ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
АКТУАЛЬНО
ФАКТЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
СТРАНИЦА 2
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     
ДИАЛОГ
С КОЩУНСТВОМ
Черная «Троица» перед входом в храм

   Тридцать первого мая в притворе московского храма святой мученицы Татианы при МГУ, настоятелем которого является протоиерей Максим Козлов, открылась выставка так называемого актуального искусства под вывеской «Двоесловие / Диалог». Работы, представленные на всеобщее обозрение, схожи с экспонатами проходившей в предыдущие годы антиправославной выставки «Осторожно, религия!» Как и следовало ожидать, реакцией на это кощунственное мероприятие стала буря в информационном пространстве – большинство православных верующих выражают крайнее негодование, в то время как сами «актуальные» авторы и устроители вернисажа рьяно защищают свое детище от «мракобесов, нападающих на художников» (так выражается скандальный галерейщик М. Гельман).
   Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и мы как художники и как православные христиане решили посетить выставку и выяснить на месте: нужен ли такой диалог между искусством и Церковью.

   Открывает экспозицию диптих Гора Чахала «Диалог». Левая часть похожа на икону, заляпанную краской. Правая представляет собой увеличенную фотографию плохо сохранившейся фрески. На первый взгляд этот экспонат кажется довольно безобидным, однако и он по своей сути, безусловно, кощунственен. Православные христиане должны с благоговением относиться к изображениям святых угодников Божиих. Иконы пишутся для того, чтобы верующие перед ними молились. Икону недопустимо даже ставить на пол или небрежно класть, не говоря уже о том, чтобы пачкать ее и устраивать перед ликами угодников Божиих какие-то фуршеты с распитием спиртного. Кроме того, облупившиеся, частично утерянные со временем иконографические изображения должны вызывать у православного христианина сожаление и желание, чтобы утраченные фрагменты были восстановлены. Непонятно, кто может любоваться таким «искусством»? Разве что сатанисты или богоборцы, уничтожавшие в свое время православные святыни. Мы просто ужаснулись: куда же смотрит настоятель Татьянинского храма прот. Максим Козлов?
   Идем дальше – триптих: три вертикальных по формату холста выкрашены серой краской. На них черным силуэтом изображены стволы деревьев. Первое, что пришло в голову: «Метастазы „Черного квадрата“» Но читаем подпись: «Троица» (!!!). И это в стенах православного храма, в нескольких метрах от святынь, от Престола, где совершается Безкровная Жертва! Немыслимо!
Обратная сторона лабиринта, образованного щитами «творений», занята «Евангельским проектом» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой. Конечно, до творчества своего известного однофамильца Д. Врубелю как до луны – работы откровенно бездарны. Единственное, что объединяет двух Врубелей – воспевание зла, однако у М.А. Врубеля, в силу трагического таланта художника, оно все же показано прекрасным, в то время как нынешний любитель эпатажа, замахнувшийся на высоты вековечных тем, не представляет зрителю ничего, кроме «высосанного из пальца» банального уродства, сопровождаемого… священными для каждого православного человека евангельскими словами! Отвратительное хамство!
   Например, фотография магометанина, обнимающегося с пожилой женщиной. Сопроводительная надпись свидетельствует, что это боснийские мусульмане плачут по жертвам, погибшим в Сребреннице. И это сейчас, когда уже практически всем известно, что Сребренница – это давно отыгранная карта, успешно использованная Западом для разжигания мировой ненависти против Сербии. Итогом этой провокации стали тысячи жертв православных сербов, кровь которых вопиет к Небу. И вот эта западная фальшивка выставляется со словами: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26–27). Какая невероятная дерзость! Какая фальшь! Какая ложь! Что общего у Христа с магометанами? И что общего у Христа с ложью? Только в отношении уничтоженной Сербской Краины, растерзанного Косова, подвергшихся натовским бомбежкам городов средней Сербии уместны какие-то параллели с распятием. Но представлять палачей чуть ли не Христом – дикая наглость и кощунство. Да, все подтверждается: эта выставка является прямым продолжением скандального экстремистского вернисажа «Осторожно, религия!». Налицо разжигание как религиозной, так и национальной вражды!

   В галерее работ можно увидеть также одно из вещественных доказательств, проходивших по делу о разжигании религиозной розни на выставке «Осторожно, религия!» – изображение огромного колпака в виде половины красного пасхального яйца, надетого на купол разрушающегося планетария.
   Работа Гора Чахала «Имена Бога» (которую, как говорят, автор «усовершенствовал» прямо на вернисаже) ранее фигурировала на богохульной выставке «Россия-2» в галерее Марата Гельмана. Мирскому человеку, далекому от Церкви, ее скрытый смысл, возможно, неясен. Но мы в очередной раз пришли в ужас: «Не произноси Имени Господа, Бога твоего, всуе», – гласит третья Заповедь Десятисловия…

см. далее

   Мы покинули выставку с тягостным впечатлением.
   Если говорить с позиции художника – ничего близкого к искусству мы не увидели. Дети в детском саду создают куда более талантливые и интересные работы. И это настоящая трагедия современного искусства (не только изобразительного) – преобладание совершенно бездарных личностей, едва научившихся держать кисточку в руках, а уже мнящих себя авторами неких новых стилей и направлений, если не целых миров! Как правило, внутренне такие люди пусты – по сути, им нечего сказать зрителю, в их душах – кромешный ад, и ничего, кроме пошлости и грязи, они, к великому сожалению, своими произведениями в наш мир не привносят. Но беда не в этом – не в отдельных несчастных личностях, которых нам по-христиански жаль, а в том, что сегодня, вопреки всем здравым смыслам и даже самому неразвитому эстетическому чувству, кому-то «очень нравится» такое «искусство», его намеренно пропагандируют и насаждают обществу. Увы!
   Если же говорить с позиции православных христиан – такой «диалог с искусством» Церкви не нужен и в православном храме недопустим! Здесь нет места ни для каких разглагольствований о творчестве. «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом», – писал святитель Иоанн Златоуст. И не нужно забывать, что подобное кощунственное надругательство над святынями в 2003 году («Осторожно, религия!») пресекли алтарники из московского храма свт. Николая в Пыжах. Они просто-напросто разгромили святотатственный вернисаж, и суд признал их действия законными, а «художников»-святотатцев – уголовными преступниками.
   Неужели же сегодня наше общество стало настолько невменяемым, что это безобразие в притворе храма останется безнаказанным?

Александр МАЛИНИН
и Наталия ФЕДОРОВА,
реставраторы, иконописцы


Глумление в квадрате

Мнение священника о выставке современного искусства в притворе храма мц. Татианы

   Просмотрев фотогалерею выставки «Двоесловие» на сайте «Татьянин День», я увидел кощунство в чистом виде. Неважно, что думают об этом устроители. Важно, чем это является объективно. Так как Бог – не предмет нашего сознания, но – Существующий независимо от нас Субъект, то это – кощунство.
   Ни чем иным, как кощунством и глумлением над самим Богом, это не может быть.
   Глумление над Святым Евангелием. Слова Господа, сказанные застигнутой в прелюбодеянии женщине, переделаны в подпись к фотографии спившейся бомжихи с фингалом: женщина, не нашлось никого, кто бы осудил тебя (Ин. 8, 10–11). Слово Божие, таким образом, выставлено на посмешище и сделано предметом издевки.
   То же самое в отношении евангельских слов сотника, сделанных предметом ерничанья и издевки. Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово и выздоровеет отрок мой; ибо я и подвластный человек (Мф. 8, 8–9), – говорит в Евангелии сотник. Над этими словами веры водружено фото мента – именно мента, а не милиционера, – отдающего приказ по рации.
   Любая назначенная судом независимая экспертиза выявит здесь оскорбление религиозных чувств верующих.
   Любое независимое следствие зафиксирует здесь использование орудий совершенного в 2003 году преступления – некоторые экспонаты из представленных в притворе Татьянинского храма принадлежат преступной выставке «Осторожно, религия!», устроители которой осуждены Таганским судом г. Москвы в 2005 году.
   Но это глумление в квадрате, так как – на месте святе (см.: Мф. 24, 15).
   Самодуров – ребенок по сравнению с этим.
   Глумление над Евангелием, над Святыней (чего стоит хоругвь с издевательской надписью славянской вязью «Спасайся кто может») – в Святом Храме!
   Комментарии невозможны!
   Но комментарии необходимы.
   Необходима четкая квалификация содеянного.
   Кощунство в Церкви задевает Самого Бога. Ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2, 17), – говорит Господь. Но кощунство в Церкви бьет и по земной Церкви. Ибо большего удара по Ее авторитету – авторитету Святыни! – среди людей не может и быть.

Протоиерей
Владимир ПЕРЕСЛЕГИН

Источник: портал «Москва – Третий Рим» (http://www.3rm.info)

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник