ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 


Миропомазание
Фото В. ИВАНОВА

 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 

 

ОСНОВАНИЕ ДЕВЯТОЕ:
ОСНОВЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ЭКУМЕНИЗМЕ
КРАЙНЕ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫ

 

А) ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

 

В первых двух параграфах раздела КЕС (плана унификации учения о Таинствах: Крещении, Евхаристии, Служении (Священстве), разработанного экуменическим «Всемирным советом церквей». – Примеч. ред.) о Крещении, об установлении и значении этого Таинства приводятся основные догматические тексты Священного Писания, которые представлены в любом православном учебнике по догматике. Однако затем, сознательно и умышленно, в угоду протестантизму, Таинство Крещения смешивается с Таинством Миропомазания, которое, хотя и совершается сразу после Крещения, есть самостоятельное Таинство. Но КЕС (§ 5 «Дар Духа») благодатные последствия Таинства Миропомазания – «печать и залог Святаго Духа» (см.: 2 Кор. 1, 21– 22; Еф. 1, 13–14) относит к Таинству Крещения (Baptism, Eucharisty, Ministry. P. IX. Col. 1). В § 19 читаем: «Дар Святаго Духа при Крещении может быть выражен и дополнительным образом, например, возложением рук и помазыванием или миропомазанием» (Там же. Р. 6. Col. 11), т. е. Таинство Миропомазания обезличивается и сводится к дополнительному и необязательному обряду, дабы оправдать отсутствие у протестантов Миропомазания после Крещения. В комментарии к § 14 прямо выражено недоумение: «Каков смысл другого отдельного обряда между Крещением и допущением к Причащению?» (Там же. Р. 5. Col. 11).

При Крещении, как и при всяком Таинстве, подаются, разумеется, соответствующие дары Святаго Духа, и потому Сам Господь говорит Никодиму о Крещении как о рождении от воды и Духа (Ин. 3, 5). Но благодатное воздействие Святаго Духа при Крещении состоит в очищении от первородного Адамова греха (см.: Рим. 6, 4, 6, 11), а при Миропомазании даются дары Святаго Духа для укрепления крещеного в благодатной духовной жизни и христианских добродетелях, как об этом говорит святой апостол Павел: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы <...> целомудренно, праведно и благочестиво жили (Тит. 2, 11–12). Толкуя эти слова, святитель Феофан Затворник писал: «Целомудрие, праведность и благочестие – обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди и всю волю Божию, в коей ходить обязательство приемлют приступающие к Богу в истинной вере» (Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий св. ап. Павла. М., 1894. С. 117), т. е. те, которые крестились. Что здесь речь идет о Таинстве Миропомазания, совершаемого после Крещения, видно из слов святого апостола Иоанна Богослова ко крещеным христианам: Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно; то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин. 2, 27). Известно, что Таинство святого Миропомазания «сначала совершалось чрез возложение рук апостолов (см.: Деян. 8, 17; 19, 6), а потом при них же, по мере распространения христианства, стало совершаться <...> чрез помазание миром, почему апостолы, как говорит святой Дионисий Ареопагит (ученик св. ап. Павла), называли это Таинство – Таинством Мира» (Архиеп. Серафим (Соболев). Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. С. 236).

Необходимость Миропомазания крещеных христиан (соответствующего возложению на них рук апостолов) явствует из Крещения самарян святым апостолом Филиппом (см.: Деян. 8, 12). Одного Крещения было недостаточно для спасения их. Дееписатель продолжает: Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго (Там же, 14–17). Итак, никакого основания нет считать, как это делается в КЕС, будто Крещение вбирает в себя Миропомазание. Оно – самостоятельное Таинство, следующее за Крещением, что подтверждает древнейшая практика Церкви, засвидетельствованная Святыми Отцами. Так, вышеупомянутый святой Дионисий Ареопагит пишет: «Посвященному через святейшее священнодействие Божественного возрождения (т. е. Крещение) это усовершенствующее Помазание миром дарует снисшествие Богоначального Духа» (Migne. PG. T. 3. Col. 484).

Святитель Киприан Карфагенский (III в.), известный сторонник перекрещивания еретиков, писал Римскому папе Стефану: «Только тогда они смогут вполне освятиться и быть сынами Божиими, когда возродятся обоими Таинствами (sacramento utroque nascantur)» (Migne PL. T. 3. Col. 1084); «Крещеный должен быть еще и помазан, чтобы, приняв Миро, т. е. помазание, сделаться Божиим помазанником и иметь в себе благодать Христову» (Id. Col. 1078).

Святитель Амвросий Медиоланский (IV в.) в сочинении «О Таинствах» (кн. III, гл. 2), называя Миропомазание «духовной печатью», пишет: «За крещением следует духовная печать <...>, ибо после купели остается еще совершить усовершенствование, когда призыванием священника вливается Святый Дух – Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия – семи добродетелей Духа» (Migne. PL. T. 16. Col. 453).

Блаженный Августин (V в.) подчеркивает разницу между двумя Таинствами, говоря: «Духовное помазание есть Сам Святый Дух, Егоже Таинство в видимом помазании <...>. Таинство Мира есть Таинство, как и само Крещение» (Migne PL. T. 35. Col. 2000).

Святой Ефрем Сирин (IV в.) сравнивает прообразно потоп с Крещением, а голубя, несущего масличную ветвь (см.: Быт. 8, 2), – с Миропомазанием: «Ноев ковчег предвещал, что придет Тот, Который устроит Церковь на водах, изводя на свободу чад ее именем Святой Троицы; голубь же изображал Святаго Духа, Который совершит Помазание – Таинство спасения» (Цит. по: Митрополит Московский Макарий. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Т. II. С. 352).

Святитель Кирилл Иерусалимский (IV в.) после своего тайноводственного слова к оглашенным о Крещении посвящает такое же слово Миропомазанию, начиная его словами святого апостола Иоанна Богослова: И вы помазание имате от Бога и весте вся (1 Ин. 2, 20). Обращаясь к новокрещеным и миропомазанным христианам, святитель проводит следующее сравнение между Крещением Спасителя и их Крещением: «Как Христос, омывшись в Иордане и сообщив водам благоухание Божества, вышел из вод, и было на Него существенное наитие Духа Святаго, <…> так и вам, исшедшим из купели священных вод, дано Миропомазание, изображающее собою то самое, чем помазан Христос. <…> Тело помазывается видимым миром, душа освящается Святым и Животворящим Духом. <…> Поэтому, помазанные этим святым миром, храните его в себе неоскверненным и непорочным, преуспевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу» (Migne PG. T. 33. Col. 1088–1089).

В 18-м огласительном слове (гл. 33) тот же иерусалимский святитель заявляет крестившимся оглашенным: «Как вы получили от Господа очищение грехов банею водною в глаголе (Еф. 5, 26) <…> и как вам дарована печать чрез сообщение Святаго Духа <…>; в заключение всего как вам в последующее время должно вести себя и словами и делами достойно оной благодати, дабы возможно было всем вам получить вечную жизнь» (Id. Col. 1056). Последними словами святитель Кирилл Иерусалимский ясно подчеркивает, что от крещенных и миропомазанных христиан требуется раскрывать в себе полученную в этих Таинствах Божию благодать путем соответствующих дел христианского благочестия, к каковым особенно обязывает святое Таинство Миропомазания.

Теперь понятно, почему в КЕС так умаляется значение Таинства Миропомазания сравнительно с Таинством Крещения. Так как протестантство с самого своего возникновения отрицает значение христианских дел для спасения, то оно, естественно, пренебрегает обязывающим к делам Таинством Миропомазания, которого у протестантов и быть не может из-за отсутствия у них апостольского преемства. Следовательно, и здесь КЕС исходит из чисто протестантских неправильных предпосылок, приводящих к ошибочным догматическим выводам, неприемлемым для Православия.

По этой причине Константинопольский Патриарх Иеремия II писал в ответ на лютеранские вопрошания: «Миропомазание возлагает на душу первую печать и возвращает то, что она имела по образу (Божию), и силу, которую мы через непослушание потеряли, а кроме сего и благодать, которую мы некогда получили в душе через божественное дыхание (см.: Быт. 2, 7). Посему Миропомазание носит в себе силу Духа, и обогащает душу благоуханием Его, и есть знамение и печать Христа» (Константинопольский Патриарх Иеремия. Ответы лютеранам. М., 1866. С. 46).

В 48-м правиле Лаодикийского Собора (343 г.) сказано: «Тех, которые просвещаются Крещением, следует помазывать небесным Помазанием, дабы они сделались соучастниками Царствия Божия».

 

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник