поверьте мне, вне царизма нет спасения, потому что нет России. Царь есть Помазанник Божий, посланный для того, чтобы быть верховным покровителем Церкви, всемогущим главой Империи». К сожалению, ко времени революции многие русские люди уже утратили понимание природы царской власти и ее значения для нашей страны. Это привело к убийству Царской Семьи инородцами и иноверцами при молчаливом попустительстве народа, за что Россия до сих пор расплачивается кровью своих сыновей, но пока все еще не пришла к осознанию необходимости всенародного покаяния.

Триптих заключает полотно «Ипатьевский дом. Расстрел», изображающее комнату Царской Семьи в доме Ипатьева после страшной казни. Повсюду разбросаны бумаги, игрушки, личные вещи Мучеников… В глубине комнаты восседает ее новый хозяин – красноармеец, один из палачей Царственных страдальцев. Это помещение – художественный образ послереволюционной России, того хаоса, который в ней тогда воцарился и сохраняется до сих пор. Покаяние в измене клятве на верность Дому Романовых, в богоотступничестве и цареотступничестве – единственный путь к возрождению нашей страны.

Главный герой другого триптиха – один из самых почитаемых и любимых русских святых, преподобный Серафим Саровский. Вот он молится на камне в лесу, а рядом бродит медведь. На другой картине батюшка уже кормит грозного зверя с руки. На последнем же холсте великий старец в сопровождении медведя выходит навстречу паломникам.

В экспозиции представлено немало пейзажей мастера. Скромная русская природа глубоко лирична, а наши благочестивые предки веками стремились ее одухотворить – построить храм, часовню, монастырь, поставить крест, что нашло отражение в стихотворении Ф.И. Тютчева:

 

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

 

Одухотворенность родной природы воспевал и художник в своих этюдах, будь то изображение русского поля, дороги или улочки Сергиева Посада с Лаврой Преподобного вдали. Павел Рыженко часто выбирал высокую точку обзора – писал с колоколен храмов, с балконов домов. Один из пейзажей, привлекших наше внимание, создан как раз с такого ракурса. С балкона открывается вид на речку, на берегу которой раскинулись дома, на горизонте темнеет лес, клонится к закату розово-оранжевое солнце. Рассматривая холст, невольно погружаешься в приятную атмосферу вечерней прохлады этого уютного уголка русской глубинки.

В заключение расскажем еще об одном триптихе с символическим названием «Покаяние». Сюжет первой его картины следующий: красноармеец вместе со своими товарищами забрался на колокольню православного храма для установки пулемета. Нечаянно он задел веревку и услышал удар колокола, пробудивший в нем голос совести. Его сердце вздрогнуло и душа встрепенулась, подобно взлетевшей белой голубке, изображенной художником на фоне колоколов. На другом, центральном холсте уже раненый красноармеец, после кровавой победы над своими же братьями в гражданскую войну, в глубоком размышлении стоит на кладбище у креста над могилой жены. Наконец, на холсте под названием «Муравейник» изображен тот же человек, спустя многие годы принявший монашество и ставший старцем-пустынником. Гуляя по лесу, он утомился и присел на пенек, поставив на землю туесок с ягодами. Рядом с подвижником – муравейник, образ мирской суеты. Лицо старца умиротворено, он нашел и познал «единое на потребу» – внял укорам совести, очистил свое сердце покаянием и исправил свою жизнь, преуспев на пути доброделания.

 


«Муравейник» (из триптиха «Покаяние»)

 

Возможность изменения жизни с греховной на добродетельную есть у каждого из нас; Небесный Отец призывает к нему и предлагает Свою божественную помощь. Именно Он даровал талант приснопамятному художнику Павлу Рыженко, чтобы через его боговдохновенное творчество привлечь как можно больше душ к истинной вере, к Святой Церкви, миру света и добра. И пока еще люди откликаются на этот Божественный призыв, Господь продлевает жизнь нашего суетливого вселенского муравейника.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник