ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАШИ ДЕТИ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Я НЕ МОГУ РАБОТАТЬ ХОРОШО, А ПЛОХО – НЕ ИМЕЮ ПРАВА»

 


 

Eкатерина – языковед. После окончания педагогического института она устроилась работать преподавателем английского языка в одну из лучших гимназий Ростова-на-Дону с искренним желанием учить детей. Ей казалось, что она нашла свое призвание, но... проработав шесть лет, уволилась по собственному желанию. Мы спросили у Екатерины о причинах такого неоднозначного решения. Так у нас завязалась беседа о некоторых проблемах современного образования.

 

– Расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вы стали учителем?

– В детстве кто-то мечтает стать космонавтом, кто-то – военным, кто-то – врачом. А я хотела стать учителем. Я надевала мамины туфли на каблуках (мне казалось, учительница обязательно должна ходить на каблуках) и с упоением исписывала мелом шифоньер родителей. Сначала они этому противились, потом сдались и купили мне доску. Но мои школьные годы пришлись на 90-е, и я, конечно, в силу известных условий того времени, перестала мечтать об этой профессии. Даже когда поступала в педагогический, ни секунду не могла предположить, что через пять лет вернусь в родную гимназию в новой роли. Мой выбор был обусловлен лишь любовью к иностранным языкам. Но через два дня после защиты диплома мне позвонила наша завуч по иностранным языкам и предложила ставку учителя английского и технического переводчика. И мне вдруг захотелось попробовать. Я пошла и после первого же учебного дня поняла: вот оно – то, чем я хочу заниматься всю жизнь. Но, спустя шесть лет, все же ушла из школы.

Как-то прочитала статью молодого учителя, который тоже оставил свою профессию. Причинами стали копеечная зарплата, общий негатив и фактически дедовщина со стороны старших коллег, трудные дети. У меня же совсем другое впечатление. За шесть лет я приобрела безценный профессиональный опыт, много друзей, познакомилась со своим мужем… И все же я оставила школу. Главную причину для себя я сформулировала, проанализировав всю ситуацию, так: я больше не могу в созданных условиях работать хорошо, а плохо – не имею права. Я приняла такое решение в январе этого года и хотя ни разу за последующие четыре рабочих месяца не усомнилась в его правильности, временами начинала копаться в себе: может, это со мной что-то не так, может, это я слабая и быстро сдалась? Но к концу учебного года уволилось еще 14 человек. Такого не было никогда. За всю 100-летнюю историю существования нашей гимназии.

 

– Так что же происходит сегодня в образовании? С какими реальными трудностями Вы столкнулись?

– Я работала не в районной общеобразовательной школе, а в одной из самых престижных гимназий нашего города (это не частная школа, а учебное заведение, где обучение безплатное, но отбор учеников проводится по более высоким критериям), т.е. у нас все немного лучше, чем в среднем по городу. Но и исходя из такого опыта, могу сказать: наше образование умирает. Остатки очень мощной советской системы распадаются, разваливаются, а то, что пытаются «впихнуть» на смену, – не выдерживает никакой критики. Самое ужасное – это то, что проблемы образования сейчас не считаются проблемами. Напротив, это курс, политика, выбранная государством. Ознакомившись с очередными нововведениями, понимаешь, что люди, предлагающие это, либо совсем далеки от образования и не осознают, чем они занимаются, либо это планомерное уничтожение нашей образовательной системы и, как следствие, – думающих людей.

Необходимость серьезных реформ очевидна каждому, но происходящие изменения и выбранный курс опасны и ведут к вопиющим последствиям.

Декларируется, что основная задача образования – сохранить внутренний мир ребенка, его спокойствие, душевное равновесие. Главная цель – интересы ребенка. Звучит, конечно, благородно. Но при практическом рассмотрении выглядит это так: ребенок должен быть спокойным всегда, не испытывать морального дискомфорта, независимо от ситуации – прав он или не прав. Не хочет заниматься – не надо; не уважает старших – что ж, это его право, а вы, значит, не заслужили уважения; не хочет физически трудиться – и правильно, он – ребенок, и его дело – отдыхать. Вдумайтесь: я не имею права попросить ученика стереть с доски – это уже «эксплуатация детского труда»! Мне однажды сделали замечание за то, что я попросила одиннадцатиклассников, мальчиков, донести словари до кабинета: вдруг надорвутся (неся по четыре словаря!) Под интересами ребенка подразумеваются его желания, прихоти. Мнения родителей и учителей не имеют значения, ученик должен получать то, что он хочет, а не то, что ему действительно нужно. Никакой оградительной политики воспитания: ребенок должен все пробовать сам и сам решить, что ему полезно, а что нет. Я не знаю, может, я не прогрессивна, но я бы не хотела, чтобы мой ребенок в 9–10 лет сам строил свою жизнь.

Другой момент – образование все больше коммерциализируется, превращается в некие услуги, предоставляемые за определенную плату, при этом у учителей становится все меньше прав. Родителям внушили, что ответственности они не несут, у них сформировалась такая установка, что они сдают ребенка в школу в семь лет, а в 18 забирают умного, образованного и хорошо воспитанного взрослого человека. Никто и слышать не хочет о возникающих на этом пути «ваяния идеального человека» проблемах. Ситуация, когда учитель вызывает родителей и объясняет, что с поведением их ребенка проблемы, их надо решать, работать, а в ответ слышит: «Ничего не знаем, у нас идеальный ребенок, это Вы во всем виноваты», эта ситуация еще десять-пятнадцать лет назад, когда я закончила школу, была невероятна. А сейчас это норма. Даже два-три года назад такое случалось довольно редко, а сейчас – постоянно. Сознание людей изменилось за несколько лет.

В этом – одна из главных трудностей, с которыми сейчас сталкиваются учителя. Мы не знаем, что с этим делать, дезориентация полная. Почему учитель должен воспитывать ребенка вместо родителей? Разве это возможно? А если его ценности идут в разрез с семейными? Я, например, верю в Бога, доброту, искренность, а они – в силу денег и власти. Я веду разговоры с их сыном с этой позиции, а они в гневе бегут к директору и жалуются, что я забиваю голову их будущего блестящего адвоката всякими моральными бреднями. После нескольких подобных случаев руки у учителей опускаются.

Следующая проблема – образ учителя за последние годы просто растоптали и растерли. По телевизору, в прессе – постоянные рассказы и страшилки, как учителя бьют детей, издеваются над ними. Я не говорю, что это абсолютная неправда. У нас большая страна, люди разные, наверное, и встречаются такие, но ведь это единицы. Большинство учителей любят чужих детей как своих и ничем не заслужили такого отношения. А такая политика сводится к тому, что учителя всем и постоянно должны. Везде и всюду виноваты. Мы лишены любых рычагов воздействия. Выгнать с урока – нельзя, забрать телефон или плеер – нельзя, поставить два за поведение – и то нельзя, я уже не говорю про строгий выговор, повышение голоса. Мы можем только убеждать, уговаривать. А в связи с за подушевым финансированием учебных заведений выгнать ученика из школы стало невозможно, что бы он не сделал. И такие ученики, быстро осознав свою безнаказанность, устраивают настоящий террор учителям и одноклассникам. Ученики, а не учителя!

Не забывайте и о больном вопросе для всех учителей – оплате труда. Конечно, в школу за заработками не идут. Но хочется все же за свой труд получать деньги. Не подачку, а деньги, которыми я смогу оплатить коммунальные расходы, на которые можно купить еду, какую-то одежду, я ведь учитель, на меня дети смотрят, я не могу выглядеть неопрятно. Зарплата учителя на данный момент в нашем городе-миллионнике составляет 5100 рублей. Кто-то говорит, что в Москве платят 50000, но это в Москве, а у нас так. И когда говорят, что средняя зарплата у учителя по стране 20000, я хочу посмотреть на этого учителя.

Все это мне кажется не случайным, учителя не выдерживают: все время нервничаешь, переживаешь за детей, за образование, за себя… начинает портиться характер, появляется злоба, неравнодушные уходят, остаются те, кому все безразлично или кому некуда идти. А это удобные люди для любых, самых диких реформ и требований. Ведь им уже все равно.

 

– Какую роль должен играть учитель в процессе школьного образования? Что должна давать детям школа, и какой она должна быть?

– Учитель должен учить. И быть образцом для подражания. Учителя должны заниматься детьми, а не безполезной документацией, которая никому, кроме РАЙНО и ГОРОНО, не нужна, да и им она не нужна, по сути, это лишь видимость работы. Классный руководитель должен быть третьим родителем для своих учеников. Дети должны чувствовать себя защищенными в своем классе, доверять своей «школьной маме», но в то же время знать и свои обязанности и чувствовать свою ответственность, которую возлагают на них соответственно их возрасту и возможностям. Школа для детей должна быть местом, где им хорошо, спокойно, радостно. Местом, где их любят и где им всегда рады, где готовы ответить на все их вопросы. Местом, где их выслушают, поймут и простят, где все проблемы можно решить и со всем справиться. Но в то же время – местом, где надо проявлять уважение к другим, прежде всего к тем, кто тебя учит, где нужно соблюдать определенные правила и нормы, чтобы спокойно и радостно там было всем.

 

– Слышали ли Вы о том, что в перспективе среднее образование может стать платным? Что Вы думаете по этому поводу?

– Образование не должно становится платным ни в коем случае! Это еще один шаг в сторону отупления нации. Далеко не каждый родитель сможет обезпечить образование своему ребенку, даже если сумма будет небольшой.

 

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 |||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник