ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 


Прокимен на вечерне

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА I:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ

 

§ 21

«ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ»
ПЕРЕД «СВЕТЕ ТИХИЙ»

 

Апостол Павел сказал: из Негоже вы есте о Христе Иисусе, Иже бысть нам премудрость от Бога (1 Кор. 1, 30). Следовательно, и здесь слово «премудрость» означает Христа как Премудрость или какую-нибудь проповедь, вещающую о Нем и о Его сокровенных делах.     «Прости» святитель Герман Константинопольский объясняет так: «Да возносим сердца наши вместе с попечениями над всем земным и да уразумеем откровение благ». Когда диакон громогласно возглашает слова «Премудрость» или «Премудрость, прости», – этим дается знать, что за сими словами будет следовать песнь в честь Христа как Премудрости, изображающая Его дела и достойная нашего внимания и слушания. За ними следует высокая и святая вечерняя песнь «Свете тихий», которая относится к Самому Христу и возвещает дела Его. Сия песнь, по свидетельству некоторых, сочинена священномучеником Афиногеном, пострадавшим около 169 года, при Севере, и, принятая Церковию, поется всегда на вечерни с особенным вниманием и благоговением. Потому-то для слушания ее диакон и возглашает: «Премудрость, прости», и эти слова здесь означают не что иное, как только напоминание и побуждение внимать пению следующей песни «Свете тихий», которая вещает о Христе и Его делах. Когда же возглашается одно только слово «Премудрость», тогда надо подразумевать: «Вонмем», или: «Прости, услышим премудрость» следующего пения или чтения, как и при сем входе к слову «Премудрость» прибавляется «прости». Перед началом чтения Евангелия говорится все это: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия».

 

§ 22

ПРОКИМЕН, «ПРЕМУДРОСТЬ,
ВОНМЕМ» ПЕРЕД «МИР ВСЕМ»

 

Прокимен, то есть краткий стих, избранный из псалмов Давида по приличию праздника или дня, никогда один не поется, но за ним всегда следуют другие стихи, которые объясняют и подтверждают содержание и силу, заключающуюся в нем. Притом он полагается и поется перед всяким стихом, сколько бы их ни было, а потому прокимен, по буквальному переводу «предлежащий» или «предположенный», есть стих, полагаемый впереди всех стихов. В Уставе священнослужения сказано: «По конце же „Свете тихий“, глаголет диакон: „Вонмем“, иерей: „Мир всем“, и паки диакон: „Премудрость, вонмем“, канонарх же показует прокимен». Следовательно, здесь первое «Вонмем» возглашается для выслушания слов «Мир всем», а второе «Премудрость, вонмем» – для выслушания прокимна.

 

 

§ 23

ПРИ ПРОКИМНЕ СВЯЩЕННИК
ОБРАЩАЕТСЯ К ЗАПАДУ

 

«Обращся же священник к западу, стоит, ожидаяй исполнения прокимена, тоже поклоняется и отходит на место свое». Священник во время прокимна обращается к западу, а потом поклоняется к востоку. Причину сему некто находит следующую: «Прокимен здесь возвещает Христа, облеченного в лепоту и препоясанного силою; посему священник, образуя Христа и внушая предстоящему народу почтение к себе как к лицу, изображающему Его, стоит лицом к западу, т. е. к народу. А по исполнении прокимна, сознав свою немощь, обращается к востоку, поклоняется и отходит на место свое». По этой же причине и во время чтения Евангелия священник стоит лицом к западу, „имущь фелонь опущену“».

 

 

 

«МЕТАНИЕ ПОЛАГАТЬ» И «МЕТАНИЕ ТВОРИТЬ»

 

Здесь вместо «поклоняется», в греческом Служебнике стоит: «βαλλει μετανοιαν»; вот почему и в русских наших книгах, а особенно в Уставе и в Триоди Постной, переводится: «полагает метание», «творит метание». Но надо знать, что употребляемое в наших русских книгах слово «метание» есть греческое «μετανοια» и значит «покаяние». У греков всякие поклоны от монашеского обыкновения называются покаянием. Монахи, как принявшие на себя образ кающихся и посвятившие себя на дела покаяния, монастыри и свои пустынные жилища как места, руководствующие к покаянию, издревле называли покаянием. Отсюда, если кто-нибудь устроил монастырь, то и говорится, что он устроил покаяние или дом покаяния (доказательства сего см. в 4 ч., гл. 9, § 1). Поелику всякие изнурительные труды кающихся, а в особенности плачущих, с которыми они оплакивали грехи свои, просили от других молитв о себе и ожидали прощения, вообще назывались покаянием, то и монахи, заимствовав это слово от их обычая, начали называть покаянием не только главные дела своего звания, как-то: повержение тела, изъявление смирения, поклонение Богу, но тем же словом, т. е. покаянием, называли всякие движения тела, которые делаются людьми при встрече и прощании. Посему всякие поклоны, которые простой народ делает священникам, служителям церковным и монахам, в знак своего смирения или в надежде получить от них благословение или прощение, все эти поклоны называются «metanoia» «покаяние». Сверх того, если те простые люди, встречаясь со священниками или с монахами, прикладывают только руку к сердцу, то и тогда говорится, что они «творят покаяние», «μετανοιαν». Равным образом и сами священники и монахи, если отвечают им каким-нибудь поклоном, также говорят о себе, что они «творят покаяние» перед ними, «μετανοιαν». Из всех такого рода обычаев вышло то, что «полагать метание или покаяние» и «творить покаяние» – значит вообще полагать или творить поклонение, то есть поклоняться. А посему и в этом месте в русском служебнике греческое «βαλλει μετανοιαν», «полагает покаяние» яснее переведено: «таже поклоняется».

Все сии покаяния или поклонения делают двояким образом. Когда повергаются до земли коленами, руками и головою, то это есть поклонение или покаяние великое; но когда наклоняются телом немного или только до пояса, то это – покаяние или поклонение малое.

 

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТАТИСТИКА ||
«Россия – священная наша держава…»

    

      В середине апреля с. г. «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) опросил около полутора тысяч наших сограждан с целью выяснить, какое влияние, по их мнению, имеет сегодня Россия в международных делах и к каким целям она должна стремиться в XXI веке.
Большинство респондентов (82%) уверены, что Россия имеет большое влияние на мировой арене, причем за шесть лет доля людей, придерживающихся этой точки зрения, выросла более чем на треть (с 58% в 2008 г.); 25% опрошенных считают, что наша страна имеет даже «очень большое» влияние в международных делах, а 57% – «довольно большое». В свою очередь, каждый десятый (11%) полагает, что возможность воздействия нашей страны на международную ситуацию невелика (против 18% в 2008 г.), и лишь 3% участников опроса склонны думать, что мнение России практически не имеет веса в принятии решений на международном уровне.
     В XXI веке Россия должна вернуть себе статус супердержавы, утраченный после распада СССР, – об этом заявили 42% респондентов, причем за последнее десятилетие сторонников этой позиции стало больше (34% в 2003 г.). 41% называет главной целью нашей страны на ближайшее столетие вхождение в число 10–15 экономически развитых и политически влиятельных стран мира. Только 10% респондентов полагают, что российское государство должно добиться лидерства лишь на постсоветском пространстве: за десять лет эта доля существенно сократилась (с 16% в 2003 г.).
     Добавим, что всем русским людям, чающим возрождения нашего Отечества, не следует забывать, что таковое возможно только при сохранении верности Православию и при условии возвращения к традиционным духовно-нравственным ценностям. «Всеблагое Провидение не оставит России и в этом печальном и гибельном состоянии, – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский перед революцией. – Оно праведно наказует ее и ведет к возрождению. Судьбы Божии праведные совершаются над Россией, как они совершались в предшествовавшие века ее существования, – при древних Великих Князьях и Царях наших. Россию куют беды и напасти. Не напрасно Тот, Кто правит всеми народами, искусно, премудро, метко кладет на свою наковальню всех, подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами пред твоим Небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала...»


Ольга ВЕТРОВА,

по материалам сайта ВЦИОМ (http://wciom.ru)
     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник