ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИНТЕРВЬЮ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Художники тоже стреляют по врагам»

 

 

 

     Cегодня гость нашего номера – художник Василий Леонидович Худяков. Он окончил пейзажную мастерскую Академии живописи, ваяния и зодчества им. Глазунова. В настоящее время преподает в Московском академическом художественном училище и является аспирантом Российской академии художеств. С ним встретился наш корреспондент, предлагаем запись состоявшейся беседы.

 

– Василий Леонидович, расскажите немного себе.

– Родился в Челябинске, окончил там художественную школу и училище, в 2004 году поступил в Московскую академию. Учился в пейзажной мастерской. Три года мы обучались все вместе, а потом началось разветвление: кто-то ушел на портрет, кто-то в мастерскую «Историческая картина», а я выбрал пейзаж. Очень люблю природу, тонко чувствую такие природные состояния, как вечер, раннее утро, туман, солнечный свет...

 

– Творчество каких классических мастеров Вас более всего вдохновляет?

– Одна из моих любимейших работ – картина Ивана Ивановича Шишкина «Среди долины ровныя стоит высокий дуб». Она находится в Киевском художественном музее. Когда мы были там, меня просто потрясло. Сколько я стоял перед ней, даже не помню. Ну, вроде бы пейзаж, ничего особенного: поле, дорога, на переднем плане этот мощный дуб, а на горизонте – панорама с лесными далями. Но я чувствовал, что эта картина сильно толкает меня к патриотизму, к чему-то доброму и высокому. Это было настоящее торжество духа!

Мне очень близок и Левитан. Он любил Церковь и писал на духовные темы. Посмотрите на его картины: «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Над вечным покоем». У меня даже мурашки по коже! Мне хочется идти в эту тихую обитель. Его работы сами по себе пробуждают веру в сердце человека.

 

– В академию Вы поступили уже верующим человеком?

– Да, я принял крещение, когда заканчивал училище. Тогда сразу поменялось все мировоззрение. Резко отказался от многого, от привычного круга друзей и развлечений. Мне это стало совсем не интересно.

 

– А что Вас подтолкнуло к вере?

– С нами учились верующие девушки, их пример меня и вдохновил. Я вдруг понял, что все происходившее со мной до того не имеет никакого смысла. И сознательно пошел в храм, покрестился. Потом женился, и мы с супругой сразу повенчались.

 

– Кто преподавал вам в академии? Вы застали Павла Рыженко?

– Да, он был очень трудоспособный, работал сутками напролет. Может быть, это и подорвало его здоровье. У него хорошо получалось раскрывать тему Царской Семьи, подмечать и выражать тонкие духовные вещи. К сожалению, в наше время такие темы мало кто берет, а ему это удавалось.

 

– А когда Вы написали свою первую историческую картину?

– У нас в академии перед дипломом пишется малая картина. Я писал «Опричники и бояре» во времена Царя Ивана Грозного. Сейчас эта картина висит в коридоре в академии. Тема очень сложная, я тогда до конца ее и не понял. А теперь думаю, что это был необходимый переходный этап, и его нельзя вычеркивать из жизни. Быстро ничего не сделаешь, не напишешь. Чтобы воплотить какой-то замысел, надо долго обдумывать костюмы, цвет, композицию, так что работы всегда много…

 

– Над чем трудитесь в настоящее время?

– Над серией картин, посвященных святителю Гурию Казанскому. Именно при нем шло освоение Казанских земель, завоеванных Иоанном Грозным. Это Царь Иоанн основал в Казани кафедру и послал на служение трех святителей: Гурия, Варсонофия и Германа. Два месяца они добирались туда на ладьях и пешком, по пути посещали разные знаменательные места. И сюжеты моих картин прямо связаны с теми местами, где они останавливались. Планируется написать всего семь картин, сейчас работаю над четвертой. Все они будут одинакового размера: 150 на 100 см.

Первая работа посвящена началу путешествия, когда они отплывают на ладьях из Москвы. В Успенском соборе прошла служба вместе с Царем, и вся эта торжественная процессия их провожает в путь. Светит солнце. Святитель Гурий стоит на корабле и благословляет всех путешествующих.

На второй картине изображена его остановка в крепости Чебоксары. Там уже был военный форпост, какие-то склады и деревянные сооружения, обнесенные частоколом. На третьем полотне запечатлено прибытие в Свияжск.

 

– Где находятся эти три готовые работы?

– В Чебоксарах. Мы готовим там выставку, чтобы показать весь процесс предварительной работы, этюды, сбор материала. А потом, думаю, они будут храниться в историческом музее в Чебоксарах. Ведь святитель Гурий сам основал этот город, сам освятил первый камень в закладке храма, и позднее на том месте возник монастырь.

Это действительно важный момент в истории края. В лесах, на реке Чебоксарке издавна обитали чуваши. Они не были крещены, жили как язычники и постоянно испытывали страх от разбойных набегов татар и степняков. Потом решили написать в Москву письмо – челобитную Царю, чтобы он взял их под свою опеку и включил в состав Русского государства. Это реальный исторический факт, и мне важно было как-то зафиксировать его в художественном решении.

Когда святитель Гурий останавливался здесь, то совершил чин освящения закладки первого храма, а не чин освящения деревянной крепости. Там все уже было подготовлено, и местные жители вместе с ним исполнили этот чин. В знак благословения он подарил им небольшую Казанскую икону Божией Матери. Сейчас она хранится в кафедральном соборе в Чебоксарах, в самом центре города, как свидетельство того, что у истоков его стоял святой человек, угодник Божий – святитель Гурий Казанский.

 

– Да, есть такие темы, которые буквально стреляют по врагам, являются толчком к изменению человека и окружающего мира. Пожалуй, это одна из важнейших задач, ради которой художники пишут свои картины. Надо, чтобы они не просто висели на стене, а оказывали благотворное влияние на зрителя.

– Это особенно ярко выражено в творчестве Русских художников, успешно работавших в исторической теме: Сурикова, Васнецова и др. На их картинах оживают самые волнующие моменты истории Отечества. Взять, например, «Крещение Руси». Почему они выбирали эти поворотные моменты? Потому что стремились осмыслить их, извлечь урок, передать свою реакцию, свой отклик на то или иное событие, которое происходит в современной жизни.

И поскольку авторский импульс был так высок, эти исторические полотна веками продолжают действовать на людей, заставляют их мыслить, изучать историю Русской государственности, искать святость, ценить духовных личностей. Если человек прочитает книгу, он не все запомнит. А визуальная часть, она сильнейшая! Ты увидел этот момент на картине, и он врезался тебе в память. Так сильно действуют художественные произведения на детей и взрослых…

 

Беседовал Александр Малинин

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник