ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
КРЕСТНЫЙ ХОД ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Оглянешься вокруг и понимаешь,
что наша Русь – жива!»

 


 

Великорецкий Крестный ход – один из крупнейших в России. Ежегодно 3–8 июня десятки тысяч паломников проходят по маршруту Вятка (Киров) – река Великая (с. Великорецкое Юрьянского р-на Кировской обл.) – Вятка (Киров) (протяженность пути – 150 км). Об историческом прошлом и сегодняшнем дне этого уникального шествия с нами побеседовал клирик Вятской и Слободской епархии настоятель храма в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» г. Слободского протоиерей Сергий Пентин.

 

– Батюшка, Вы уже не первый год участвуете во Всероссийском Великорецком Крестном ходе. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, в честь чего и когда он был установлен, какова его история, кем он совершается...

– Традиции Великорецкого Крестного хода уже более 600 лет, а начало ей было положено следующим образом. В 1383 году крестьянин вятской деревни Крутицы Семен Агалаков, идя по лесу, в стороне от своего пути заметил необыкновенное свечение. Удивившись, он подошел ближе и увидел, что свет исходит от иконы святителя Николая Чудотворца. Вблизи от этого места протекала река Великая, и потому образ получил название Великорецкого. Благочестивый крестьянин принес икону к себе домой, поставил в святом углу и стал перед ней молиться. Вскоре обнаружилось, что обретенный образ – чудотворный, а произошло это так. В этой же деревне один человек не владел ногами, не мог ходить. И вот во сне ему явился Николай Чудотворец и повелел: «Побывай в доме Агалакова, там увидишь мой образ, помолись перед ним и получишь исцеление». Больной выполнил наказ святителя и действительно исцелился. После этого случая весть о чудотворном образе начала распространятся, люди притекали к нему с молитвой и получали благодатную помощь. Затем на месте обретения иконы на берегу реки Великой построили деревянную часовню, а позже возвели храм, в котором она и была поставлена.

По прошествии некоторого времени молва о совершавшихся от образа чудесах дошла до града Хлынова – в те времена так называлась столица нашего, Вятского, края, – и местный архиерей решил перенести святыню в город. Но когда икону попытались забрать с места обретения, сделать этого не удалось, несмотря на ее небольшие размеры. Тогда было решено прежде перенесения иконы совершить перед ней молебен. Но святой образ, как и прежде, никто не возмог сдвинуть с места. Народ и духовенство пребывали в недоумении, однако Господь внушил им благочестивую мысль дать обещание, что если образ удастся перенести в Вятку, в Хлынов, то ежегодно в день его обретения они будут возвращать его на реку Великую. После произнесения такого обета икона безпрепятственно отправилась в столицу, где для нее построили Никольский собор, ставший впоследствии кафедральным.

Традиция Великорецкого Крестного хода не прерывалась никогда, и даже в советское время это молитвенное шествие тайно совершалось небольшими группами верующих. А в нынешнем году мы праздновали сразу два юбилея – 25-летие его официального возобновления и 400-летие второго принесения Великорецкой иконы в Москву: в 1614 году, когда Россия еще переживала последствия Смутного времени, молодой Государь Михаил Феодорович призвал нашу святыню в столицу ради утешения верующих.

История Крестного хода богата: проходил он и посуху – пешим и конным образом, и по рекам – на лодках и плотах. Число участников до революции было огромным – по некоторым данным, до 100 тысяч человек; говорили, что когда первые ряды паломников уже подходили к Великорецкому, последние еще только выходили из Вятки. Сохранилось предание, что в один год, если не ошибаюсь, в XVI веке, по каким-то причинам люди решили не носить чудотворный образ на реку Великую, и тогда в те дни, когда обыкновенно исполнялся обет, по всей губернии началось невероятное ненастье, на край обрушились сильные ливни и град, побивший все посевы. И это бедствие не прекращалось до тех пор, пока шествие все же не состоялось, т. е. Господь таким образом явно вразумил вятчан.

Нужно сказать несколько слов и о советском периоде истории Великорецкого Крестного хода. Когда произошел государственный переворот и власть захватили большевики, нашу святую традицию стали запрещать. Особенно жестко паломничество на реку Великую преследовалось уже после Великой Отечественной войны, в годы правления Хрущева. Тогда маленькие группы верующих собирались и шли тайком, по ночам, передвигаясь перебежками. На их пути выставлялись милицейские кордоны, жители некоторых деревень доносили на крестоходцев, их задерживали, арестовывали. Однако люди, во исполнение обета предков, продолжали идти. Я знаком с одним человеком (сейчас он принял постриг в Великорецком монастыре), который как раз в те годы тайно водил верующих на реку Великую. Он много рассказывал о том, как ему приходилось прятаться и в целях конспирации даже переодеваться в женскую одежду.

Сейчас, после возобновления Крестного хода, нас поддерживают и светские власти, в шествии участвуют политики, губернатор. Паломников сопровождает полиция, работники МЧС и скорой помощи – потому что люди идут абсолютно разные, начиная от младенцев-грудничков, которых везут родители, до очень пожилых, 80-летних дедушек и бабушек и даже инвалидов-колясочников. Приезжают верующие со всей России и из ближнего и дальнего зарубежья, представители разных социальных групп, слоев общества: и простые рабочие, и предприниматели, и известные культурные деятели… Паломничают и далекие от Православия люди – изначально, как правило, просто ради интереса.Но затем они крестятся, воцерковляются, становятся на стезю спасения.

Крестный ход – это прежде всего богослужение, поэтому мы идем с непрестанной молитвой. В Вятке совершается Литургия, движение начинается под слова песнопений, в пути постоянно служатся молебны…

 

– А чудотворный Великорецкий образ, обретенный крестьянином Агалаковым, сохранился до наших дней?

– Первообраз, как я уже сказал, хранился в нашем Вятском кафедральном соборе, взорванном в годы гонений, и потому, к сожалению, утрачен. Но тот список, с которым сегодня совершается Крестный ход, – тоже древняя и почитаемая верующими святыня.

 

– Отец Сергий, как давно Вы сами ходите на реку Великую? И что лично Вам это дает в духовном плане?

– Я, с Божией помощью, участвую в Крестном ходе уже 18 лет, правда по служебным и семейным обстоятельствам не всегда получалось пройти маршрут от начала до конца. Но когда приходилось прекращать шествие, душой всегда рвался туда, это – как любовь с первого взгляда: если один раз побывал – обязательно захочешь еще. Там удивительная простота во взаимоотношениях людей, атмосфера первохристианской Церкви. Мы живем в миру, и кто-то удачно устроился в жизни, другой – финансово менее обезпечен. А на Крестном ходу люди находятся в одинаковых условиях: дождь поливает и солнце опаляет всех – и грудничков, и стариков; и пенсионеров, и бизнесменов… Это надо видеть своими глазами – непередаваемое воодушевляющее зрелище, когда Крестный ход идет по полям колонной шириной метров 20 и протяженностью 3–5 километров. Оглянешься вокруг и понимаешь, что наша Русь – жива! На этом пути проявляются самые лучшие человеческие качества, Крестный ход буквально заражает своей добротой. Люди там именно такие, какие они есть на самом деле, без масок, не так как в светской жизни, когда мы кланяемся друг другу, а за спиной неизвестно что говорим и думаем.

 

– Расскажите, пожалуйста, какой-нибудь интересный случай с Крестного хода.

– Я уже упомянул человека, водившего паломников в Великорецкое в советские годы. Когда Крестный ход официально возобновился и в нем стали принимать участие тысячи людей, он тоже продолжал ходить. Но годы брали свое: ноги болели, приходилось передвигаться с палочкой. И вот однажды уже в пути он решил для себя, что доберется только до Великорецкого, а обратно не пойдет: «Все, хватит. Люди и без меня справляются, больше не буду участвовать». С таким помыслом он уснул, но во сне ему явился святитель Николай и пригрозил: «Если ты не пойдешь обратно, не исполнишь обета, смотри, я у тебя ноги совсем отниму». И по пробуждении этот человек вновь взял свою палочку и продолжил путь.

Приведу другой поучительный пример. Один священник до рукоположения учился в военном училище. Собираясь в первый раз в Великорецкий Крестный ход, он говорил: «Ну что такое пройти 20–30 км в день? Мы в училище делали многокилометровые марш-броски с тяжелой амуницией, а тут – просто пешочком...» С такими мыслями он вышел из Вятки. И представляете, в первый день – ноги сбиты в кровь. Батюшка в недоумении: «Как так? Я вроде бы нормально шел, все хорошо было…» И ему пришлось сойти с пути. Он решил, что все дело в неудобной обуви, и на следующий год приобрел себе самые хорошие кроссовки для пересеченной местности. Пошел. Но снова в первый же день сбил ноги. «Почему же так? Почему все идут, а я не могу?» – задумался он и, наконец, осознал причину происходящего. Николай Чудотворец каждого паломника в Великорецком Крестном ходу учит, смиряет. Т. е. если ты проявишь самонадеянность: «Что здесь такого, какая сложность?» – не дойдешь, каким бы ты ни был физически развитым и выносливым. А вот бабушки, шагающие с молитвой, с надеждой только на помощь Божию, преодолевают все трудности и проходят путь до конца.

 

– Как прошел Крестный ход в этом году?

– Май в Вятке выдался очень солнечный, жаркий; совсем не было дождей. Но мы на опыте уже множество раз убеждались, что как только в нашем крае исполняется древний обет предков, все встает на свои места, бедствия прекращаются. Перед Крестным ходом я встречался с директором предприятия, имеющего отношение к агропромышленности, и он просил: «Молитесь Николаю Чудотворцу, потому что если в ближайшие неделю-две не пойдут дожди, у нас не будет урожая. Многие районы еще не посеялись, невозможно сеять в сухую пыльную землю. Еще чуть-чуть, и мы дойдем до точки невозврата…»

И вот, мы отправились в путь. Три дня стояла неимоверная жара, над нами периодически сгущались тучи, но дождь не начинался. А когда до Великорецкого оставалось два последних привала, послышались раскаты грома. Я сказал своим прихожанам: «Видно, Николай Чудотворец готовит нам подарок». Точно, так и получилось. Мы дошли до села, только-только отслужили молебен – хлынул ливень. Из разных районов области нам сообщали, что везде идут сильные дожди, в некоторых местах – с грозами и ураганами. Дождь все увлажнил, и в Великрецком стало очень комфортно. Обратно было идти легко, и три дня, пока мы возвращались, обошлись без дождя. А как только добрались до Вятки, вступили в город, с неба вновь полились потоки воды и это продолжалось затем еще несколько дней. Вот так нам помогает Господь, когда мы исполняем Его волю, обет предков!

 

– Вы сказали, что в Крестном ходу участвуют и далекие от Православия люди, но после преодоленного пути многие крестятся, воцерковляются...

– Да, вот несколько лет назад на Крестный ход приезжал американец. Ему было интересно, он все фотографировал, снимал. А потом крестился, принял Православие. Были и немцы, которые спрашивали у нас: «А зачем вы идете? Зачем вам это надо? Вам что, за это заплатят? Вам кто-то что-то даст?» Они привыкли мыслить рационально: если ты что-то делаешь – значит, должен за это что-то получить, и потому поражались: «Мы не понимаем, зачем вы туда идете, с какой целью. Вы хотите сами себя измучить, изувечить?» Они специально фиксировали на камеру неприятные моменты – сбитые в кровь ноги и т. п., и говорили: «Мы дадим вам деньги, а вы нам объясните, что такое ваша вера, как ее понять…» Думаю, для них пребывание в Крестном ходу тоже не останется безследным.

 

– А что такое вообще Крестные ходы для Вас? В чем их значение, какую пользу они приносят людям, нашей Церкви и Отечеству?

– Как я уже говорил, Крестный ход – это богослужение, молитва. В нем остро ощущается, проявляется неотмирность нашей веры, соборность нашей Церкви, ее жизненность, крепость, святость. Из пройденного пути каждый выносит что-то свое, какой-то ему одному понятный и необходимый нравственный урок. В этом году мы особенно, на каждом молебне, молились за Украину... У меня еще не было ни одного Крестного хода, который бы прошел безследно для души, – всегда получаю какие-либо серьезные вразумления.

 

– И последний вопрос: верите ли Вы в возрождение нашего Отечества, Святой Руси?

– Конечно, верю. А как иначе? Если бы не грела такая надежда, невозможно было бы жить. Видишь, насколько сегодня окрепло зло, как оно распространяется, как подавляет правду и благочестие, и если бы не вера в Бога – не хотелось бы оставаться на Земле. Но мы знаем, что Господь есть и на все Его святая воля. Он может в один миг все изменить, преобразить. Но Он хочет, чтобы люди сами, своей дарованной им свободной волей, выбрали добро, поучаствовали в этом преображении кто чем может: кто-то – молитвой, кто-то – шествием Крестными ходами, кто-то – добрыми делами, а кто-то и защитой Отечества с оружием в руках. И это возрождение уже идет – пусть медленно, пусть через скорби, но люди начинают пробуждаться, возвращаться к вере, к жизни по духу, к религиозным и культурным традициям наших благочестивых предков.

 

Беседовала
Серафима СМОЛИНА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник