ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ГЕРОИ РОССИИ
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
СТРАНИЦА 16
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

День в истории

С нами Бог и сам Нахимов!


Адмирал Нахимов на севастопольском бастионе

   Среди замечательных русских флотоводцев прошлого исключительное место занимает Павел Степанович Нахимов. Он родился 23 июня / 5 июля 1802 года в селе Городок под Вязьмой Смоленской губернии. В 13 лет был зачислен кадетом в Морской корпус, после окончания которого получил направление на Балтийский флот. Во время своего первого кругосветного путешествия в 1822–1825 годах на фрегате «Крейсер» под командованием М.П. Лазарева Нахимов был произведен в лейтенанты.
   После назначения в 1826 году на 74-пушечный корабль «Азов» Павел Степанович 8 октября 1827 года, руководя корабельной батареей, отличился в знаменитом Наваринском сражении. Первым кораблем, в командование которым Нахимов вступил будучи 26-летним молодым человеком, стал корвет «Наварин». В 1832 году он возглавил экипаж фрегата «Паллада», а 24 января 1834 года был вновь направлен на Черноморский флот командиром 84-пушечного корабля «Силистрия». В 1845 году стал контр-адмиралом, а 1852 году – вице-адмиралом и начальником 5-й флотской дивизии.
   В начале Крымской войны Нахимов принял на себя командование Черноморской эскадрой. В ноябре 1853 года он заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе и 1 декабря разгромил их в знаменитом Синопском морском сражении. С переносом боевых действий на территорию Крыма в 1854–1855 годах Нахимов вместе с вице-адмиралом В.А. Корниловым и контр-адмиралом В.И. Истоминым возглавил героическую оборону Севастополя.
   Под руководством Нахимова было осуществлено затопление у входа в бухту нескольких деревянных парусных кораблей, что значительно укрепило оборону города с моря. При нем слабо защищенный с суши и моря город превратился в грозную крепость, которая успешно оборонялась 11 месяцев, отбив несколько вражеских штурмов.
   Нахимов пользовался огромным авторитетом и любовью у защитников Севастополя. В самой сложной обстановке он проявлял хладнокровие и выдержку, подавал окружающим пример мужества и безстрашия, а в критические минуты появлялся в самых опасных местах обороны, непосредственно руководя боем. Так, 6 июня 1855 года во время общего штурма Севастополя войсками союзников Нахимов руководил защитой Корабельной стороны и в напряженный момент боя поднял моряков и пехоту в штыковую контратаку.
   Матросам Нахимов говорил: «Я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию; мы сдружились давно, я горжусь вами с детства».
   Поднимать народ до своего роста, вкладывая в матросов всю душу и самому дорастать до народа – вот в чем была мысль Нахимова. Тихая ясная вера смыла с его глаз все понятия о привилегиях, чинах, оставив главное. Он жил так, словно предстоял среди других перед Господом на последнем и страшном Суде, и оттого всегда был точен и прост в своих движениях.
   «С нами Бог, и сам Нахимов с нами, он не даст нам, братцы, потонуть!» – пели черноморские матросы. Их называли «нахимовскими львами».
   Весь склад души Павла Степановича был совершенно монашеский. Он сам не женился и офицерам своим не советовал. Эта традиция, унаследованная от св. адмирала Феодора Ушакова, долго жила на русском флоте.
   Вера Нахимова в Бога была простой и ясной, без фанатизма, но и без послаблений себе. С благоговением, как священную хоругвь, принял он образ свт. Митрофания Воронежского, присланный в помощь героям-севастопольцам свт. Игнатием (Брянчаниновым).
   Все свое жалованье Нахимов раздавал до последней копейки, помогая отставным морякам, вдовам и сиротам матросов. Когда не хватало, брал взаймы в счет будущей зарплаты и не вылезал из долгов. То же советовал делать офицерам, недоуменно вопрошая: «На что им деньги? В карты играть да вино пить? Экое барство». Учил их непрестанно, прежде всего делами. Вот холод опускается, а он отказывается надевать пальто, пока солдатам не выдадут зимней одежды.
   Вечером 28 июня 1855 года Нахимов совершал свой обычный объезд севастопольских укреплений и после осмотра позиций противника отправился на Малахов курган, где стал наблюдать за действиями неприятеля. В 18 часов 30 минут он был тяжело ранен штуцерной пулей в голову. Адмирала немедленно перевезли в госпиталь, но состояние его было безнадежно. В 11 часов 10 минут утра 30 июня Павел Степанович Нахимов скончался. Матросы толпились вокруг гроба целые сутки, целуя руки усопшего, сменяя друг друга, уходя снова на бастионы, и возвращались к гробу, как только их отпускали. «По загорелым щекам моряков, которые стояли на часах, текли слезы, – писала потом одна из сестер милосердия. – Да и с тех пор я не видела ни одного моряка, который бы не сказал, что с радостью лег бы за него».

Источники: http://www.rusvera.mrezha.ru;
Тарле Е.В., «Адмирал Нахимов»

 

 

КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

Продолжение. Начало см. в № 1.

   Около 375 года Империя асов-аланов пала под ударами грозных орд новых завоевателей гуннов. Немецкий историк О. Егер пишет об этом событии: «Так называемые гунны, большое число монголо-туранских и татарско-чудских племен, объединенных под властью хана Баламира, разгромили германо-сарматский народ аланов и в 373 году обратились против готов».
Современник нашествия А. Марцеллин рассказывает, что гунны, двинувшись из Азии, прежде всего напали на массагетов, живших за рекою Уралом. Побив их, они пошли дальше, пересекая прикаспийские степи. На Дону им пришлось преодолеть мужественное сопротивление асов, и дальше, на Европу, они двинулись только «после того, как прошли земли аланов, а особенно того племени, которое граничило с грютунгами и называлось танаитами. Из них они многих ограбили и убили, а переживших нашествие присоединили к себе в качестве союзников».
   Во время боев выделилась одна многочисленная группа аланов и отступила на запад. Они вместе с готским племенем вандалов прошли всю Европу и из Испании переправились в Северную Африку. В 30-х годах V века там возникло вандало-аланское государство, существовавшее около столетия. Оно было завоевано Византией в 534 году. Другая группа должна была уйти в Европу вместе с гуннами. Пройдя неспокойную эпоху непрерывных войн и с гуннами, и против них, они наконец разместились за Дунаем в Нижней Мезии совместно со славянами, готами и остатками гуннов. Третья группа асов-аланов, уйдя вначале в горы, после примирилась со своими победителями и сожительствовала в Приазовье с племенами меотов и гунно-болгар. В VI веке Прокопий называет их христианами и друзьями Византии. Через два века, после ухода болгар на Дунай и среднюю Волгу, асы-аланы объединили около себя соседей по Северному Кавказу и не раз доставляли хлопоты хазарским каганам. В их новом царстве персидские географы указывали землю Касак, примыкающую к южному берегу Азовского моря. В VIII веке асы-аланы начинают стягиваться в одно политическое общество на Северском Донце и на Среднем Дону. В 764 году вместе с Подунайскими Северянами и каким-то туранским племенем они перекочевали сюда из Нижней Мезии в количестве 208 тыс. человек. Свидетельством их пребывания в бассейне Дона остались городища и могильники с предметами Салтово-маяцкой археологической культуры. Здесь асы-аланы снова создали свое государство, существовавшее до второй половины X века. Кадры его населения, по мнению археологов, составились из смешанного племенного типа и проявляют черты оседлых земледельцев, ведущих довольно культурное хозяйство, знакомых со строительным искусством, обладавших высокоразвитым гончарным ремеслом и кузнечным делом.
   Вскоре после своего прихода господствующее племя асов-аланов воздвигло на правом берегу Дона, повыше донецкого устья, крепость из белого известняка, к которой, по-видимому, и относилось первоначальное славянское название Белая Вежа. Хазары усмотрели в ней постоянную угрозу донскому торговому пути и переправе через Дон. В начале IX века они взяли ее с боя, разрушили до основания и в 836 году при помощи греков построили новую крепость Саркел, уже на своей, восточной стороне Дона. Местные славяне, а за ними и русские оставили для нее старое название Белая Вежа, хотя стены ее были сооружены из красного кирпича.
   Во второй половине X века все поселения Ассоаланского или Ясского царства были кем-то разрушены. Теперь при их раскопках находят следы пожаров и насильственной смерти жителей. Их гибель по времени можно связать только с хазарским походом киевского князя Святослава. Эта очередная катастрофа в жизни Дона, очевидно, и нашла отражение в короткой заметке летописей под годом 965-м: «Одоле Святослав Козаром и град их Белу Вежу взя, и Ясы победи и Касоги и приведе Киеву».
   В результате этой победы прекратилась цветущая и культурная жизнь многих десятков ясских и болгаро-славянских поселений на берегах Дона, Донца и Оскола. Сохранившаяся часть жителей известна русским летописцам как ясы и черные болгары. До 1015 года они находились в зависимости от киевского князя, а после вместе со славянами-казаровцами, касогами-казягами вошли в состав независимой и сильной державы Мстислава Храброго. В границах этого Томаторканского княжества они находились около ста лет. Многовековое пребывание асов-аланов в постоянном близком общении со славянами-казаровцами и черными болгарами способствовало их слиянию в один народ. Процессы взаимного проникновения начались если не на прежних приазовских юртах, то на Дунае. Во всяком случае, асы-аланы возвратились на Дон пройдя путь основательных славянских и туранских влияний. То же самое устанавлено археологией для ранних эпох пребывания их в наших степях. К X веку процессы смешивания в один народ завершились в Полонских Бродниках и в Касаках, покрывших своим именем прежнюю Meотиду.

 


Правобережная крепость. Реконструкция на основе
раскопок и плана 1743 г.
Фото: http://sarkel.ru

 

Продолжение см. в след. номере.

 

 
     
     
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник