ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ДУХОВНАЯ БРАНЬ
НА СТРАЖЕ ИСТИНЫ
СТРАНИЦА 8
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

 

Слава Богу!

 
   В поучении о спасении свт. Игнатий (Брянчанинов) наставляет: «Слава Богу! Могущественнее обстоятельств слова! Во время скорбных обстояний, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу! <...> Будешь ли в скорбях, или нуждах, или в утеснениях, или в болезнях и трудах телесных, за все постигшее тебя благодари Бога».

   Великому Подвижнику вторит наш современник – игумен Гурий (Чизлов). Вологодскому батюшке Матерь Божия многое открыла о последних временах. Своих чад батюшка наставлял чаще заказывать молебны Святым и особо отмечал необходимость благодарственных молебнов Господу нашему Иисусу Христу, памятуя слова святого Угодника: «Благодарение – это рука, протянутая за новыми благодеяниями».
   «Если скорби о Христе суть дар Божий, даруемый Богом истинному христианину, то христианин обязан благодарением за скорби опытно доказать свое христианство, должен исповедать и принять дар Божий благодарением за дар. Благодарением вводится в душу чудное спокойствие; вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби».
   Далее Подвижник указывает христианину и на необходимость вооружиться: «Когда окружат скорби, нужно учащать молитву, чтобы привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия».
   Приложением духовного пластыря учит свт. Игнатий (Брянчанинов) воспринимать скорбные обстоятельства нашей земной жизни: «Искушения необходимы для нас. Они попускаются нам Промыслом Божиим, чтобы мы, угнетенные ими, прибегали к забытому нами Богу, опытно познали Его».
   Недалеко от нас и указанное Святым дальнейшее следование по пути спасения: «Кто видит Промысел Божий оком веры, тот при искушениях, наносимых человеками, не обратит никакого внимания на эти слепые орудия Промысла и духовным разумом своим пребудет единственно в руках Бога, взывая к Нему единому в скорбях. Ничего не случается с человеком без соизволения и попущения Божия».
   Эти слова, сказанные нам давно, звучат сегодня как нельзя кстати, когда приходится терпеть поношения не только от лжебратии, но и от лжепастырей, отвергающих учение святых Отцов, оставленное нам для укрепления веры и сохранения благочестия. Повсюду видим отступление и поношение заповеданного святыми, своей жизнью и кровью засвидетельствовавшими Истину.
   «Куда идти?», – вопрошает сегодня душа и мирянина, и монаха, когда в храме Божием помимо попирания ногами Богородичной звезды и Креста Господня, попирается Истина?! Так ушла из храма и моя знакомая монахиня, которую трудно осудить, ушла, услышав с церковного амвона слова иерея, превозносящего новообновленца Георгия Кочеткова. Священник громогласно заявил, что он ждет – не дождется, когда служба будет звучать на понятном ему и его «послушникам» русском языке. И это вопреки утверждению святых Отцов и Святейшего Патриарха Алексея II о богодухновенности церковно-славянского языка! Да не будет этого!
   Недаром утверждают святые, что высокоумию способствует академическое образование, не опирающееся на святое учение Матери-Церкви, когда все дозволено и каноны «не работают»!
   Устоим же, братия и сестры, научаемые святыми Отцами и установлениями Семи Святых Вселенских Соборов, неустанно повторяя в постигающих нас ныне в лоне Церкви нестроениях, искушениях и отступления многих слова, которые могущественнее обстоятельств: «Слава Богу!»
   Утешением нам послужат писания свт. Игнатия (Брянчанинова): «Божественная благодать, осенив избранников Божиих, соделает для них недействительными обольщения обольстителя, негрозными угрозы его; презренными чудеса его; она дарует им мужество исповедовать совершившееся спасение человеков Спасителя и обличить лжемессию, пришедшего для погубления человеков; она возведет их на эшафоты, как на царские престолы, как на брачный пир. Господь и в самые времена антихриста будет руководить рабов Своих и уготовлять им места и средства ко спасению, как это засвидетельствовано в Апокалипсисе».

Надежда СЕРГЕЕВА
Размышления в праздник
иконы Божией Матери «Владимирская»


 

ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ

Продолжение. Начало см. на стр. 7.

   Вспомним евангельское правило святого Григория Паламы, высказанноев в 1345 году в письме Патриарху Антиохийскому Игнатию, отступившему от Православного учения: «Те, которые от Церкви Христовой, они от Истины; а те, которые не от Истины, не принадлежат Церкви Христовой. <…> Ведь мы научены мерить Христианство не по лицам, но по Истине и по точности веры» (Солунь, 1966. Т. 2. С. 627). Это веками подтвержденное и всесторонне испытанное правило Церкви Православной и Исповедников православных, и народа Божиего православного от святых Апостолов по сей день, и благодатью Божией и силой Божией будет действовать до скончания времен.
   О, ужас! Деяниями наших пастырей церковных православный народ Божий в нашей Церкви разделен и разобщен. Никогда во всей истории своей Сербская Церковь не переживала такую страшную трагедию, как сегодня с двумя душепагубными расколами, возникшими за время этого патриаршества и епископата. И душу мучает вопрос: что предпринял нынешний епископат для предотвращения сего раскола, чтобы разодранную ризу Христову в Сербской Церкви воссоединить так, чтобы народ Божий примирился и объединился? Вместо церковного примирения с одними и церковных канонических врачующих санкций для иных, епископат прибег к самооправданию и возложению вины на других. А через все это совершается страшное заклание сербских душ на радость врагов Божиих и наших.
   Раскол в Сербской Церкви? Смотрите, ведь смерть и ад идут за этим расколом и прожорливо заглатывают сербские души. О, демонское насыщение, угощение антихристово! Такое происходит в первый раз за всю тысячелетнюю историю сербского народа. Цинично попраны святые догматы и святые каноны Православной Церкви. О, грех, который, по святым словам святого Златоуста, не может быть омыт даже мученической кровью! «Ничего так не прогневляет Бога, как раскол в Церкви. <…> И Кровь Мучеников не может изгладить такой грех», – пишет Учитель Вселенский. Через раскол попущены на сербский народ все апокалиптические христоборческие звери. «Почернело солнце и небо» над жалким родом сербским. О, невиданное заклание сербских душ, особенно в Америке, где из-за раскола сербы ругаются, дерутся и проливают свою кровь!
   Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29). Это душа, это сердце Православной Церкви; это ее Евангелие, ее Всеевангелие. Она этим живет и ради этого живет. В этом ее безсмертие и вечность; в этом ее непреходящая всеценность. Покоряться Богу больше, чем людям – вот начало над началом, святыня над святыней, мерило над мерилами.
   Это Всеевангелие и есть суть всех святых догматов и всех святых канонов Православной Церкви. Здесь со стороны Церкви никто не смеет совершать какие-либо уступки людям, властям, режимам, либо идти на компромисс с людьми или демонами.
   «Покоряться Богу больше, чем людям» – это Устав Православной Церкви, ее вечный и неизменный Устав – Всеустав, ее вечная и неизменная позиция. Это первый ее ответ гонителям во все века до Страшного Суда.
   Для Церкви Бог на первом месте. Людям надо покоряться до тех пор, пока они не против Бога и не против Его закона. Но как только отступят от Бога или Его законов, Церковь тогда должна остаться с Богом и Его закон и волю отстаивать евангельскими средствами.
   Не так ли надо Церкви поступать? А представителям Церкви, как Апостольским представителям, не так ли надо делать? Годится ли оправдываться церковной икономией или, иначе, – скрыто предавать Бога и Церковь? Это все предательство Церкви Христовой.
   Власть начинается от Бога: иерархия ценностей и иерархия порядка – от Бога. Поэтому сначала требуется покориться этой власти как регулятору и как хранителю этого богоданного порядка в мире. Иначе неизбежно падение, и мы сгинем в безвластии и анархии.
   Властям надо покоряться до тех пор, пока они удерживают божественный порядок в мире, пока «слуги Божии» являются слугами Божиими. Пока они носят меч, как слуги Божии, чтобы наказывать зло и защищать добро. Покоряться потому, что слуги Божии наводят «страх на злые дела», а не на добрые. Но когда власти становятся страшны для добрых дел, когда гонят Божие добро и наибольшее Добро и Вседобро этого мира – Господа Христа и Его Церковь, тогда святой и неотступной обязанностью Церкви является всеми святыми евангельскими средствами отстаивать Господа Христа, Богочеловека, и свободу, которой Он нас одарил (см.: Гал. 5, 1). Христианин не имеет права покоряться больше людям, чем Богу, особенно людям, которые восстали против Бога истинного и против Его Евангелия.
   Таково евангельское, апостольское, святомученическое, святоотеческое православное учение о природе и ценности власти. Таково святое и непогрешимое учение Православной Церкви Христовой до скончания века. Кто этому свидетели? Все святые Апостолы, все святые Отцы, все святые Мученики и Новомученики. Все эти Свидетели являются живым воплощением и безсмертным олицетворением Пресвятого Всеевангелия Православной Церкви: «Богу надо покоряться больше, чем людям». Каждый из них всей душой, всем сердцем, всей силой, всем умом держался Божественного Всеевангелия. И поэтому все были мучимы, злословимы и убиваемы богоборческими представителями властей на протяжении веков.
   А мы? Мы, очевидно, попираем это Пресвятое Всеевангелие. Наш нынешний епископат не следует в этом за святыми Отцами и таким образом губит не только себя, но и свои души, а также и души всех нас, всего народа Божиего. Прячемся за другую заповедь Спасова Всеевангелия: отдавайте кесарево кесарю, а Боже Богу (Мф. 22, 21), чтобы оправдать свое пагубное человекоугодие? Это лишь доказывает, что мы эту заповедь ни святоотечески, ни евангельски не поняли и не применили в богочеловеческой жизни.

Перевод с сербского
Екатерины АНТОНОВОЙ
Продолжение см. в след. номере.

     

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник