ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои
Афганской войны

 

 

КУЧКИН

ГЕННАДИЙ ПАВЛОВИЧ

Родился в 1954 году в городе Кинель (ныне Самарская область), в семье рабочего.
В армию был призван в 1971 году. В 1975-м окончил Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище; командовал танковым взводом, служил заместителем командира мотострелкового батальона по политической части.

С июля 1981 года находился в Афганистане. Участвовал в 128-ми боевых операциях, содействовал в захвате пяти караванов с оружием, ликвидации одиннадцати исламских комитетов. Его батальоном было уничтожено более 930-ти бандитов и захвачено 493 единицы оружия. В боевой операции в городе Герат проявил исключительное мужество, самоотверженность и героизм. 29 апреля 1982 года, тщательно выбирая свое место в бою во главе мотострелковой роты, локализовал и впоследствии уничтожил две банды.

 

+ + +

 

Белой кипенью цвели сады. Воздух, напоенный густым ароматом весны, дурманил. Капитан Кучкин вышел из зала, где ему вручали орден Ленина и Золотую Звезду Героя Советского Союза, и то ли от дивного этого запаха, то ли от безконечно радостного волнения чуть заметно покачнулся. «В такие счастливые мгновения разволнуешься», – подумал я, поддерживая Геннадия, и лишь позднее узнал: покачнулся он все же от недавней контузии.

...Дорожный серпантин то взмывал под самое небо, то опускался на дно горного ущелья. Под вечер в неширокой долине с одинокими арчовыми деревцами, на перехлесте редких в Афганистане дорог, бронетранспортер капитана Кучкина, заместителя командира батальона по политчасти, встретился с подразделением афганской армии.

«Почему стоят? Душманы?» – терялся в догадках Геннадий.

Навстречу вышел лейтенант. Он пытался что-то объяснить, но хотя Кучкин и выучил немало слов местного языка, понять сбивчивую речь афганского офицера не смог. Подошедший младший сержант Сайфов перевел: через перевал вскоре пройдет банда, а задержать ее невозможно: дорога впереди заминирована; вызывать саперов – потерять время, за которое бандиты спокойно уйдут; ищи потом ветра в поле.

– Что, Саша, поможем? – спросил Кучкин водителя бронетранспортера рядового Михайлова.

– Поможем, товарищ капитан, как не помочь?!

И на глазах у изумленных афганских воинов советский бронетранспортер двинулся прямо по заминированной дороге в сторону перевала. Сто метров... Двести... Прогремел взрыв. От машины отскочило заднее колесо, но «броник», накренившись, продолжал движение. И тогда над стоявшей колонной пронеслась отрывистая команда. Колонна афганских машин, обойдя поврежденный советский бронетранспортер, устремилась вперед. Прогрохотал еще один взрыв, но он уже не остановил афганских бойцов. Позже Кучкину рассказали, что из банды, перехваченной на перевале, не ушел ни один душман...

Не раз и не два встречался Геннадий с опасностями, и всегда выходил победителем. Быть впереди, нужным людям – этому его учил отец, фронтовик-десантник, много раз смотревший смерти в лицо. «Характер», – говорят о капитане Кучкине. Характер, в котором сплавились, слились воедино лучшие черты русского воина.


 

   
КУЧКИН Г.П.   ЛЕВЧЕНКО А.Н.

 

 

ЛЕВЧЕНКО

АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Старший штурман 655-го истребительного авиационного полка Военно-Воздушных Сил 40-й армии Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), подполковник. Родился 6 февраля 1947 года в поселке Новониколаевский Новониколаевского района Волгоградской области, в семье рабочего.

В Вооруженных Силах – с августа 1964 года. В 1968 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил в Закавказском и Прибалтийском военных округах. С мая 1985 года – в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

27 декабря 1985 года при выполнении очередного боевого задания, в районе населенного пункта Джабаль-Уссарадж, подполковник А.Н. Левченко направил свой подбитый самолет МиГ-23МЛД на укрепленную позицию противовоздушной обороны (ПВО) мятежников и впервые в послевоенной истории ВВС СССР и реактивной авиации уничтожил ее огненным тараном.

 

+ + +

 

К смерти невозможно привыкнуть. Даже на войне. Даже когда погибший выбрал ее сознательно, предъявив собственную жизнь как решающий аргумент в бою. Подполковник Анатолий Левченко повторил легендарный подвиг Гастелло – подавил огневую точку противника точным попаданием в нее собственной машины.

Откуда берет начало взлетная полоса Анатолия Левченко? Может быть, с того момента, когда его, совсем пацана, взяли на борт самолета-опылителя? Другой эпизод. Четверо выпускников Новониколаевской одиннадцатилетки приезжают поступать в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Поступает один. Не Анатолий. Уезжают двое. Анатолия среди них нет: остался работать на аэродроме, попал в резерв и «добил-таки» училищное командование.

Курсанту Левченко разрешают самостоятельный полет – первому на курсе. А затем «биографами» выступают многочисленные публикации в изданиях «Красная звезда», «Советский воин», «Авиация и космонавтика», «Советская молодежь»... Правда, о подвиге в тех публикациях речи не было – только об умении офицера делать свое дело. Следующая страница – вручение подполковнику Левченко ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III-й степени – опять же одному из первых в части. Награда – объективное признание деловых качеств. Просто в Афганистане они проявляются подвигом. Не попасть туда (или попасть «случайно») Левченко просто не мог.

Вот и настало время назвать последнюю дату этой биографии – 27 декабря 1985 года, 14 часов 30 минут по кабульскому времени. В тот день в активе звена Левченко уже было два боевых вылета. Оба – удачные. Особенно второй, в котором удалось разгромить прорвавшийся из Пакистана караван душманов. Как всегда, ведущий звена Левченко действовал мастерски: ориентировался четко, бомбил метко, уходил из-под обстрела быстро.
Задача командования нанести бомбово-штурмовой удар по двум целям, расположенным в 20 км юго-западнее перевала Саланг, требовала от него тех же навыков. Теперь о том вылете рассказывает ведомый Анатолия Левченко – майор Щербак, до сих пор не смирившийся с непоправимостью исхода. Собственно, и рассказывать-то почти нечего, события развивались по многократно повторяемой схеме: над машиной подполковника вдруг что-то блеснуло, и она прекратила боевой разворот.

Мы никогда не узнаем, как принимаются решения о таране. Наверное, первое, что зафиксировал в сознании Левченко, – машина, несмотря на повреждение, из-под его управления не вышла, а цель... цель до сих пор не поражена.

...Говоря о мастерстве летчика, мы привычно употребляем стереотип «он и его самолет – одно целое» и почти не задумываемся над буквальным смыслом этого образа. Анатолий Левченко, возможно, тоже не задумывался. Он тщательно прицелился и «выстрелил» – как всегда, без промаха.

...В семейном архиве Левченко есть фотография Анатолия Николаевича, сделанная за сорок минут до его гибели. Есть забавная новогодняя открытка родителям, пришедшая на станцию Алексиково на шестой день после смерти ее отправителя. А в летной книжке Героя появляются записи о новых вылетах: их совершают за него лучшие из однополчан.

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

Источник: сайт «Герои страны»
(http://www.warheroes.ru)

 

Продолжение следует


 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

МИХАЙЛОВСКОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ (окончание). С мая до сентября Михайловское артиллерийское училище располагалось в лагерях при Красном Селе, на берегу Дудергофского озера. Там проводились практические занятия: обучение боевой стрельбе на полигоне, выезды на позиции с полевыми учениями, глазомерная и инструментальная топографические съемки и т. п.

Участвуя в стрельбах, каждый юнкер за три года мог оценить не менее 500 попаданий в неподвижные и подвижные цели и хотя сам, в последний год перед выпуском, мог рассчитывать только на девять снарядов, все же, выходя офицером в батарею, имел уже достаточную практику. Юнкера-казаки считались лучшими стрелками.

Практическое обучение в лагерях продолжалось до августа месяца, когда начинались подвижные маневры при участии всего лагерного сбора. В последний их день, обычно 6-го августа, присутствовал сам Император и его свита с великими князьями, иностранными послами и генералитетом. Тут же Государь поздравлял выпускных юнкеров с производством в чин подпоручиков или чин хорунжих (казаков). По той же программе казаки позднее обучались в артиллерийских училищах: Константиновском (в Петрограде), Николаевском (в Киеве) и Сергиевском (в Одессе).

Во время Первой мировой войны были учреждены ускоренные выпуски, через 8–9 месяцев, с производством в чин прапорщика.

МОЗДОКСКИЙ ОТДЕЛ – административный район Терской области до 1920 года; 6470 кв. км, ок. 100 тыс. жителей; центр – в городе Моздоке.

 


Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник