ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА IX:
О СВЕТИЛЬНИКАХ, ВОСКЕ, ЕЛЕЕ И ФИМИАМЕ

 

 

§1

СВЕТИЛЬНИКИ
В ХРАМЕ МНОГОРАЗЛИЧНЫ

 

Церковь во всех своих трех частях, т. е. в алтаре, храме и притворе, в центре и по сторонам освещается различными светильниками. Особенно замечательны в ней светильники о двух свечах или дикирии (от «δυς» – «два» и «χηρος» – «свеча»), о трех или трикирии, о семи и о двенадцати. Из светильников последние, т. е. имеющие семь и двенадцать свечей, иногда называются поликандилами, или многосвещными; a те, кои имеют более двенадцати свечей, называются паникандилами, или всесвещными, и этим отличаются от поликандил.

 

§2

ЧТО ЗНАМЕНУЮТ СВЕТИЛЬНИКИ

 

Bсе сии светильники, по различному положению в храме и по неравному числу свечей, имеют разное значение. Вверху весь средний купол молитвенного храма освещается многими свечами; эти свечи поставлены на круге, висящем под куполом. Круг этот вместе со свечами у Григоровича-Барского называется по-гречески хорос. Симеон Солунский (в гл. 27, о храме) свечи в хоросе уподобляет звездам, а самый круг, где поставлены свечи, называет твердию и говорит: «Красота храма доказывает доброту твари, свечи же, поставленные высоко, изображают звезды, а круг – твердь». Но в наших русских церквах этот хорос, устрояемый в греческих церквах в куполе, заменяется поликандилом или паникандилом, утверждаемым вверху того же купола.

Тот же писатель (в гл. 140) говорит: «В храме и другие светильники поставляются; иные, как, например, свечи местные и прямые, – во образе древнего огненного столпа, водившего Израиля в ночи; другие, на каждой лампаде разнообразно постановленные, – во образ Купины; те свечи, кои располагаются на лампаде правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а самые круги изображают как бы колеса этой колесницы; три свечи, как то трикирии, делаются во образ Троицы; седьмисвечники устрояются по числу даров Святаго Духа; двенадцать светильников соответствуют лику апостольскому, между ними висит один высший свет (лампада на горнем месте), или повыше царских врат – во образ высшего Света – Иисуса; дикирий же (светильник о двух свечах) означает два естества Спасителя; одинокие светильники (иногда на лампадах ставится по одной свече) означают или единство Троицы, или одного из святых, пред иконою которого поставлена свеча или привешена лампада».

 

§3

ВОСК, ЕЛЕЙ И ФИМИАМ

 

Все сии знамения светильников показывают наше почитание к тем святым, в честь которых они возжигаются.

Теперь следует упомянуть и о воске, который по разным своим свойствам имеет многие и различные знаменования. Симеон Солунский (в гл. 134) пишет: «Приносимый и возжигаемый нами воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения; воск, как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение Креста, которое возлагается на нас в Крещении и Миропомазании; воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни; воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святаго Духа; воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами; воск, как вещество сжигаемое, означает обожение наше (т. е. естество наше, очищаемое Божественным огнем); и наконец, воск, в котором горит огонь, или этот самый свет, постоянно горящий, означает соединение и крепость взаимной нашей любви и мира».

Тот же писатель (гл. 25, о храме) говорит следующее: «Мы приносим в храм елей, воск и фимиам: елей – во образ Божественной милости; воск, выделяемый из множества цветов, – во образ всесовершенного приношения и всеобщей нашей жертвы; фимиам – во образ Божественной любви, всем преподаваемой, также и во образ благоухания Духа Святаго».

При разных священных действиях бывает каждение фимиама; и это каждение имеет разное значение, о чем и будет сказано при объяснении тех священнодействий, при которых оно совершается.

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.


Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Храм просит помощи

    


     Возлюбленные о Господе братья и сестры! По благословению благочинного Ардатовского округа Выксунской и Павловской епархии Нижегородской митрополии жители села Пашутина Нижегородской области взялись за трудное, но благодатное дело – восстановление Знаменской церкви в родном селе.
     Работы предстоят большие, и средства нужны немалые. Поэтому от лица приходского собрания и всех жителей соседних сел и деревень обращаюсь к вам с просьбой о помощи и приглашаю всех желающих поучаствовать в этом святом деле. Будем признательны за любую помощь, в том числе добрым словом, советом, молитвой. Помните, что все ваши жертвы и благие дела, великие и малые, не забудутся у Господа.
     Денежные пожертвования можно направлять почтовым переводом по адресу: 607150, Нижегородская обл., Ардатовский р-он, п. Мухтолово, ул. Спортивная, д. 2; протоиерею Алексею Анатольевичу Веснину с пометкой «на возрождение церкви с. Пашутина», или на наш церковный счет: банк получателя: Волго-Вятский банк Сбербанка РФ, г. Нижний Новгород, р/с № 40703810842410007035, БИК 042202603, КПП 525402001, ЕГРН 1027700132195, к/сч 30101810900000000603, Саровское ОСБ № 7695/016, р.п. Ардатов. Адрес: р.п. Ардатов, ул. Чкалова, д. 11 а. Получатель: приход церкви Рождества Христова.
     Храм в селе – это необходимый центр духовной жизни. Возрождая наши храмы, мы восстанавливаем свой союз с Богом.


С уважением, протоиерей Алексий ВЕСНИН

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник