ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ГЕРОИЗМ РОССИИ
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
СТРАНИЦА 16
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

День в истории

«Такое самоотвержение пусть ищут в других нациях со свечой»

Александр Иванович Казарский

   В ходе русско-турецкой войны 14 / 26 мая 1829 года 20-пушечный бриг «Меркурий» принял неравный бой с двумя линейными турецкими кораблями, вооруженными в общей сложности 184 пушками, и вышел из него победителем. Дотоле ничего подобного не знала история военно-морского искусства. Маленький бриг* – и два линейных корабля! Мужество и блестящее искусство командира, помноженные на героизм матросов и офицеров, свели на нет многократное огневое превосходство врага.
   Штурман турецкого флота по этому поводу написал своему другу следующее письмо: «Сегодня на рассвете, приближаясь к Босфору, мы встретились с русским бригом. Корабль капудан-паши и наш открыли сильный огонь. Дело неслыханное и невероятное – мы не могли заставить командира брига сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя так искусно, что, стыдно сказать, мы прекратили сражение, а он со славой продолжал свой путь. Бриг этот должен был потерять, без сомнения, половину своей команды, потому что один раз он находился всего на расстоянии пистолетного выстрела от нашего корабля. Во время сражения мы поняли, что командир этого брига никогда не сдастся и, если потеряет всякую надежду, взорвет свой корабль и взлетит на воздух вместе с ним. Если в великих деяниях древних и наших времен отмечены подвиги храбрости, то этот подвиг должен затмить их, а имя героя достойно быть начертанным золотыми письменами на храме славы: это был капитан-лейтенант Казарский, а бриг – „Меркурий“. С 20 пушками, не более, он дрался против 220, в виду всего нашего флота, бывшего у него на ветре».

КАК ЭТО БЫЛО

   В ночь на 14 / 26 мая 1829 года русский бриг «Меркурий» находился в разведке недалеко от входа в Босфор. На рассвете с марса корабля был подан тревожный сигнал: «С востока приближаются турецкие корабли». Большая эскадра – 18 неприятельских кораблей – направлялась к Босфору. Турки заметили русский бриг и начали погоню.
   Два сильных корабля турецкого флота, один 110-пушечный, другой 74-пушечный, вырвались вперед и стали догонять «Меркурий».
   Командир русского брига Казарский собрал военный совет корабля. Первое слово – по обычаю – принадлежало младшему по званию штурману Прокофьеву. Юноша сказал: «Драться до последней крайности, а когда не останется никакой надежды, зажечь порох, взорвать бриг». Это предложение принимается единодушно. Вносят только одну поправку – сражаться до последней капли крови, а в критический момент свалиться с одним из нападающих кораблей; один из оставшихся в живых должен зажечь крюйт-камеру, чтобы бриг взлетел на воздух вместе с противником. Для этой цели на условленное место, на шпиль, положили заряженный пистолет.
   Решение офицеров было горячо одобрено матросами. Все заняли свои боевые посты. Тогда Казарский приказал открыть огонь из кормовых орудий. Начался неравный бой одного небольшого корабля против двух гигантов парусного флота.
   Уходя от преследователей, Казарский маневрирует так, чтобы турки не могли стрелять в «Меркурий» из многочисленных бортовых пушек. А артиллеристы русского брига ведут меткий огонь по противнику, ни на минуту не прекращая ружейного огня.
   Снова турки сзади; упорная погоня продолжается еще полтора часа, и все это время преследователи непрерывно, залп за залпом, обрушивают на маленький бриг огонь своих орудий. На «Меркурии» возникает пожар. Самоотверженно борются с огнем офицеры и матросы и побеждают его.
   Бриг продолжает уходить от кораблей противника. Артиллеристы «Меркурия» метко бьют по флагманскому кораблю противника и причиняют ему несколько опасных повреждений.
   На турецких кораблях начинают понимать, с каким противником приходится иметь дело. Ясно, что русские решили умереть, но не сдаваться. Через несколько минут флагманский корабль турок, лишившийся к этому времени от огня «Меркурия» основного крепления рангоута, ложится в дрейф. Это – отказ от погони, признание своего поражения.
   Через короткое время и второй турецкий корабль теряет правое крепление грот-мачты, почти все паруса фок-мачты и начинает отставать.
   Изумленно глядят турки вслед русским морякам. После трех часов небывалого боя небольшого брига против двух великанов турецкого флота победил бриг. С 22-мя пробоинами в корпусе, с 300-ми повреждениями в парусном вооружении, едва держась на воде, бриг «Меркурий» и его герои на другой день присоединились к своей эскадре.
   Выдающийся русский флотоводец адмирал В. Истомин имел полное основание сказать о моряках «Меркурия»: «Такого самоотвержения, такой геройской стойкости пусть ищут в других нациях со свечой».

   * Бриги – наименьшие мореходные суда, имевшие корабельную оснастку на двух мачтах. Их тоннаж не превышал 350 т, длина – 30 м, ширина – 9 м и глубина трюма – не более 6 м. Вооружение бригов состояло из 6–24 небольших пушек или карронад, размещенных на открытой палубе. В основном бриги использовались для крейсерской и посыльной службы.

Бриг «Меркурий» ведет бой
с двумя турецкими кораблями.
Художник К. АЙВАЗОВСКИЙ
 

КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

Продолжение. Начало см. в № 1.

   АНТИРЕС – интерес, прибыль;
   АНЧИБЕЛ – нечистый дух, анчутка – бесенок.
   АРБА – воз с драбинами для воловьей запряжки.
   АРГАМАК – верховая лошадь; у тюрских народов Средней Азии и у кавказских горцев название «аргамак» относится к самым лучшим породам, в частности, так называют и кабардинского коня.
   АРКАН – свитая из конских волос веревка с петлей-удавкой на конце. Казаки и другие скотоводческие народы пользуются арканом для ловли лошадей в табунах и скота в стадах, ловко забрасывая петлю на шею животного. В старые времена аркан употребляли на войне как боевое оружие; его упоминает Иосиф Флавий (I в. от Р.Х.). Но изображение аркана можно приметить уже на скифской вазе из Чертомлыцкого кургана (IV в. до Р.Х.).
   АРМУД – дерево из семейства яблочных с желтыми грушевидными плодами, которые съедобны только в вареном виде; то же, что русская айва или пигва.
   АРТАНА – название области, в которой между VIII и X веками проживало одно из славянорусских племен. О ее местоположении единого мнения не установлено. Предполагают, что она может находиться и в Перми, и в Рязани, и в Томаторкани, и даже в Малой Азии. Но самое вероятное решение этого вопроса дает тюрское значение слова «Артана»: «по ту сторону Таны», «Задонье». И следовательно, Артан надо искать поблизости к позднейшей Задонщине. К тому же результату приводит сочетание слов греческого летописца VIII века с новыми данными археологии. Патриарх Никифор в Краткой истории говорит, что вследствие кровавых междоусобий из Дунайской Болгарии на реку Артану в 764 году переселились 208 тыс. славян, а археология, в свою очередь, обнаруживает для того же времени появление на реках Сейме, Северском Донце и Доне огромного числа новых славянских, асаланских и гунно-болгарских поселений.
   Раньше все эти места занимали «безчисленные племена антов» (Прокопий из Кесарии), которые вдруг покинули их и скрылись в глубину лесной зоны, очевидно, спасаясь от арабских войск, заполонивших край в 737 году под командой полководца Мервана. Через 24 года здесь поселились переселенцы с Дуная.
   Знали Артан и на Востоке. Она вспоминается арабскими географами X века Джайхани и Истахари. Первый помещает ее поблизости к Хазару, а второй между Хазарами и Великим Булгаром, граничащим с Византией. Главным городом Артаны называется Арта – слово отчетливо греческое. Новые жители могли принести его с Балкан, придавая ему греческое значение – «хлебная».
   По словам Истахари, о населении Артаны никто ничего не мог узнать кроме того, что этот воинственный народ не допускал к себе иноземцев: «В Арту никто не входит, потому что жители убивают всякого иностранца и бросают его в воду». Название этой земли он обозначает как «Утания», может быть, в его славянском значении и произношении «у Таны» (у Дона). Из Артаны привозили шкурки черной лисицы и свинец. Археология же подтверждает, что добыча металлов в Донецком Кряже процветала еще в глубокой древности и что к X веку население Дона и Нижнего Донца представляло из себя метисированный сплав, в котором некоторые русские историки признают казачьих предков Бродников.

 

Продолжение см. в след. номере.

 

 
     
     
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник