ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КОРАБЛЬ СПАСЕНИЯ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ЦЕРКОВЬ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ИЕРАРХИИ

 

 

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Я простой православный христианин, мирянин, ваш подписчик. Как не имеющий благодати священства, необходимых знаний, духовного разума и рассуждения, сознаю себя недостойным кого-либо поучать, тем более со страниц газеты. Но совесть подсказывает, что не должно молчать, когда видишь колебания и сомнения ближних, когда и сам ищешь истину, пытаясь разобраться в происходящем вокруг, и находишь интересные ответы у святых Отцов Православной Церкви, утверждающие в вере и способные помочь не уклониться «в словеса лукавствия».

В связи с тем, что в наши дни умножаются не только ереси, но и расколы, мне кажется, православным будет интересно почитать святоотеческие наставления по этому вопросу. Решил сделать эту подборку (по книге иерея Д. Александрова «Выписки из творений св. Отцов и учителей Церкви по вопросам сектантства», изд. 1907 г.) в связи с не утихающей среди верующих полемикой по поводу поминовения / непоминовения Патриарха и отдельных епископов, послушания священноначалию и т.п. Надеюсь, если вы сочтете возможным ее публикацию, она будет кому-то полезна.

 

С уважением, р.Б. Димитрий

 

 

ВАЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕПИСКОПСКОГО ЧИНА

 

Сщмч. Игнатий Богоносец:

а) Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений. <…> Ибо которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом.

б) Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь. <…> Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит диаволу.

Св. Иероним Стридонский:

а) У нас епископы занимают место апостолов.

б) Благосостояние Церкви зависит от сана верховного священника: если ему не будет дано некоторой чрезвычайной и превосходнейшей пред всеми власти, то в церквах появится столько же расколов, сколько священников. Отсюда вышло, что без помазания и повеления епископского ни пресвитер, ни диакон не имеют права крестить.

Преп. Епифаний Кипрский:

Он (еретик Арий) говорит, что епископ и пресвитер – одно и то же. Как же это возможно? Сан епископский рождает отцов для Церкви, а сан пресвитерский, будучи не в состоянии рождать отцов, рождает чад для Церкви посредством бани пакибытия, а не отцов или учителей <…>. Как можно назвать пресвитера равным епископу?

Сщмч. Киприан Карфагенский:

Ты должен уразуметь, что епископ – в Церкви, и Церковь – в епископе, и кто не с епископом – тот и не в Церкви.

Свт. Симеон Солунский:

а) Чтобы в нас всегда пребывало преемство благодати от Христа, ни миро [таинство Миропомазания] ни совершается без Мира [освященного елея], ни рукоположение без мира [прежде миропомазания]<…>. Миро же освящается только епископом, как написано это и в чинопоследовании мира; потому что епископ собственно имеет силу просвещения душ и во всей полноте благодать Духа, почему и обладает в полноте благодатью сообщения божественных светов, т.е. даром дарований, по подражанию Богу, Отцу светов.

б) <…> он [епископ] один обладает благодатью сообщения даров благодати другим. Поэтому он один и совершает рукоположение, и миро, и через сию двоицу достигает всюду и во всем сам действует, подражая Богу и имея в изобилии благодать Его. Ибо собственно архиерей все совершает в Таинствах через священников и прочих клириков, рукоположенных им.

в) Благодать апостольскую имеют епископы, а не пресвитеры; пресвитеры же приемлют благодать семидесяти учеников.

Сщмч. Ириней Лионский:

Надлежит следовать пресвитерам в Церкви, тем, которые, как я сказал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия.

 


«Сан епископский рождает отцов для Церкви»

 

ЕПИСКОПЫ ИМЕНУЮТСЯ ГЛАВОЮ ЦЕРКВИ В СВОЕЙ ЕПАРХИИ
ИЛИ ГЛАВОЮ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ
(НО НЕ ГЛАВОЮ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ, ГЛАВА КОТОРОЙ ХРИСТОС)

 

Свт. Иоанн Златоуст:

а) Апостольство (у нас вместо апостолов епископы, см. выше. – Примеч. сост.) есть не только начало прочих властей, но и основание и корень. Как голова, находясь выше всего, не только есть начало и власть тела, но и корень, потому что нервы, управляющие телом, исходят из нее, и произрастая из самого мозга, и оживляясь духом, таким образом управляют всем животным составом, – так и апостольство не только стоит выше, как начало и власть прочих дарований, но и, сосредотачивая, содержит в себе корни всех их <…>. Знай, что вся совокупность прочих дарований сосредотачивается в апостольстве как в главе.

б) Подобно тому, как тело согласуется с головой, так и Церковь согласуется со священнослужителем, и народ с Государем. Как куст не может отделиться от своего корня и река от своих истоков, так и дети неразлучны с отцами своими, а ученики со своими учителями.

Преп. Ефрем Сирин (в «Слове на кончину епископа»):

Как же утешиться Церкви твоей, когда нет никого, подобного тебе? Она одинока, как вдовица, пока не будет у ней главы.

Свт. Симеон Солунский:

Патриарх есть отец и глава всех <…>. Митрополит, в свою очередь, есть отец и глава своих епископов и клириков <…>. А епископ есть отец и глава клириков и мирян, находящихся под его надзором.

Правила св. Апостол:

Епископам всякого народа подобает знати первого в них и признавать его яко главу.

Толкование Зонары:

Как тела движутся неправильно или даже совсем делаются безполезными, если голова не сохраняет своей деятельности в здоровом состоянии, так и тело Церковное будет двигаться безпорядочно и неправильно, если первенствующий в нем член, занимающий место головы, не будет пользоваться подобающею ему честью.


БЕЗ ИЕРАРХИИ ЦЕРКОВЬ СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ МОЖЕТ

 

Свт. Иоанн Златоуст:

Подойдите, дочери мои, и слушайте меня внимательно <…>. Кто-нибудь, возведенный на этот престол с общего согласия, без происков и властолюбия, будет моим преемником; покоритесь ему, как бы мне самому, ибо церковь не может оставаться без епископа.

Сщмч. Киприан Карфагенский:

а) Пусть и не воображают, что можно наследовать жизнь и спасение, не повинуясь епископам и священникам, потому что во Второзаконии Господь говорит: и человек, иже сотворит в гордости, еже не послушати жреца, предстоящего служити во имя Бога твоего, или судии, иже в тыя дни будет, да умрет человек той и вси людие, услышавшее, убоятся и не будут нечествовати ктому (17, 12–13). Бог повелел умерщвлять тех, которые не повиновались своим священникам и не слушались судей, от Него на то время поставленных. И как тогда было еще время телесного обрезания, то гордые и непокорные умерщвляются мечом духовным, быв отлучаемы от Церкви. Ибо вне ее нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви.

б) Расколы и ереси происходили и происходят в том случае, когда епископу, которому одному предоставлено начальство над церковью, некоторые по гордой самонадеянности оказывают презрение, когда человека, почтенного удостоением Бога, люди почитают недостойным.

в) пчелы имеют матку, скоты – вожатого и сохраняют к ним верность; разбойники с совершенною покорностию повинуются атаману. Во сколько же у вас честнее и лучше несмысленные скоты и животные безсловесные, а также кровожадные, с мечом и оружием свирепствующие разбойники? И они признают и боятся начальника, который поставлен не по определению Божию, но по согласию распутной толпы и преступного скопища.

Преп. Исидор Пелусиот:

Будем чествовать священство, оплакивать же недостоинство проходящих оное и грехопадения последних не приписывать священству, требующему нашей защиты.

Сщмч. Игнатий Богоносец:

Кто внутри алтаря (т.е. Церкви), тот чист, а кто вне его, тот нечист, то есть кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист совестью.

 

СВЯЩЕННИК БЕЗ ВОЛИ ЕПИСКОПА, БЕЗ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
НЕ МОЖЕТ СВЯЩЕННОДЕЙСТВОВАТЬ

 

Правила св. Апостол, Вселенских и Поместных Соборов:

а) Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают.

б) <…> пресвитерам ничего не творити без воли епископа.

Толкование Зонары:

Архиерейский сан досточтим <…> и пресвитеры, по словам правила, ничего не должны делать без ведома своего епископа.

Славянская Кормчая:

А к нейже церкви поставлен еси, не остави ея во вся дни живота твоего, разве великия нужды и то по совету епископа своего, где тя благословит; а в чужем пределе не служи, не взем от епископа своего грамоты. Без воли его не твори ничтоже. Имей епископа своего аки Бога и волю его во всем твори, любовь к нему и боязнь, яко апостоли Христу.


Окончание см. на стр. 13

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник