ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮДИ БОЖИИ УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Освободитель Русской земли

19 мая / 1 июня – память святого благоверного
князя Димитрия Донского

 


«Святой благоверный великий
князь Московский Димитрий Донской»
Худ. В. МАТОРИН

 

Уже полтора столетия томилась Русь под игом монголо-татар, ставшем наказанием за раздробленность, за многие княжеские неправды и усобицы. «Русь оказалась замкнутой в порочном круге: для того чтобы создать сильное феодальное войско, она должна была освободиться от Золотой Орды, господство которой постоянно подрывало экономическую основу, необходимую для создания такого войска; но для того чтобы сбросить татаро-монгольское иго и отбиться от других врагов, сильную феодальную конницу уже нужно было иметь» (Нестеров Ф.Ф. Связь времен). Собрать мощное и многочисленное войско можно было лишь исподволь, постепенно соединяя все русские земли и хотя бы на время ограждая их от нашествий и разорения. Это нелегкое «бремя власти» (по слову Д.М. Балашова, русского писателя, филолога-русиста) взяли на себя московские князья. И, начиная со времен Ивана Калиты, Русь была избавлена от постоянных набегов орды. За эти десятилетия успели сформироваться целых два поколения, уже не испытывавшие безотчетного ужаса перед татарином: они и вышли на Куликово поле.

Ядром русского войска стал двор великого князя и хорошо вооруженные московские полки. «Была создана общерусская военная организация: не князья-вассалы, как бывало прежде, собирали рати, а великокняжеские воеводы; сложились своеобразные военные округа, из которых приходили полки. Рати Московская, Коломенская, Звенигородская, Можайская, Переяславская, Владимирская, Юрьевская, Муромская, Стародубская, Суздальская, Городецкая, Нижегородская, Ярославская, Моложская, Галицкая, Бежецкая, Устюжская, Новоторжская… Вся Русская земля готова была подняться по призыву князя Димитрия Ивановича» (Каргалов В.В. Полководцы X–XVI веков).

Канонизированный Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году, святой благоверный князь Димитрий Донской по праву назван самым выдающимся русским полководцем и государственным деятелем ХIV века. Ко времени Куликовской битвы он обладал большим военным опытом и сумел организовать активную оборону подвластных ему земель от ордынцев.

Русское войско имело по тем временам отменное вооружение. Особое внимание уделялось разведке, врага не ждали под стенами своих городов, а выходили к нему навстречу, далеко в степь. Правильность выбранной тактики подтвердила победа над татарами на реке Воже в 1378 году.

Наблюдая возраставшее усиление Руси, правитель Золотой орды Мамай начал готовить против нее большой поход, по своим масштабам сравнимый с нашествием Батыя. Татарское войско – около трехсот тысяч человек – по численности превосходило русское вдвое. Заключив еще союз с литовским князем Ягайло и рязанским Олегом, в середине лета 1380 года Мамай отправился в поход. Князю Димитрию нужно было спешить, чтобы не допустить соединения врага с союзниками. И русские войска, собравшись в Коломне, стремительно двинулись на юг. В походе Димитрия Донского сопровождали двое иноков Троицкой обители – Пересвет и Ослябя, шедшие на брань с татарами по благословению преподобного Сергия Радонежского. В канун сражения, 20 сентября (по новому стилю), русские полки переправились за Дон неподалеку от устья реки Непрядвы и разрушили за собой мосты: отступать князь Димитрий не собирался.

Куликово поле, с трех сторон огражденное реками, не позволяло Мамаю вести активные действия на широком фронте, сковывало фланговые маневры многочисленной ордынской конницы. Татары могли наступать только с юга на пространстве около четырех-пяти километров. Построение русских войск было следующим. На значительном удалении от остальных выстроился Сторожевой полк, состоявший из легкой конницы. Его задачей было не допустить ордынских конных лучников до Большого полка. Далее располагался Передовой полк, состоявший в основном из пеших ратников. Он должен был принять на себя и ослабить удар ордынской конницы. Непосредственно за ним стояли выстроенные в линию главные силы русских: Большой полк и полки Правой и Левой руки. Для помощи главным силам позади них был поставлен резерв (под командованием Димитрия Ольгердовича – удельного князя Брянского, Стародубского и Трубачевского, сына литовского князя Ольгерда и княгини Витебской Марии Ярославны). А за полком Левой руки, в дубраве, укрыт Засадный полк.

Наступило утро 21 сентября, чтимый на православной Руси праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Среди русского войска, в помощь ему, находилась Донская икона Пресвятой Богородицы, написанная Феофаном Греком (после победы донские казаки передали этот образ в дар князю Димитрию, который перенес его в Москву).

Основному сражению предшествовал поединок инока Александра Пересвета с татарским богатырем Темир-мурзой: «И ударишася крепко копии, едва место не проломися под ними, и спадше оба с коней на землю и скончашася» («Сказание о Мамаевом побоище»).

Битва началась. Тяжелая генуэзская пехота и ордынская конница, стоявшие в центре войск Мамая, всею силой ударили на Передовой полк русских, и «была сеча зла и велика». Несмотря на большие потери, русские воины остановили натиск ордынцев; прорваться через центр коннице Мамая не удалось. Выстоял и полк Правой руки, которым командовал князь Андрей Ольгердович. Сыновья литовского князя покрыли себя неувядаемой славой.

Перегруппировав свои силы, Мамай нанес мощный удар по левому флангу русского войска, намереваясь обойти Большой полк и прижать его к берегу Непрядвы. При этом он ввел в бой все свои резервы. В этот переломный момент Засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича (Храброго, Донского; двоюродного брата кн. Димитрия Донского) и воеводы Димитрия Боброка, сосредоточенный в дубраве, ударил в тыл втянувшимся в сражение основным силам Мамая. Удар сокрушил врага. Ордынская конница была разрезана надвое, передняя ее часть погибла в водах Непрядвы, остальные обратились в бегство мимо ставки Мамая, располагавшейся на Красном Холме. Отступил и сам монгольский полководец.

Несмотря на тяжелые потери, результаты Куликовской победы были неоценимы. Русская земля восприняла этот жертвенный подвиг как начало полного своего освобождения от ордынского ига, как главный итог объединения русских сил под знаменем Московского князя. Именно поэтому надпись на 28-метровом чугунном памятнике, воздвигнутом на Красном Холме, гласит: «Победителю татар великому князю Димитрию Ивановичу Донскому – признательное потомство». Ежегодный день поминовения героев, павших на Куликовом поле, установленный князем Димитрием, впоследствии стал Димитриевской родительской субботой.
Память святого благоверного князя Димитрия Донского почитается и на белорусской земле. В его честь воздвигнуты храмы и часовни в воинских частях Бреста, Витебска, Борисова и Новогрудка, а в нашей столице – Минске – стоит храм иконы Божией Матери «Донская».

 

Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского, г. Минск

 

 

СТАТИСТИКА ||
700-летие преподобного Сергия

    

      По случаю празднуемого в нынешнем году 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского «Всероссийский центр изучения общественного мнения» опросил 1600 человек в 130-ти населенных пунктах в 42-х областях, краях и республиках России с целью выяснить, что наши сограждане знают об этом святом. Опрос показал, что имя Радонежского подвижника знакомо большинству респондентов (72%), при этом четверть из них (24%) хорошо осведомлены о том, кто он такой, а половина (48%) слышала о нем, но подробностей жития не знает. В этом вопросе лучше разбираются люди старше 60 лет (32%) и респонденты с высшим образованием (32%), нежели 18–24-летняя молодежь (13%) и малообразованные участники опроса (13%). Среди людей, назвавших себя православными, знают о том, кто такой Сергий Радонежский, 78%. В свою очередь 27% респондентов признались, что ранее ничего не слышали об этом церковном и государственном деятеле. «Игумен земли Русской» известен в первую очередь как святой, почитаемый Православной Церковью, – об этом сказали 38% тех, кому знакомо его имя. Часть опрошенных вспомнила о том, что он был монахом (18%). Кроме того, Сергия Радонежского назвали основателем монастырей (6%), религиозным деятелем (5%), православным (3%), священником (2%). Также некоторые участники опроса считают его защитником людей (1%), великой исторической личностью (1%), человеком, способствовавшим сохранению Руси (1%).
     В одной из своих проповедей в день памяти преподобного Сергия всероссийский старец архимандрит Кирилл (Павлов) сказал: «Исполнилось уже почти 600 лет, как преставился, отошел ко Господу великий в своем смирении преподобный и богоносный отец наш Сергий. Много поколений сменилось за это время, много изменений произошло во внутренней и внешней жизни нашей страны, а вот имя смиренного подвижника и простого игумена пустыни Радонежской по-прежнему славится и благословляется по лицу Русской земли, и пребудет оно славно во все времена, потому что праведники во веки живут и прославляются от Господа (см.: Прем. 5, 15). Угодник Божий преподобный Сергий для нас, русских, никогда не умирал, он только преставился, только перешел от земли на Небо и, с любовью призирая оттуда на нас, грешных, непрестанно молится у Престола Божия за родную ему Русскую землю и за всех русских православных людей, близких ему по крови и по духу, – ведь он был истинно русский в душе. Может ли при одной мысли об этом не встрепенуться от радости каждое смиренно верующее русское сердце?»


Ольга ВЕТРОВА

     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник