ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО В МАРФО-МАРИИНСКУЮ
ОБИТЕЛЬ

 

  
Памятник прмц. Елисавете на территории обители работы
скульптора В.М. КЛЫКОВА

 
Купола Покровского собора


Cтавропигиальный женский монастырь Русской Православной Церкви Марфо-Мариинская обитель милосердия находится центре Москвы, на Большой Ордынке. История его основания связана с именем святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Несмотря на то, что летопись событий обители сравнительно коротка, она вобрала в себя множество светлых моментов и весьма назидательна. Напомним читателю основные вехи жития преподобномученицы Елисаветы и ее святых сподвижников и сподвижниц.

Великая княгиня Елисавета родилась 20-го октября 1864 года в протестантской семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Она полюбилась великому князю Сергию Александровичу, родному брату Царя Александра III, и в 1884 году состоялось их бракосочетание. При этом супруги сразу же договорились, что будут жить в целомудрии, как брат и сестра. Великий князь Сергий возглавлял Императорское Палестинское общество. В 1888 супруги вместе паломничали на Святую Землю. Там Елисавета Феодоровна, милостью Божией, осознала еретичность протестантизма, и 13-го апреля 1891 года, в Лазареву субботу, состоялось ее присоединение к Православной Церкви.

В том же году ее муж был назначен генерал-губернатором Москвы. 4-го февраля 1905 года террорист бросил в карету Сергия Александровича бомбу, и великий князь погиб. Елисавета Феодоровна, стоя на коленях, в снегу, своими руками собирала останки убиенного мужа. Исполняя заповедь о любви к врагам, она посетила в темнице его убийцу Ивана Каляева, пытаясь склонить погибающую душу к покаянию, но преступник закостенел в своей злобе.

Овдовев, княгиня, с благословения старцев, решила основать обитель и всецело посвятить свою жизнь Богу. Для этого на Большой Ордынке она приобрела участок земли с большим садом. По имени упоминаемых в Евангелии сестер воскрешенного Христом Лазаря Марфы и Марии обитель получила наименование Марфо-Мариинской. В ней служение Марии соединялось со служением Марфы: подвиг молитвы с подвигом оказания помощи ближним. В обители было построено два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, а также открыта лучшая в Москве больница и аптека, где для бедных лекарства отпускались безплатно. Обитель начала свою деятельность 10-го февраля 1909 года. 9-го апреля следующего года великая княгиня Елисавета и ее 17-ть сподвижниц были посвящены в крестовых сестер любви и милосердия. На другой день матушку Елисавету возвели в сан настоятельницы обители. Ее молитвенный труд в храме и келье чередовался с подвигами любви и милосердия. Великая княгиня сама ухаживала за немощными, нередко проводила ночи без сна у постелей страдальцев, тяжелобольных и умиравших.

После революции 1917 года матушку Елисавету арестовали и отправили в Алапаевск. 18-го июля 1918 года (по новому стилю), в день памяти преподобного Сергия Радонежского, ее, как и других находившихся с ней в заключении Царственных Узников, живой сбросили в заброшенную шахту. Перед казнью святая молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают». Смерть наступила не сразу. Из шахты какое-то время еще раздавались пасхальные песнопения или, как говорят иные, Херувимская песнь. А впоследствии, когда тела мучеников подняли, оказалось, что апостольник великой княгини разорван и его кусочками перевязаны раны великого князя Иоанна, который лежал рядом с преподобномученицей на уступе шахты.

Вместе с Елисаветой Феодоровной сбросили в шахту и ее верную келейницу Варвару. При жизни всюду сопутствовавшая и помогавшая настоятельнице, она встретила вместе с ней и смерть. Ее останки, вместе с останками членов Царской фамилии, извлекли из шахты и сначала переправили в Китай, а оттуда, уже вместе с мощами великой княгини, во исполнение воли последней, игуменом Серафимом (Кузнецовым) они были перевезены в Иерусалим и погребены в храме святой равноапостольной Марии Магдалины.

Большие частицы святых мощей мучениц сейчас почивают в Покровском соборе обители. Для преподобномученицы Елисаветы сделана гробница из белого мрамора, украшенная искусной резьбой. Выполненное в полный рост ее надгробное изображение выдержано в академическом стиле, близком манере художника Нестерова, росписи которого украшают стены храма.

Частица мощей святой Варвары помещена в особом ковчеге, стоящем перед ее поясной иконой, находящейся за правым клиросом. Рядом с ней находятся иконы с аналогичными мощевиками преподобноисповедников Сергия (Сребрянского) и Гавриила (Игошкина), духовников Марфо-Мариинской обители.

Преподобноисповедник архимандрит Сергий, в миру – Митрофан Васильевич Сребрянский, родился 1-го августа 1870 года в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии, в семье священника. Под влиянием народнических идей по окончании семинарии он поступил в Варшавский ветеринарный институт. В католической Польше, вынужденный пребывать в среде студентов-атеистов, он стал усерднее посещать православный храм и познакомился со своей будущей супругой, дочерью священника Ольгой Владимировной Исполатовской. 29-го января 1893 года они обвенчались. В том же году Митрофан Васильевич принял сан диакона, а через год – священный сан. Служил он в Стефановской церкви слободы Лезиновка Острогожского уезда Воронежской губернии. В 1897 году его перевели в Орел и назначили настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефствовала над которым великая княгиня Елисавета Феодоровна.

Отец Митрофан ревностно проходил свое пастырское служение, регулярно проповедовал, всего себя отдал трудам во славу Божию и удовлетворению духовных нужд паствы, стремясь быть для нее добрым отцом и утешителем. При помощи прихожан он построил храм, открыл при приходе школу и библиотеку. В 1903 году батюшка побывал на торжествах прославления преподобного Серафима Саровского, где впервые был представлен великой княгине Елисавете, произведя на нее весьма благоприятное впечатление.

Во время русско-японской войны в качестве полкового священника он последовал за Черниговским полком на театр боевых действий. Везде, где это удавалось, отец Митрофан ставил походную церковь и служил, давая русским воинам возможность приступать к Таинствам Церкви. Многим он облегчил последние минуты жизни добрым словом, напутствовал в жизнь вечную Исповедью и Причащением Святых Христовых Таин. Во время войны пастырь вел дневник, который впоследствии был издан под названием «Дневник полкового священника». Великая княгиня Елисавета ознакомилась с этой книгой, и когда перед ней встал вопрос об избрании духовника для основанной ею обители, то ее выбор пал на отца Митрофана. Тем более что он соответствовал и ее основному требованию – чтобы священник был либо монашествующим, либо жил с женой как с сестрой.

Матушка Елисавета не ошиблась в своем выборе: отец Митрофан стал добрым пастырем для сестер обители, мудрым руководителем их на пути ко спасению. После ареста великой княгини обитель осталась на его попечении. В 1922 году по благословению Святейшего Патриарха Тихона священник принял постриг с именем Сергий, а его супруга также была пострижена в монашество с именем Елисавета. Вскоре отца Сергия возвели в сан архимандрита.

Его первый арест последовал 23-го марта 1923 года, и в конце августа он был на год выслан в Тобольск. Из ссылки исповедник вернулся 27-го февраля 1925 года, а уже через два дня был вторично арестован, но по ходатайству матушки в начале лета освобожден. За это время Марфо-Мариинскую обитель уже закрыли, а сестер арестовали и выслали в Тверскую область, в Казахстан и Среднюю Азию. Отец Сергий и матушка Елисавета уехали в село Владычня Тверской губернии и поселились в родительском доме матушки. На службу они ходили в Покровский храм, в котором с 1927 году начал совершать богослужения сам отец Сергий. Народ потянулся к батюшке за духовной помощью и советом. По его молитвам происходили чудеса и исцеления, Господь нередко открывал ему прошлое и будущее посетителей. 7-го апреля 1930 года по доносу местных безбожников отца Сергия арестовали и по приговору тройки ОГПУ сослали на пять лет в Северный край. Ссылку он отбывал в Пинежском районе. Там исповедник продолжил свое старческое служение. У него сложились хорошие отношения с местным начальством, поэтому через два года, из-за преклонных лет и примерного поведения, архимандрита Сергия досрочно освободили, и они с матушкой и его духовной дочерью Марией Петровной Замориной, в монашестве Милицей, вернулись во Владычню.

Покровский храм был закрыт, и монашествующие ходили молиться в Ильинскую церковь соседнего села. В этом селе отец Сергий провел последние годы своей жизни и встретил Великую Отечественную войну. По молитвам подвижника село не пострадало от вражеских бомб и снарядов, несмотря на то, что линия фронта проходила совсем рядом. Скончался преподобноисповедник Сергий 23-го марта 1948 года; его святые мощи почивают ныне в Воскресенском Кафедральном соборе города Твери.

Мощи преподобноисповедника Гавриила Мелекесского, частица которых вместе с его иконой помещены за правым клиросом Покровского собора Марфо-Мариинской обители, рядом с образами и частицами мощей преподобномученицы Варвары и преподобноисповедника Сергия, покоятся в Кафедральном соборе города Димитровграда Ульяновской области. Расскажем немного и об этом исповеднике Православной веры.

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник