В ЭТОТ ДЕНЬ... | ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ | СТРАНИЦА 11 |
Продолжение. Начало см. в № 2 (98)
Предлагаемое ниже вниманию благочестивого читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и сегодня в книгах и статьях современных авторов.
1. ВОЗРАЖЕНИЕ ПРОТИВ
БОГОУСТАНОВЛЕННОСТИ
ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ
Вообще нигде в библейском повествовании о происхождении в израильском народе царской власти – ни в словах Господа, ни в словах пророка Самуила – не сказано, что царская власть, как и у прочих народов, или желание иметь ее являются грехом, требующим покаяния. Напротив, установленная в Израиле царская власть представляется в Библии фактом положительным, учрежденным от Бога для спасения израильского народа от врагов его, как об этом свидетельствуют слова Господа Самуилу: И да помажеши его [Саула] Царя над людьми Моими, Израилем, и спасет люди Моя от руки иноплеменничи: яко призрех на смирение людий Моих, яко взыде вопль их ко Мне (1 Цар. 9, 16).
Напрасно автор критической статьи на основании одного слова в этом тексте «призрех» заявляет, что «государственная организация» (царская власть) «была установлена как снисхождение (призрел)» (П.С.Л. К учению о Святой Руси // Православный путь. 1940. Вып. 2–3. С. 92). Слово «призрех» никак не может быть основанием для мысли, что народ израильский чрез свое желание иметь царскую власть как у прочих народов совершил падение, грех, но Господь оказал снисхождение к этому греху, которое и выразилось в учреждении царской власти. В приведенном тексте ясно высказана совсем другая мысль, не имеющая никакого отношения к первой. Господь здесь свидетельствует пред Самуилом, что страдания израильского народа от филистимлян так велики, что вопль о них дошел до Него; Он внял этому воплю и благоизволил даровать спасение Своему народу посредством поставления ему Царя.
Таким образом, слово «призрех» относится не к снисхождению ко греху, которого в данном случае совсем не было у Израиля, а к его страданиям и к учреждению царской власти в качестве средства для его спасения.
Отсюда понятно, почему Господь до трех раз повелевает Своему пророку Самуилу исполнить желание народа о поставлении для него Царя (см.: 1 Цар. 8, 7, 9, 22). Если бы оно действительно было падением, грехом, то Он не повелел бы пророку послушать голоса народа, напротив, приказал бы ему побудить народ покаяться в греховном желании иметь царскую власть как у прочих народов и не осуществлять его.
Настоящее неправильное толкование слова «призрех» приводит к мысли о возможности отношения Бога ко греху на основе компромисса, который в данном случае есть не что иное, как принятие Богом в Свое общение израильского народа при наличии его греха, без покаяния в нем. Мысль о таком отношении Бога ко греху является для нас недопустимой. Господь сказал Моисею: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20, 5). А святой апостол Павел во Втором своем Послании к Коринфянам говорит: Кое бо причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме? кое же согласие Христови с велиаром? (2 Кор. 6, 14–15).
Из вышеизложенного очевидна вся ошибочность заявления, что единодержавную или самодержавную царскую власть, как таковую бывшую у прочих народов, «Господь не только не одобрил, но, наоборот, желания Израиля иметь ее не исполнил и дал ему другой вид власти, с иным содержанием (на как снисхождение (призрел)» (П.С.Л. К учению о Святой Руси...).
Как видим, это заявление противоречит словам Господа, который, как раз наоборот, велел пророку Самуилу послушать голоса народа во всем (см.: 1 Цар. 8, 7), следовательно, и в его желании, чтобы у него была поставлена Богом единодержавная или самодержавная царская власть как таковая, какая была у прочих народов (см.: Там же, 5).
Что это так, об этом свидетельствует и пророк Самуил, который в своей речи, произнесенной в Галгалах после второго уже явного помазания Саула на царство говорил сынам Израиля: И се, ныне царь, егоже избрасте и егоже просисте (Там же. 12, 13).
Ясно отсюда, что Господь установил в израильском народе не другую, а именно ту власть, какую последний желал; как ясно здесь и то, что эта царская единодержавная или самодержавная власть, как у прочих народов, является богоустановленной.
Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)
Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.
Продолжение см. в след. номере
20 февраля / 5 марта – память св. блгв. кн. Ярослава Мудрого
Памятник св. Ярославу Мудрому
в Ярославле
Ярослав Мудрый был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира, князем Ростовским (с 987 по 1010 г.), князем Новгородским (с 1010 по 1036 г.) и великим князем Киевским (с 1016 по 1054 г.).
Один из творцов русской летописи нашел удивительно точные слова для того, чтобы определить историческую миссию князя Ярослава Владимировича: «Так бывает, – писал он, – некто землю разорет [распашет], другой же насеет, иные же пожинают и вкушают пищу неоскудевающую; так же и сей. Ибо отец его, Владимир, землю взорал [распахал] и умягчил, рекше Крещением просветив; сей же насеял книжными словесами сердца верных людей; а мы пожинаем, учение приемлюще книжное».
На долю Ярослава и книжников его поры выпала выработка тех нравственных и политических основ жизни общества, которые впоследствии и получили название Русского Православия и которые в значительной степени определяют нашу жизнь и по сей день.
В сознании людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем, одним из устроителей и радетелей Русской земли. Крепким его княжением возвысилась Русь, а умом и старанием прославилась. При Ярославе были построены и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые Ворота. Летописцы назвали Киев времен Ярослава украшением Востока.
При нем был составлен древнейший свод законов – «Русская Правда», учреждена Киевская митрополия, были построены три Софийских собора (в Киеве, Новгороде и Полоцке) и написаны древнейшие тексты «Повести временных лет».
Совершив поход в Чудскую землю, Ярослав заложил город Юрьев (ныне Тарту). Основал несколько монастырей: Юрьев под Новгородом, Георгиевский в Киеве. Ярослав установил династические связи с западноевропейскими дворами: его дочь Анна стала королевой Франции.
Впервые Ярослав Мудрый поставил своего митрополита – Илариона, «русского родом». Ставя сам митрополита, он поступал как византийский Император. Летопись называла его «самовластцем Русской земли», а позже – «Царем».
Очень заботился Ярослав Мудрый о мире и, умирая, оставил наказ сыновьям: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои. Имейте любовь между собой, потому что все вы братья <…>. Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим».
Благодарный русский народ почтил память своего Великого Князя, наименовав его Мудрым. Князь был причислен к лику святых в марте 2004 года.
По материалам сайта
«Донбасс Православный»
(http://www.ortodox.donbass.com)
17 февраля / 2 марта: – в 1446 году во дворе Димитрия Шемяки (бывшего на тот момент Великим Князем Московским) ночью ослепили Великого Князя Московского Василия II Васильевича, после чего вместе с супругой отправили в Углич.
18 февраля / 3 марта: – в 1107 году Николай Святоша (правнук Ярослава Мудрого) после смерти жены Анны принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. Он стал первым из русских Князей, принявшим монашество; – в 1855 году почил Государь Император Николай I Павлович;
20 февраля / 5 марта: – в 1054 году почил Великий Князь Ярослав Мудрый;
21 февраля / 6 марта: – в 1613 году Михаил Феодорович Романов наречен Царем и Великим Князем всея Руси на Земско-Поместном Соборе.
26 февраля / 11 марта: – в 1845 году в Петербурге родился Государь Император Александр III.
1 / 14 марта: – в 1881 году в Петербурге был убит Государь Император Александр II. Состоялось восшествие на престол Императора Александра III.
|