ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Основоположник Русского консерватизма

 


А. С. Шишков. Литография 1822 года

 

Великий Русский мыслитель, ученый, государственный и общественный деятель, адмирал Александр Семенович Шишков родился 9 марта 1754 года в семье инженер-поручика С. Я. Шишкова. Формирование его мировоззрения происходило в условиях патриархального Русского быта, под влиянием чтения традиционной православной литературы – «Псалтири», «Часослова», «Четьих-Миней». Образование Шишков получил в Морском кадетском корпусе в Петербурге, будучи одним из лучших учеников. Он изучил как специальные науки, относящиеся к морскому делу, так и словесность, генеалогию, риторику, иностранные языки; познакомился с произведениями М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина и других писателей-классицистов XVIII века.

В 1771 году Шишков вышел в гардемарины, а в 1772 году окончил корпус в звании мичмана. В 1776 году на фрегате «Северный Орел» совершил путешествие, длившееся три года, побывав в Италии, Греции и Турции. По возвращении был произведен в лейтенанты и с 1779 года преподавал в Морском кадетском корпусе морскую тактику, одновременно занимаясь литературной деятельностью.

За участие в Русско-шведской войне 1788–1790 годов Александр Семенович получил золотую саблю с надписью «За храбрость» и золотую, осыпанную бриллиантами, табакерку. В 1793 году он преподнес Великому Князю Павлу Петровичу перевод с французского «Морской тактики», снискав тем самым его расположение. Вскоре после этого Шишков принял должность правителя канцелярии по морской части при князе Зубове. По вступлении на престол в 1796 году Император Павел I произвел его в капитаны 1-го ранга, а после коронации назначил в эскадр-майоры при своей особе, затем – в генерал-адъютанты. Позднее он стал членом Адмиралтейств-коллегии, был произведен в вице-адмиралы и пожалован орденом Анны I степени.

Воцарение Александра I Шишков приветствовал радостной одой, однако вскоре был глубоко разочарован либеральным и западническим курсом нового правителя. Виновниками этого он считал воспитателя Царя Ф. Лагарпа и членов «Негласного комитета»«якобинскую шайку», проникнутую понятиями, возникшими из хаоса «чудовищной французской революции».

Избранный в 1796 году членом Российской академии, Шишков погрузился в изучение Русского языка и истории. В своем «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» (1803 г.) ученый выступил против галломании – полной или частичной ориентированности высшего дворянского общества на современные французские культурно-поведенческие модели: язык, моду, идеологию и т. д. Французы, писал мыслитель, «учат нас всему: как одеваться, как ходить, как стоять, как петь, как говорить, как кланяться и даже как сморкать и кашлять. Мы без знания языка их почитаем себя невеждами и дураками. Пишем друг к другу по-французски. Благородные девицы наши стыдятся спеть Русскую песню». Все это, по мнению Александра Семеновича, было чрезвычайно опасно для будущности Русского государства и народа, поскольку «ненавидеть свое и любить чужое почитается ныне достоинством». Подобного рода «Русскую русофобию» он считал следствием вытеснения или полного отсутствия национального воспитания.

Даже победы над французами, одержанные в ходе Итальянского и Швейцарского походов 1799 годов, не могли, утверждал Шишков, спасти положение дел: «Мы учителей своих побеждаем оружием; а они победителей своих побеждают комедиями, пудрою, гребенками». Возникло своего рода моральное рабство, которое по своим последствиям хуже физического порабощения, все же оставляющего надежду на грядущее освобождение: «Народ, который все перенимает у другого народа, его воспитанию, его одежде, его обычаям наследует, – такой народ уничижает себя и теряет собственное свое достоинство; он не смеет быть господином, он рабствует, он носит оковы его, и оковы тем крепчайшие, что не гнушается ими, но почитает их своим украшением».

Причины крайне негативного отношения ученого к французам определялись полным неприятием идей Просвещения и кровавым опытом Французской революции, реализовавшей эти идеи на практике. Просвещенческому проекту он стремился противопоставить собственную национальную православно-Русскую традицию, ядром которой выступал язык как субстанция народности, квинтэссенция национального самосознания и культуры.

Согласно Шишкову, Русский язык через церковнославянский является прямым «наследником» античной языческой греческой древности и христианско-православной Византии: «Древний Славенский язык, отец многих наречий, есть корень и начало Российского языка, который сам собою всегда изобилен был и богат, но еще более процвел и обогатился красотами, заимствованными от сродного ему Эллинского языка, на коем витийствовали гремящие Гомеры, Пиндары, Демосфены, а потом Златоусты, Дамаскины и многие другие Христианские проповедники».

Представляется, что именно Александр Семенович одним из первых в Русской национальной мысли высказал убеждение в необходимости если не тождества, то максимально возможного сближения церковной и светской культурных традиций (в т. ч. и языковых), в потребности опоры культуры на Священное Писание. Это убеждение стало, в конечном итоге, одной из магистральных линий Русской консервативной мысли.

С февраля 1807 года по инициативе Шишкова стали собираться литературные вечера, в 1810 году оформившиеся как объединение «Беседа любителей Русского слова». По свидетельствам современников, там обсуждались не только вопросы литературы, но и общественно-политические проблемы, волновавшие тогда всю мыслящую Россию. Среди участников общества были Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, А. С. Хвостов и др. сторонники самобытности Русской культуры, стремившиеся укрепить в Русском обществе патриотическое чувства при помощи языка и словесности. «Беседа» издавала собственные «Чтения в Беседе любителей Русского слова», где публиковались в основном сочинения Шишкова («Рассуждения о красотах Святого Писания», «Разговоры о словесности», «Прибавление к разговорам»).

В 1811 году ученый пишет работу «Рассуждение о любви к Отечеству», которое привлекло внимание Александра I, и 9 апреля 1812 года он был назначен на пост государственного секретаря, в чьи обязанности входило составление манифестов, указов и других бумаг Царской канцелярии. Фактически Шишков выполнял роль главного идеолога Отечественной войны 1812 года: его манифесты, являясь откликами на все важнейшие события, поднимали дух Русского народа, усиливали и укрепляли его патриотизм, поддерживали в тяжелые дни поражений. Впоследствии они были изданы отдельным сборником.

В августе 1814 года Император освободил Шишкова от должности государственного секретаря по состоянию здоровья с одновременным назначением членом Государственного совета. Кроме того, в 1813 году он был назначен председателем (с 1818 г. – президент) Российской академии (созданный Екатериной II и княгиней Е. Р. Дашковой в 1783 г. центр по изучению Русского языка и словесности, в 1841 г. вошедший в состав Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, – примеч. ред.) и занимал этот пост до 1841 года, стараясь привлекать в Академию всех национально мыслящих Русских ученых.

Одновременно Александр Семенович активно выступал против деятельности Министерства духовных дел и народного просвещения и Российского Библейского общества, возглавляемых масоном князем А. Н. Голицыным, повинным, по его мнению, в упадке нравственности, «разгуле свободомыслия» и антиправославного мистицизма в России. В 20-е годы XIX века Шишков стал одним из главных идеологов «Русской православной партии», в которую также входили А. А. Аракчеев, митрополит Серафим (Глаголевский), архимандрит Фотий (Спасский) и др., добившейся в конце концов отставки Голицына. 15 мая 1824 года ученый был назначен на пост министра народного просвещения и главноуправляющего духовных дел иностранных исповеданий. В сентябре-ноябре 1824 года он представил Александру I несколько записок, обосновывавших необходимость закрытия Библейского общества, деятельность которого окончательно прекратилась уже в царствование Николая I, под впечатлением событий 14 декабря 1825 года.

Стараниями А. С. Шишкова 10 июня 1826 года был принят новый устав о цензуре, запрещавший все исторические сочинения с неблагоприятным расположением к Монархическому правлению и любые попытки прямого или косвенного оправдания каких-либо государственных возмущений. Авторам вменялось в обязанность выводить «спасительные поучения» из рассказов о революции и обнаруживать благоприятное расположение к Царской власти.

На посту министра просвещения мыслитель также подготовил программу национального воспитания в духе Православия, верности Самодержавию и сословным началам. Главную задачу воспитания он видел в том, чтобы вложить в душу ребенка «огонь народной гордости», «огонь любви к Отечеству». Основной идеал Шишкова – национальное народное образование: «Воспитание народное во всей Империи нашей, несмотря на разность вер, ниже языков должно быть Русское... Все науки должны быть очищены от всяких не принадлежащих к ним и вредных умствований. Излишнее множество и великое разнообразие учебных предметов должно быть благоразумно ограничено». Предпочтение следует отдавать преподаванию Русского языка, отечественной истории и права. «Устав гимназий и училищ уездных и приходских», утвержденный окончательно 8 декабря 1828 года, считался одним из главных плодов шишковского министерства. В отличие от либерального устава 1804 года, в его основе лежала идея сословного образования. На посту министра народного просвещения Шишков пробыл четыре года. Основные принципы его политики в области просвещения в 1830-е годы продолжал реализовывать другой виднейший Русский консерватор, граф Сергей Семенович Уваров.

Последние годы жизни ученый занимался по преимуществу научно-филологическими изысканиями. Почил Шишков 9 апреля 1841 года и был похоронен в Лазаревской церкви Александро-Невской лавры в Петербурге. Прекрасные строки А. С. Пушкина достойны будущего памятника Александру Семеновичу: «Сей старец дорог нам: друг чести, друг народа, он славен славою двенадцатого года».

Идеи А. С. Шишкова оказали значительное влияние на литературу, просвещение, политику, идеологию России. Его можно рассматривать как непосредственного предшественника двух ведущих родственных направлений Русской национальной мысли XIX века – идеологии, воплощенной в уваровской формуле «Православие. Самодержавие. Народность», и идеологии славянофильства. Историк Д. Н. Свербеев справедливо утверждал: «Шишков не определял для себя трех главных идей всей своей жизни, и, невзирая на то, он, так сказать, безсознательно первый воплотил в себе тричастный Русский символ „Православие. Самодержавие. Народность“, который потом сделался в одно и то же время программою Царствования Императора Николая, девизом графа Уварова и, наконец, надписью на знамени позднейших славянофилов». Великий патриот Шишков по праву может считаться одной из значительнейших фигур не только своего времени, но и Русской истории в целом.

 

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

Источники: Минаков А. Ю.
Предисловие // Шишков А. С. Огонь любви к Отечеству.
М., 2011. С. 5–22;
Минаков А. Ю. Шишков А. С. // Святая Русь. Большая
энциклопедия Русского народа. Русский патриотизм.
М., 2003. С. 876–879.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник