ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ТВОРЧЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Оптинская весна» стала мостиком к Церкви

 


 

Наша газета традиционно освещает события Международного конкурса-фестиваля славянской народной песни «Оптинская весна», финальный этап которого вот уже пять лет подряд проходит в старинном русском городке Козельске Калужской области. В этом году 18 мая на сцене местного Дома Культуры Российской Армии за звание «Лучший славянский голос» состязались талантливые исполнители из России, Белоруссии, Сербии и Боснии и Герцеговины. Представители Украины впервые не смогли приехать из-за трагичной ситуации, сложившейся в их стране. Победителей определило компетентное жюри: известная певица Ольга Кормухина, художественный руководитель Кубанского казачьего хора народный артист России проф. Виктор Захарченко, заслуженный артист России, популярный певец и композитор Сергей Трофимов, певица из Черногории Даница Никич, автор-исполнитель казачьих песен и баллад Сергей Матвеев, руководитель белорусского инструментального ансамбля «Лирица» Трофим Антипов и атаман Козельского хуторского казачьего общества «Оптинское» Алексей Крюков. Лауреатами первой степени стали: в младшей возрастной группе – 14-летняя Дарья Снеговская из села Сергеевки Воронежской области, в средней группе – уникальная исполнительница и автор собственных песен Татьяна Куртукова из Пензы, в старшей – Георгий Филипович из сербского города Ниша.

 

 

Мы побывали на фестивале, который на этот раз прошел еще успешнее, чем прежде – не в последнюю очередь этому поспособствовала удивительно теплая и дружественная атмосфера, доброжелательные отношения между конкурсантами, вопреки соревновательному характеру мероприятия. Порадовала и благодарная публика, не скупившаяся на аплодисменты и даже слезы. Никто не остался в обиде, выступавшие и зрители ощущали себя единым целым, творцами и участниками общего невероятно поднимающего дух и дающего твердую уверенность в победе над злом праздника славянской народной песни и Православной веры.


+ + +

 

После гала-концерта нам удалось побеседовать с одним из членов жюри – руководителем инструментального трио «Лирица» Трофимом Антиповым. Ансамбль был создан в сентябре 2000 года в городе Речице Гомельской области Республики Беларусь. В его составе, помимо Трофима (баяниста, выпускника консерватории г. Санкт-Петербурга (класс Заслуженного артиста России А.И. Дмитриева) и магистратуры Белорусской Академии Музыки г. Минска (класс Заслуженного артиста Республики Беларусь Н.И. Севрюкова)), – цимбалистка Елена Сочнева (окончила Белорусскую Академию Музыки г. Минска (класс доцента кафедры струнных народных инструментов Р.В. Подойницыной)) и мастер балалайки-контрабаса Андрей Сочнев (получивший образование в Белорусской Академии Искусств г. Минска (театральный факультет, специальность – звукорежиссура)). Коллектив много гастролирует как у себя в стране, так и за ее пределами, организует международный музыкальный проект «Лира-Фест» и проводит конкурс молодых инструменталистов «Золотая лира Полесья».

 

– Трофим, Вы – лауреат различных международных конкурсов в России, Украине, Литве, Болгарии, Польше, Германии, Италии, Португалии, магистр искусств. Как Вы оцениваете организацию «Оптинской весны» и профессионализм ее участников? Что можете сказать о духовной цели этого конкурса-фестиваля – возрождении Святой Руси через проповедь традиционных славянских культурных традиций и нравственных ценностей?

– Мы не понаслышке знаем, как трудно провести музыкальный фестиваль или конкурс. Так вот, хотелось бы отметить, что организационный уровень «Оптинской весны» с каждым годом растет. В то же время повышается, что очень важно, и мастерство конкурсантов. А что касается духовности – например, на отборочные туры «Оптинской весны» у нас, в Белоруссии, приходят не только верующие люди, большинство – далекие от Церкви, хотя и не атеисты. Но с концертов, они, может быть, даже сами иногда того не замечая, уносят частицу веры, чистоты, святыни. А нам очень радостно участвовать в этой музыкальной, культурной проповеди Православия; мы каждый год готовимся, ждем поездки в Козельск, откладываем все свои дела, мирские проблемы, другие концерты… Оптина Пустынь – одно из тех мест, куда хочется приезжать как можно чаще; здесь – особый дух. Оптина заставляет о многом задумываться, учит смотреть на жизнь по-новому, духовно…

 

– А до участия в фестивале Вы сами как-то соприкасались с Православием, храмом, священнослужителями?

– Нет, для меня мостиком к Церкви стала именно «Оптинская весна». До того, как мы приехали сюда впервые, Андрей и Лена уже побывали в Оптиной как паломники. Андрей – крестный отец моей дочери, и он меня периодически воспитывал в духовном плане, увещевал, что нельзя не ходить в церковь, нельзя к некоторым вещам относиться, как я, критически и т. д. И вот, в первый раз я ехал на фестиваль как на обычный концерт и даже возмущался: «А почему не будет гонорара? Что это такое?» – это же наша работа, за которую мы привыкли получать материальное вознаграждение. Ребята объяснили мне, что «это не то место», но я не унимался: «Какая разница, какое место, если мы едем туда работать?» Но после встречи и знакомства с оптинскими батюшками все изменилось. Нам предложили стать организаторами отборочных туров в Белоруссии, и мы с радостью согласились. С каждым годом на нашей Родине появляется все больше желающих поучаствовать в этом песенном конкурсе, концерты проходят с аншлагом, телевидение освещает их в полном объеме, представители других культурных мероприятий даже упрекают журналистов, что они уделяют нам слишком много внимания. В этом году приятно было видеть на гала-концерте победителей отборочного тура, проходившем в Речице, зрителей из разных городов Беларуси, в том числе и из Бреста – а это 500 км от нас. Едут целыми группами, звонят заранее: «Мы из Могилева, сможем ли попасть на ваш концерт? Будут ли места в зале?..» Мы резервируем места, но людей так много, что некоторым приходится все равно стоять в проходах, в этот раз мы даже организовали трансляцию на улицу.

 

– Вы – член жюри финального тура «Оптинской весны» в Козельске. Расскажите, пожалуйста, чем Вы руководствуетесь при оценке выступлений конкурсантов, что важнее: исполнительское мастерство, умение держаться на сцене и артистизм или репертуар?

– Оценивать исполнителей только по мастерству нельзя. Например, на нашем конкурсе инструменталистов бывает так, что мастерство музыканта – беглость, – на ура, но мышление, фразировка – страдают. А что главнее? Нельзя сказать, что одно важно, а другое нет, все должно быть пропорционально, в комплексе.

Точно также и на «Оптинской весне»: можно исполнить песню с красивой мелодикой, а текст будет… Как сказал один музыкант: «Знаете, чем отличаются песни прошлых лет от нынешних, которые заполняют сегодня радио- и телеэфир? Тем, что раньше музыка писалась на стихи, а сейчас – на тексты». Тексты, в которых нет смысла. Т. е. глубокий смысл – одна из основных составляющих хорошей песни. Бывает, что у конкурсанта не получилось что-то спеть, например, по состоянию здоровья или технически что-то не сложилось, а слова песни берут за душу, трогают так, что просто невозможно поставить низкую оценку…

 

– Засилье безвкусицы, примитивизма, бездарности на современной сцене очевидно. Как, по Вашему мнению, можно этому противостоять?

– Наша задача очень простая – делать свое дело. И эти усилия, действия, подобны каплям, точащим камень. Думаю, я не погрешу, если скажу, что народная песня – своего рода молитва, слова которой не исчезают безследно: если человек ее исполняет, то до кого-то она обязательно доходит. То же самое касается и музыкальных произведений – это тоже слово, где в каждой ноте есть свой смысл; это мысли и чувства, выраженные языком музыки.

 

– Что Вы можете сказать о проблемах современного искусства?

– Возьмем, например, какую-нибудь музыкальную школу в Республике Беларусь, в России или где-то еще на постсоветском пространстве со своим штатом преподавателей. Была б моя воля, я бы 80 % педагогов оттуда уволил, как говорится, от греха подальше. Потому что они – профнепригодны в плане передаваемых ученикам знаний и навыков. А дети, естественно, не замечая этого, сильно повреждаются. Это беда всех бюджетных организаций – не только в области культуры, но и в сфере образования, здравоохранения и т. д. Схема очень простая: заканчивает студент музыкальное училище – еле-еле, на тройку (двойку не ставят, чтобы все-таки выпустить). Естественно, в Консерваторию, в вуз поступить он не в состоянии. Куда ему идти? Устраивается преподавателем в музыкальную школу. Но чему такой «специалист» может научить детей, если он сам ничего не знает? И этот процесс, к сожалению, ежегодно набирает обороты.

Кроме этого существует еще одна серьезная проблема – утечка кадров. Потому что люди, действительно способные заниматься искусством, творческие личности, получившие качественное образование и имеющие высокую работоспособность, вынуждены уезжать туда, где их труд оценивается и оплачивается достойно, – в европейские страны. Что касается нас, инструментального трио «Лирица», – наша основная работа – концертная деятельность, гастроли, командировки, хотя мы и преподаем в колледже и в школе. Каждый год нам предлагают переехать в Германию, Австрию, Словакию, Польшу… Но мы согласны только на сотрудничество – поехать поработать неделю-две, дать мастер-классы, помочь в чем-то. Но уехать навсегда – нет, потому что наши корни, наши родные, могилы наших предков – на Белой Руси. Родину не выбирают, также как отца и мать. И, если мы там родились, значит, так было угодно Богу, значит, это то место, где мы должны жить и трудиться – ради своего спасения и блага родной земли.

 

 

– Что Вы пожелаете читателям «Православного Креста»?

– Верить – в Бога, в Его Промысел, в то, что Святая Русь – Россия, Украина и Белоруссия – объединятся и возродятся. Творить добро. И, конечно же, приходить на «Оптинскую весну», чтобы послушать хорошие песни!

 

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник