ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Что за народ эти русские!»

 


Памятник героям 1812 года
в г. Малоярославце


 

В день Рождества Христова вся Россия благодарила Господа за свое спасение от вражеского нашествия. Изданный в этот день манифест Государя [Императора Александра I] заканчивался так: «Итак, да познаем в великом деле сем Промысл Божий! Повергнемся пред святым Его Престолом и, видя ясно руку Его, поразившую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями, не похожими на отпавших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищей псам и враньям! Велик Господь наш Бог в милостях и в гневе Своем!»

В другом манифесте, подписанном в Вильне 25 декабря в 1812 году, Государь говорил: «В сохранение вечной памяти того безпримерного усердия, верности и любви к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церкви во имя Спасителя Христа». <...>

В приказе Государя по армии от 25 декабря говорилось: «Воины! Храбрость и терпение ваши вознаграждены славою, которая не умрет в потомстве. Имена и дела ваши будут переходить из уст в уста, от сынов ко внукам и правнукам вашим, до самых поздних родов. Хвала Всевышнему! Рука Господня с нами и не оставит нас. Уж нет ни одного неприятеля на лице земли нашей. Вы по трупам и костям их пришли к пределам Империи».

Уместно привести суждения о русском народе в 1812 году двух известных иностранцев, вблизи его наблюдавших. Опубликованы они были в «Русской старине» (август и сентябрь 1896 г.).

Сардинский посланник Жозеф де Местр писал в «Корреспонденс дипломатик»: «В течение этого памятного года русские заслужили великую славу, не подлежащую никаким обсуждениям. Слава эта заключалась в столь большом патриотизме, в такой преданности и любви к Отечеству, что ничто на свете не могло их поколебать».

Швед, граф Густав Армфельд, с 1809 года ближайший сотрудник Императора Александра по финляндским делам, писал 12 ноября Эренстрему: «Русский народ превзошел Испанию и покрыл себя незабвенной славой. Неисчислимы те жертвы, которые были принесены русскими из любви к Богу, своему дорогому Отечеству и обожаемому Монарху. Что за народ эти русские! Каким духом национальности воодушевлены они! Я не позволяю себе ни на минуту сравнивать все то, что я пережил, все воспоминания мои, которые одно за другим, подобно туманным картинам, проходят перед моим воображением, со всем тем, что мне пришлось видеть в России».

 

Н.Д. ТАЛЬБЕРГ

Очерки истории Императорской
России. М., 2006.

 

 

 

 

Духовный наставник Грозного Царя

 

Святитель Макарий родился около 1482 года, был пострижеником Пафнутьева Боровского монастыря, архимандритом можайского Лужецкого или Лужковского монастыря.

Святой окормлял молодого Царя Иоанна IV в дни его юности и первой ратной славы. Влияние Первосвятителя было велико и благотворно. Своим блестящим образованием Иоанн Грозный во многом обязан святому Макарию, десятки лет работавшему над огромным трудом – «Минеями-Четьями», в которых он задумал собрать все «чтомыя книги, яже в Русской земли обретаются». Мудрый старец, духовно окормляя Царя, не стремился к почету, власти и потому сумел сохранить близость с Государем, несмотря на все политические бури и дворцовые интриги. «О, Боже, как бы счастлива была Русская земля, если бы Владыки были таковы, как преосвященный Макарий да ты», – писал Царь в 1556 году Казанскому архиепископу Гурию.

С одобрения митрополита Макария, Иоанн IV 13 декабря 1546 года принял решение вступить в брак с боярышней Анастасией, дочерью умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Тогда же он, после совещания с Владыкой, объявил торжественно ему и боярам о своем решении до свадьбы венчаться на Царство с принятием титула Царя. 16 января 1547 года митрополит Макарий в Успенском соборе венчал на Царство Иоанна IV, первого русского Царя.

Митрополит Макарий установил торжественные церковные празднования всем русским святым, которых Бог прославил как таковых. Вопросом этим занимались Соборы 1547 и 1549 годов. Под его руководством была составлена Степенная книга – история России, изложенная по степеням или правлениям Государей. Известны поучения святителя: Иоанну IV при венчании на Царство и при браковенчании, и речь, произнесенная при возвращении Царя из казанского похода. Замечательно его обличительное послание от 25 мая 1552 года к двинутым к Казани войскам, которые, стоя под Свияжском, предались там порокам.

В бытность святителя Макария митрополитом Московским продолжала развиваться миссионерская деятельность среди лопарей (малочисленного финно-угорского народа, – примеч. ред.) преподобных Трифона Печенгского и Феодорита Кольского. При нем жe началась просветительная деятельность в Казани святителя Гурия, и в Астрахань был послан игумен Кирилл. При митрополите Макарии получил свободу преподобный Максим Грек.

 

Подготовила Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

По книгам: Митрополит Иоанн (СНЫЧЕВ).
Русская симфония. СПб., 2010.
ТАЛЬБЕРГ Н.Д. История Русской Церкви. М., 2004.

 

 

 

Календарь монархиста

с 19 декабря / 1 января по 1 / 14 января

 

20 декабря / 2 января:

– в 1709 году Император Петр I въехал в Москву после Полтавской победы, проведя парад пленных шведов.

– в 1816 году Император Александр I изгнал иезуитов из Петербурга и мальтийский орден из России.

 

22 декабря / 4 января:

– день тезоименитства святой новомученицы Великой Княжны и Царевны Анастасии Николаевны Романовой.

 

25 декабря / 7 января:

– в 1761 году последовала кончина Государыни Императрицы Елисаветы Петровны;

– в 1812 году Император Александр I издал Манифест, извещающий об изгнании войск Наполеона из пределов Отечества. В сей день ежегодно стало совершаться воспоминание избавления России от нашествия галлов и с ними двадцати народов в 1812 году.

 

31 декабря / 13 января:

– в 1563 году почил митрополит Московский и всея Руси Макарий, духовник и наставник благоверного Царя Иоанна IV Грозного. Когда колокол ударил к заутрени, «Преосвященный же дивный святитель и пастырь Русския митрополии всея Руссии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Егоже возлюби из младых ногтей и, взем ярем Его, последова невозвратным помыслом». Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Все дивились этому чудному видению, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14, 13);

 

1 / 14 января:

– в 1813 году главная русская армия фельдмаршала Кутузова тремя колоннами пересекла реку Неман (по которой проходила граница Российской Империи) в районе Меречи в направлении на польский город Плоцк (к северу от Варшавы), оттесняя саксоно-польско-австрийские войска за Вислу. Так начался Заграничный поход русской армии, завершившийся в апреле 1814 года низвержением Наполеона.

Перед выступлением в поход Император Александр I издал Высочайший Манифест, в котором, в частности, было сказано: «Воины! Храбрость и терпение ваше вознаграждены славою, которая не умрет во потомстве. Имена и дела ваши будут переходить из уст в уста от сынов к внукам и правнукам вашим до самых поздних родов. Хвала Всевышнему! Рука Господня с нами и нас не оставит. Уж нет ни единого неприятеля на лице земли нашей. Вы по трупам и костям их пришли к пределам Империи. Остается еще вам перейти за оные, не для завоевания или внесения войны в земли соседей наших, но для достижения желанной и прочной тишины. Вы идете доставить себе спокойствие, а им свободу и независимость. Да будут они друзья наши! От поведения вашего зависеть будет ускорение мира. Вы – русские! Вы – христиане! Нужно ли при сих именах напоминать вам, что должность ваша – быть храбру в боях и кротку во время переходов и пребывания в мирных землях? Я не угрожаю вам наказаниями: ибо знаю, что никто из вас не подвергнется оным. Вы видели в земле нашей грабителей, расхищавших домы невинных поселян. Вы праведно кипели на них гневом и наказали злодеев. Кто ж захочет им уподобиться? Если кто, паче чаяния, таковый сыщется, да не будет он русский! Да исторгнется из среды нас! Воины! Сего требуют и ожидают от вас ваша Православная вера, ваше Отечество и Царь ваш».

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник