ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Я НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ СМИРЕННЫХ „СТАРООБРЯДЦЕВ“»

 

 

Межсоборное присутствие (учрежденный в 2009 году совещательный орган, содействующий высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Церкви) разработало проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», т. е. так называемого «старообрядческого» раскола. В середине сентября он был разослан по всем епархиям РПЦ МП и опубликован на ряде интернет-сайтов с целью дискуссии. В проекте сказано: «Архиерейский Собор, призывая все еще находящихся в разделении братьев возвратиться к общению и желая способствовать развитию процесса воссоединения, признает необходимость уточнения норм, действующих в случаях присоединения старообрядцев к Церкви».

Далее предлагается утвердить в качестве церковных норм, в числе прочих, следующие положения:

– о приеме «старообрядцев» в Церковь только через Миропомазание, отредактировав при этом чин воссоединения с учетом современных церковных постановлений (согласно которым наложенные на раскольников в XVII веке клятвы считаются «яко не бывшими»);

– о разрешении воссоединенным «старообрядцам» поминать в церковных молитвах своих сродников, умерших вне общения с Церковью, т. е. раскольников;

– о признании «состоящими в монашестве старообрядцев, принесших монашеские обеты до присоединения их к Русской Православной Церкви»;

– о том, что «при присоединении к Русской Православной Церкви семейных пар, вступивших в брак в старообрядческих согласиях, совершение над ними Последования Венчания не является обязательным»;

– о необходимости «епархиальным и викарным архиереям тех епархий Русской Православной Церкви, где имеются старообрядные (единоверческие) приходы, активнее участвовать в богослужебной жизни таковых».

Мы попросили прокомментировать эти положения, предложенные для обсуждения всей церковной полноте, иерея Георгия Правдолюбова, клирика Ивановской митрополии РПЦ МП.

 

– Если «старообрядцы» приходят в Православие, отбрасывая все свои «бредни», как говорил преподобный Серафим Саровский, – я согласен их принимать, по канонам, по уставам церковным. Но, если они останутся при своем мнении, что они «нечто», что у них спасающая вера и правильные древние обряды, это, конечно, будет совершенно неправильно.

«Старообрядцы» говорят, что преподобный Серафим сам был «старообрядцем». Но это ложь. Чтобы оправдать свой раскол, они клевещут на святых. А Батюшка, наоборот, увещевал раскольников принимать Православие, любить Православную Церковь.

Сейчас я открою репринтное издание 1903 года «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима (Чичагова) и зачитаю Вам, что тут написано: «Однажды пришли к нему четыре человека из ревнителей старообрядчества, жители села Павлова Горбатовского уезда, спросить о двуперстном сложении, с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог кельи, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: „Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от Святых Апостолов: сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь Греко-Российскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее – учителя Церкви, архипастыри – суть преемники Апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за ней, наливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю“.

В другое время пришел к нему один старообрядец и спросил: „Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая?“ „Оставь свои бредни, – отвечал отец Серафим, – жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь наша – корабль, а Кормчий – Сам Спаситель. Если с Таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду – спастись без Кормчего?“

Однажды зимою привезли на санях больную женщину к монастырской келье отца Серафима и о сем доложили ему. Несмотря на множество народа, толпившегося в сенях, отец Серафим просил принести ее к себе. Больная вся была скорчена, коленки сведены к груди. Ее внесли в жилище старца и положили на пол. Отец Серафим запер дверь и спросил ее: „Откуда ты, матушка?“ – „Из Владимирской губернии“. – „Давно ли ты больна?“ – „Три года с половиной“. – „Какая же причина твоей болезни?“ – „Я была прежде, батюшка, Православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к ихней вере – и все была здорова. Наконец они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того вечером пошла я раз по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я в испуге упала, меня начало ломать и корчить. Прошло немало времени. Домашние хватились, искали меня, вышли на двор и нашли – я лежала. Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю“. „Понимаю... – отвечал старец. – А веруешь ли ты опять в Святую Православную Церковь?“ „Верую теперь опять, батюшка“, – отвечала больная.
Тогда отец Серафим сложил по православному персты, положил на себе крест и сказал: „Перекрестись вот так во имя Святой Троицы“. „Батюшка, рада бы, – отвечала больная, – да руками не владею“.

Отец Серафим взял из лампады у Божией Матери „Умиления“ елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и она тут же получила совершенное здоровье.

Народ, стоявший в сенях, увидев чудо, разглашал по всему монастырю и особенно в гостинице, что отец Серафим исцелил больную.

Когда это событие кончилось, то пришла к отцу Серафиму одна из дивеевских сестер. Отец Серафим сказал ей: „Это, матушка, не Серафим убогий исцелил ее, а Царица Небесная“. Потом спросил ее: „Нет ли у тебя, матушка, в роду таких, которые в церковь не ходят?“ „Таких нет, батюшка, – отвечала сестра, – а двуперстным крестом молятся мои родители и родные все“. „Попроси их от моего имени, – сказал отец Серафим, – чтобы они слагали персты во имя Святой Троицы“. „Я им, батюшка, говорила о сем много раз, да не слушают“. „Послушают, попроси от моего имени. Начни с твоего брата, который меня любит: он первый согласится. А были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?“ „К прискорбию, у нас в роду все так молились“.

„Хоть и добродетельные были люди, – заметил отец Серафим, пораздумавши, – а будут связаны: Святая Православная Церковь не принимает этого креста... А знаешь ли ты их могилы?“ Сестра назвала могилы тех, которых знала, где погребены. „Сходи ты, матушка, на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности“. Сестра так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное сложение перстов во имя Святой Троицы, и они точно послушались голоса отца Серафима: ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны святой Христовой веры».

 

– Думается, последнее свидетельство прямо обличает неправоту призывов к православным архиереям активнее участвовать в жизни «старообрядных» приходов, чем признается якобы «равночестность» раскольнических обрядов. Как известно, так называемое единоверчество было создано как снисхождение к немощам «старообрядцев». Сегодня же нам предлагают принять их обряды как равные нашим, традиционным...

Батюшка, а каково Ваше мнение по поводу «старообрядческого» «крещения», «венчания», «монашества» и насчет поминовения – можно ли в Церкви поминать «старообрядцев», умерших вне общения с нею?

 

– У «старообрядцев» прервалась апостольская преемственность, поэтому очень опасно считать их «таинства» и обряды что-то значащими, благодатными. «Старообрядчество» – это раскол. Они говорят: «Никон, Никон раскол учинил…» Простите, но Патриарх Никон – это святой человек. А они клевещут на него, и печально, что некоторые православные это подхватывают. Это страшное заблуждение.

Все идет к объединению. Мир готовят к принятию единой мировой религии и единого мирового правителя, который одновременно будет и главой всех религиозных организаций, – антихриста. Да, мы, чада Православной Церкви, рады принять всех, но только в Православном вероисповедании, в лоне Православной Церкви. Пожалуйста, пусть присоединяются к Православию, отрекаются от своей ложной «старообрядческой» раскольнической веры, и тогда Церковь их примет. И крестит, и миропомажет, и венчает, и рукоположит... А потом они могут молиться о своих родственниках, просить: «Прости их, Господи, и помилуй». Раскол без покаяния не прощается и не смывается даже мученической кровью, любой раскол. А умершие вне Церкви «старообрядцы» пребывали в расколе, поэтому их нельзя поминать в православном храме, можно молиться за них только дома, келейно.

Я никогда не видел смиренных «старообрядцев», они всегда гордые, напыщенные. Протопоп Аввакум, например, мог позволить себе во время службы бросить фелонь Патриарху в лицо, выругаться на Царя Алексия Михайловича нецензурной бранью... Кроме того «старообрядцы» материально помогали бунтовщику Пугачеву, который осквернял храмы, уничтожал антиминсы. Они хлебом-солью встречали Наполеона, когда тот входил в Москву. А наших Царей называли «антихристами». И они еще требуют, чтобы мы принесли «покаяние»!

Они хотят, чтобы и от нас отошла благодать Духа Святаго. Православие – последний оплот, который сдерживает натиск сатанинский, пришествие антихристово. Известны слова Бжезинского: «Наш враг – это Православие. Мы с ним покончим, потом покончим и с Россией». Так говорил и Феликс Юсупов о мученике Григории Распутине: «Пока жив Распутин, мы не сможем покончить с Царской Семьей. Надо срочно убрать его». А пока в Православии Дух Святый – Кормчий, то сложно с такой Церковью покончить и уничтожить Россию. Вот они и стараются, чтобы Дух Святый отошел от нашей Церкви. Это самое главное, чего они сейчас добиваются.

Поэтому ни в коем случае нельзя предавать Православную веру, отступать от нее. Нам дарована эта жемчужина – мы должны ценить ее и дорожить ею. Если иноверцы, еретики и раскольники хотят присоединиться к православным, – то только путем покаяния. Это правильно, а в противном случае будет беда. Нас Господь милует за что? За Православие. Мы не подвижники, у нас подвигов никаких нет. Так что – только за стояние в Православии!

Сейчас, в наше время, нам надо не смотреть на архиереев, что они говорят, а хранить то, чему мы научены прежде, например, от старцев. Я встречал старцев в своей жизни, беседовал с ними, видел этот дух ревности, и мне не надо никаких новшеств, никаких учений «богословских». Читаю Евангелие, Псалтирь, Отцов Церкви, жития святых – там все сказано.

 

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник