ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

 

Окончание. Начало на стр. 8

 

 

Поклонившись святыням Детинца, мы направились в Антониев монастырь, основанный преподобным Антонием Римлянином. Святой Антоний родился в Риме в 1067 году от православных родителей. Когда юноше исполнилось 19 лет, его родители умерли и он раздал свое имение и ушел в монастырь. В то время Западная церковь уже отпала от истинной веры Христовой, и латиняне воздвигли гонения на православных. Антоний покинул обитель, разоренную еретиками, и в течение года молился один, на приморской скале. Однажды большой камень, на котором преподобный предстоял Богу, оторвался, и святой переплыл на нем море до русских пределов и достиг в 1106 году Великого Новгорода. Это чудо произошло в епископство святителя Никиты. С его благословения преподобный основал в Новгороде монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. К нему собралась многочисленная братия, для которой он был чадолюбивым отцом и образцом подвижнической жизни.

В настоящее время Антониев монастырь, к сожалению, не принадлежит Церкви. В здании монастырского храма работает музей, где хранится камень, на котором святой Антоний чудесно приплыл в Новгород, спасаясь от латинской ереси. Этим великим чудом Господь показал высоту Православной веры и указал всем представителям западных еретических конфессий путь ко спасению.

Из Антониева монастыря мы проехали в Покровский храм бывшего Зверина монастыря. Эта обитель была основана в XII веке, на месте, ранее использовавшемся для княжеской охоты. В настоящее время действует только один Покровский храм монастыря, в котором почивают мощи преподобного Саввы Вишерского.

С юности святой Савва подвизался в разных тверских монастырях. Одним из мест его подвигов был Саввин монастырь в 20-ти верстах от Твери, в котором в 1397 году братия избрала его игуменом. Избегая чести, преподобный ушел на Афон. Обогатившись духовным опытом афонских подвижников, он вернулся в Россию и поселился на берегу реки Сосницы в новгородских пределах. Однако иноки соседней обители изгнали его, и он удалился с Сосницы на реку Вишеру, где с разрешения властей основал Вознесенский монастырь. Здесь святой усилил свои подвиги. Ночами он молол жерновами рожь, воспевая псалмы. Устроив монастырь, преподобный Савва взошел на столп, который оставлял по субботам, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. В воскресенье после Литургии он трапезовал с братией, поучал ее и снова возвращался на место своих подвигов. Скончался преподобный 1 октября 1460 года и был погребен между церковью и столпом. Своей жизнью он преподает урок, что все духовные и телесные подвиги непременно должны быть основаны на твердом фундаменте смирения.

Первые 400 лет Русь твердо стояла в Православии, избегая ересей. Но в XV веке в Новгороде появилась ересь жидовствующих. Историк Русской Церкви П.В. Знаменский дает о ней следующие сведения: «Ее принес сюда из Литвы Схария, ученый еврей, знакомый с астрологией и каббалистикой. Учение ее состояло в отрицании догматов о Троице, о Божестве Иисуса Христа и искуплении, в предпочтении Ветхого Завета Новому, в отрицании соборов и писаний Отеческих, в отвержении почитания святых мощей и икон, всей вообще обрядности и Таинств и в отрицании монашества как образа жизни, противного природе».

Новгородский святитель Геннадий первым выступил на борьбу с ересью, разоблачил ее и добился наказания виновных. Но еретикам все же удалось утвердиться в столице и заручиться сочувствием великого князя. Верным помощником святителя Геннадия в борьбе с ересью стал преподобный Иосиф Волоцкий, монастырь которого относился к Новгородской епархии. Двадцать лет продолжалась их совместная борьба за Православие, увенчавшаяся в итоге успехом. Ересь была соборно осуждена, еретики казнены, сочувствовавшие им заключены в темницу. Благоверный Царь Иоанн Васильевич IV Грозный искоренил последние еретические плевелы.

Однако в последней трети XVIII – начале XIX веков в русской культурной среде сформировалась оккультная философско-мистическая традиция, связанная с сообществом «мир Новикова-Кутузова», которая была прямым наследием новгородских еретиков. На этой базе возникло целое направление в религиозной жизни столицы – мистицизм или «внутренняя церковь», захватившее верхи русского общества начала XIX века.

По промыслу Божию, как и в XV веке, Великому Новгороду, его подвижникам, пришлось взять на себя решающую роль в борьбе с возродившейся ересью. Первым против нее выступил настоятель Юрьева монастыря архимандрит Иннокентий (Смирнов), причисленный к лику святых в 2000-м году. А довел борьбу до победы ученик святителя Иннокентия архимандрит Фотий (Спасский), настоятель того же Юрьева Новгородского монастыря.

 


Георгиевский собор Юрьева монастыря

 

Архимандрит Фотий родился в семье дьячка Новгородского уезда в 1792 году, окончил Духовную семинарию, затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, но из-за болезни завершить обучение не смог. Во время учебы он познакомился с архимандритом Иннокентием, став его духовным сыном. Вскоре последовало пострижение в монашество и рукоположение отца Фотия в священный сан. Он не был схоластическим богословом, не смог получить полного академического образования, но твердо стоял на основах чистоты Православного учения и стал подлинным богословом, подобным древним Святым Отцам.

Иеромонах Фотий смело выступил против «внутренней церкви», не устрашившись сильных мира сего, но боясь только Бога и на Него возлагая всю свою надежду. И Господь не посрамил его упования.

Поборник мистицизма и «внутренней церкви» обер-прокурор Святейшего Синода Голицын, недовольный противодействием отца Фотия, устроил назначение его настоятелем запущенного Деревяницкого новгородского монастыря. Но приведя обитель в образцовый порядок в кратчайшие сроки, отец Фотий сделал образцовым и Сковородский монастырь, которым управлял, будучи уже архимандритом. В 1822 году митрополит Серафим (Глаголевский) назначил его настоятелем Юрьева монастыря, в этом чине он и пребывал до своей праведной кончины.

 


Могила архим. Фотия (Спасского)
и А.А. Орловой-Чесменской

 

Юрьев монастырь находится в трех верстах от города. Начало ему положил великий князь святой Ярослав Мудрый, в Крещении Георгий, построив здесь деревянный храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1199 году сыном великого князя Мстислава святым Всеволодом были значительно расширены монастырские постройки. Именно здесь была погребена благочестивая мать святого Александра Невского Феодосия, дочь святого Мстислава Храброго, которую народ еще при жизни называл «святой Княгиней». Здесь же покоились и мощи ее сына святого Феодора. Но в Смутное время митрополит Исидор перенес их в храм святой Софии, спасая от поругания нечестивых шведов.

В 1764 году в ходе государственной кампании по секуляризации церковных имений все монастырские земли Юрьева были конфискованы, обитель пришла почти в полное разорение. Такой и обрел ее архимандрит Фотий при вступлении в должность настоятеля. С помощью средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской ему удалось возродить монастырь. Графиня Орлова говорила своему близкому другу, что отец Фотий распоряжался для других ее состоянием, но себе отказывал во всем; она хотела обезпечить его бедных родных, но и этого он ей не позволил.

Митрополит Серафим приблизил к себе архимандрита Фотия, в 1822 году поместил его в Лавре. В том же году он был принят императором Александром I и произвел на него сильное впечатление своей аскетической личностью и разоблачением опасностей, грозивших Церкви от масоно-иудейского мистицизма. Следствием общения подвижника с Государем стал изданный в том же году Высочайший указ о закрытии масонских и других тайных обществ. Так «внутренней церкви» и оккультному мистицизму был положен конец.

Святитель Иннокентий и архимандрит Фотий, полагавшие свои труды в XIX веке, стали прямыми наследниками и преемниками дела подвижников XV столетия – святителя Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого. Благодаря их усилиям и поддержке графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской антихристианская революция в России была отсрочена почти на целое столетие.

26 февраля 1838 года архимандрит Фотий после продолжительной болезни скончался на руках своей духовной дочери. Для его погребения Анна Алексеевна устроила в подземной церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, сделанной по подобию древних катакомб, усыпальницу. Рядом с мраморным саркофагом духовного отца она приготовила место и для себя. В советское время их гробницы были вскрыты и осквернены. Верующие перезахоронили их в общей могиле рядом с южной апсидой новгородской церкви Благовещения в Аркажах, находящейся в нескольких километрах от Юрьева монастыря.

От усадьбы графини мы добрались до Благовещенского храма, где и поклонились этим великим угодникам Божиим – архимандриту Фотию (Спасскому) и Анне Алексеевне Орловой-Чесменской.

Святынь в Новгороде и его окрестностях – великое множество. Собор Новгородских святых насчитывает около ста подвижников благочестия, кроме новомучеников и исповедников XX столетия. И мы благодарны Господу за то, что сподобил нас посетить хотя бы некоторые новгородские достопримечательности. Думается, каждому русскому человеку стоит побывать в Великом Новгороде, чтобы проникнуться духом наших благочестивых предков, припасть в молитве к их честным мощам и образам, испросить заступничества и помощи в деле сопротивления силам зла, стремящимся покорить наши души, веру и Родину.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник