АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА I:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ
§ 7
«СЛАВА И НЫНЕ»
После «трисвятого» полагается Той же Пресвятой Троице и славословие, заключающееся в следующих кратких словах: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…» и проч. Это славословие издревле составлено в честь Троицы, как некоторые писатели утверждают, святым Мелетием и Флавианом, Антиохийскими Патриархами, и для отражения некоторых еретических учений. Выражение «Слава» направлено против ариан, потому что едина слава Святой Троицы, как едино и существо. Слова же «Отцу и Сыну и Святому Духу» направлены против Савелия, который учил, что Святая Троица есть одно лицо. А слова «ныне и присно» и проч. показывают, что Троица тождественна и вечна, и неизменна, и слава Ее есть и ныне, и всегда, и во веки веков будет.
Так как в этом весьма кратком славословии изображается все существо Пресвятой Троицы, то Церковь как для того, чтобы отразить лжеучения еретиков, так и дабы показать вечное и неизменное свое исповедание, прилагает это славословие во многих местах, т. е. в начале и конце многих молений, а особенно после песни «Аллилуиа».
§ 8
«ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦЕ…» ЕСТЬ ВТОРОЕ МОЛЕНИЕ
Второе моление к Пресвятой Троице заключается в молитве: «Пресвятая Троице, помилуй нас…» и проч. Сначала в сей молитве словами «Пресвятая Троице» в одно время воспоминаются все три Лица Пресвятой Троицы и потом прилагается общее к ним, как к одному Лицу, прошение о помиловании – «помилуй нас»; затем исчисляются отдельно все три Лица и, сообразно их свойствам, прилагаются к ним особливые прошения, т. е. к Отцу – «Господи, очисти грехи наша»; к Сыну – «Владыко, прости беззакония наша»; к Святому Духу – «Святый, посети и исцели немощи наша»; а в заключение опять ко всем Лицам вместе делается обращение в словах «имене Твоего ради».
Все эти прошения, прилагаемые каждое к отдельному Лицу Святой Троицы, имеют особенные и приличные значения в отношении к оным Лицам. Ибо к Богу Отцу говорим: «Господи, очисти», так как мы примирены с Ним чрез Сына; к Сыну – «прости», поелику Он, будучи человек, пострадал от людей и за людей, поелику Он прогневляется и оскорбляется нами, облекшимися в Него Крещением и миром и соединенными с Ним Причащением и другими Таинствами, и поелику Он дал власть вязать и решить, и заповедал прощать; к Духу же Святому – «посети и исцели», поелику Он животворит, милует и укрепляет нас, и без Его силы и благодати в нас ничего не может быть доброго.
§ 9
«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» ТРИЖДЫ
К молитве «Пресвятая Троице...», для изъявления большей чести Троицы и усерднейшего от нас моления, прилагается «Господи, помилуй» трижды. Словами этими мы двукратно возвещаем Пресвятую Троицу: когда произносим: «Господи, помилуй» – тогда возвещаем Троицу, потому что Троица есть Един Господь; и когда эти же слова «Господи, помилуй» произносим трижды – тогда опять возвещаем и умоляем о помиловании Троицу. Потом молитва «Пресвятая Троице…» и слова «Господи, помилуй» заключаются тем же славословием, какое было и при первом молении, т. е. читается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
§ 10
«ОТЧЕ НАШ» ЕСТЬ ТРЕТЬЕ МОЛЕНИЕ
Третья молитва к Пресвятой Троице и в честь Оной есть «Отче наш». Правда, молитва эта возносится к Единому Отцу и дана нам Сыном; но так как Троица нераздельна, Отец, Сын и Святый Дух едино суть: Бог есть Отец Светов, то есть Сына и Духа, Отец всегда пребывает в Сыне и Духе, и Сын в Духе и Отце, то молитва эта возносится не к Одному только Отцу, но и ко всем трем Лицам. Посему когда читаем «Отче наш», тогда вспоминаем и Сына, и Святаго Духа. Это самое и Церковь нам показывает, когда сию молитву заключает словами: «яко Твое есть царство и сила и Слава Отца и Сына и Святаго Духа» и проч. А так как здесь изображается не только слава, но и царство, и сила Отца, и Сына, и Святаго Духа, то славословие, которое читалось после первых двух молений, т. е. «слава Отцу» и проч. здесь уже не читается; потому что оно короче выражает то же самое.
Все вышеозначенные три молитвы читаются в честь Троицы в начале всех молитвословий; и к этим молитвам всегда прилагается по одному славословию к каждой, а всего три славословия, также в честь и славу Пресвятой Троицы.
«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ»
ДВЕНАДЦАТЬ РАЗ
Прежде «Господи, помилуй» читалось в честь Троицы трижды. Но как по церковному обряду в течение ночи, с вечера до утра считается двенадцать часов, и в течение дня, с утра до вечера, тоже двенадцать часов, то теперь «Господи, помилуй» в ночи, т. е. на повечерии и на полунощнице, читается двенадцать раз за двенадцать часов ночи; также и в течение дня, т. е. на всех дневных часах, читается тоже двенадцать раз за двенадцать часов дня.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | «Всеправославный Собор»: польза или вред? |
1. Знаете ли Вы о подготовке «Святого и Великого Собора Православной Церкви»?
2. Согласны ли Вы, что результатом обсуждения на «Всеправославном Соборе» календарного вопроса должно стать возвращение всех новостильных Церквей на святоотеческий юлианский календарь?
3. Согласны ли Вы, что Православная Церковь нуждается в Соборе, который бы осудил ересь экуменизма?
4. Будет ли, по Вашему мнению, намеченный на 2016 год «Всеправославный Собор» полезен для Святой Православной Церкви?
|