ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Наше истинное блаженство – благодать

26 мая / 8 июня – День Святой Троицы, Пятидесятница

 


 

Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе братья и сестры, с великим праздником Святой Троицы. Сошествие Святаго Духа на апостолов было венцом и последней целью божественного домостроительства о нашем спасении.

Прекрасно учит о спасительном для нас значении ныне празднуемого Церковью события святитель Иоанн Златоуст в своих проповедях на день святой Пятидесятницы. Он говорит, что через ниспослание Святаго Духа на апостолов Господь даровал всем верующим в Него величайшие блага. С этого момента мы, для освобождения от греха и для своего освящения, принимаем от Святаго Духа Его божественную благодать или Его дары: ведения, исцеления, пророчества, рассуждения и даже самую веру, ибо, по свидетельству апостола Павла, никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Так проповедует святитель Иоанн Златоуст о великих благах, дарованных нам сошествием Святаго Духа на апостолов.

В Священном Писании указываются и многие другие блага, которые подаются нам Святым Духом. Тот же апостол Павел в Послании к галатам говорит: Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23).

Впрочем, все эти дарования Духа можно назвать одним благом, именно – блаженством Царства Христова, которое мы получаем от Духа Святаго. Благодать Духа в ее различных и дивных проявлениях рождает в нас блаженство Царства Божиего. Поэтому она есть наше истинное христианское счастье. Недаром Господь Спаситель назвал Святаго Духа Утешителем (см.: Ин. 14, 26; 15, 26; 16, 7). Сие наименование говорит нам, что только от Духа Святаго мы можем иметь настоящее утешение во всех наших скорбях и через Его благодать еще здесь получить доступ ко всем радостям Божественного Царства.

Эта благодать есть наше истинное блаженство и потому, что ею, при молитвенном призывании Святаго Духа, хлеб и вино в Таинстве Святой Евхаристии пресуществляются в Тело и Кровь Христа. А Святые Тайны Христовы являются источником величайшей нашей радости и предвкушением будущего райского блаженства.

Благодать Святаго Духа есть наше истинное блаженство и потому, что через нее рождается в сердцах последователей Христа то блаженное состояние, о котором апостол Павел сказал: Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим (1 Кор. 2, 9–10).

Что может быть блаженнее того состояния, когда вся Божественная Троица вселяется в человека и он делается едино с Богом по благодати? Но это блаженное единение, по учению Христа, достигается через исполнение нами божественных заповедей (см.: Ин. 14, 23). А соблюдать спасительные заповеди мы можем только при содействии дарованной нам возрождающей благодати Святаго Духа. Следовательно, и по этой причине она есть наше истинное блаженство.

Наконец, мы так называем благодать и потому, что она, как учит святитель Василий Великий, будет источником нашего блаженства в неизреченном и вечном Царстве Христовом.

Вот какое спасительное значение имеет для нас сошествие Святаго Духа на апостолов! Они получили благодать Святаго Духа, которая есть и наша благодать. Вместе с нею они получили блаженство Царства Христова, которое есть и наше блаженство. Разница здесь заключается лишь в том, что эта благодать с ее чудными проявлениями и ее блаженством в апостолах раскрылась сразу во всей полноте и доступном для человеческого естества совершенстве, а в нас, как учат Святые Отцы: Марк Подвижник, блаженный Диадох, иноки Каллист и Игнатий, а вместе с ними и наш великий богослов епископ Феофан Затворник, сия благодать раскрывается постепенно, по мере исполнения нами божественных заповедей и, в особенности, посредством нашего покаяния и смирения. Но так же, как и в апостолах, благодать Святаго Духа может раскрыться в нас во всей возможной для нас полноте, если мы всем своим существом будем стремиться к ней, как к самому драгоценному сокровищу.

Такое великое устремление к благодати и было в жизни угодников Божиих. Ради сей благодати, как сокровища, скрытого на поле, или драгоценной жемчужины (см.: Мф. 13, 44–45), святые оставляли все блага мира сего и никакие скорби и страдания не могли ослабить их благодатной ревности. А блаженные, Христа ради юродивые даже сами искали этих скорбей и всевозможных страданий, лишь бы иметь в своем сердце сию благодать божественного Духа с ее райским блаженством. Они знали вместе с апостолом Павлом, что по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 5).

К этой-то благодати или блаженству Царства Христова, как к самому высшему для нас благу и последней цели, к которой мы предназначены Богом, и призывает нас Господь, говоря: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Несомненно, это благодатное Небесное блаженство имел в виду и святой апостол Павел, когда сказал: Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2). А наш великий Оптинский Старец иеросхимонах отец Амвросий, согласно с этими апостольскими словами, увещевает нас жить так, как бежит колесо, которое всеми своими частями постоянно устремляется кверху и только одною своей точкой на одно лишь мгновение касается земли.

Увы! Подавляющее большинство современных христиан не следует сему призыву, но всецело устремляется к благам земного счастья. Как никогда они обуреваются неудержимым влечением к радостям плотской страсти. Открытый плотской разврат стал характерным признаком их жизни. Таким же отличительным свойством современных христиан является сребролюбие, которое побуждает в данный момент, несмотря на все наши культурные достижения, готовиться к небывалому по жестокости взаимному человеческому истреблению.

Печальнее всего то, что в этом гибельном устремлении к благам земного счастья современные христиане не могут остановиться, ибо не учение Христа, апостолов, Святых Отцов и даже не совесть являются для них жизненным руководством, а человеческий разум, плененный и ослепленный гордостью, которая толкает их на путь всевозможных заблуждений, ересей и богоборчества, не допуская даже малейшего прикосновения к ним доброго, спасительного воздействия. <…>

Могут спросить: как же нам желать благодати Святаго Духа и стремиться к ней, когда она уже есть в нас, когда мы получили ее в святом Крещении и Миропомазании и продолжаем получать ее в других Таинствах Церкви? Да, мы имеем в сердцах своих сию божественную благодать. Но когда мы тяготеем к земле и увлекаемся всецело счастьем земным, тогда Дух Святый отходит от нас Своей благодатью, и мы можем погибнуть навеки. Ведь в таком неудержимом устремлении к плотскому счастью и была причина гибели людей при всемирном потопе, перед которым Господь сказал: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Да, мы имеем в себе благодать Святаго Духа и, тем не менее, мы должны стремиться к ней, т. е. раскрывать и приумножать ее в себе, как учат Святые Отцы Церкви, посредством исполнения божественных заповедей, через покаяние и, в особенности, смирение. Покажем на деле свое стремление к благодати Святаго Духа. Иначе сказать: будем неуклонно соблюдать заповеди нашего Спасителя, будем плакать о грехах своих, а больше всего смиряться перед Богом и людьми, чтобы Дух Святый, в силу нашего нерадения о христианской жизни, не отошел от нас, и мы не погибли бы навеки. Вот почему Святая Церковь требует, чтобы мы всегда, а в особенности в сей праздник Пятидесятницы, молились Царю Небесному такими словами: «Прииди и вселися в ны». Она следует в данном случае увещанию великого апостола Павла, который в Послании к евреям говорит: Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией <...>, будем хранить благодать (Евр. 12, 15, 28).

Поэтому пусть главнейшим предметом наших забот и стараний будет постоянная сердечная молитва о том, чтобы благодать Святаго Духа всегда пребывала с нами как источник истины, силы и радости в нашей жизни. Мы молились об этом вчера за всенощным бдением и сегодня за Божественной Литургией. Будем молиться об этом и сейчас, за Троицкой вечерней. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми нами. Аминь.

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Произнесено в храме
святителя Николая,
г. София, июнь 1937 год

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник