ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 23:

 

§ 44

ЧИН, БЫВАЕМЫЙ
НА РАЗЛУЧЕНИЕ ДУШИ ОТ ТЕЛА

 

Хотя страждущий в предсмертных мучениях последнего часа иногда не понимает всех слов сего моления, когда все чувства его лишаются своих действий, но оно полезно как для больного, так и для предстоящих. Внимая сему молению, они исполняются чувствами умиления, сокрушения, благоговения и соболезнования о душе, разлучающейся от тела, источают слезы из очей и сердец и как бы устами самого разлучающегося с ними сродника возносят сердечное моление ко Пресвятой Деве Богородице, твердой Помощнице всех страждущих.

 

 

§ 45

«ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТЫЯ
ПЕНТЕКОСТИИ» (Т. Е. ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ)

 

«Пентекостии». В 90-м правиле Шестого Вселенского Собора показано: «В субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе, в светильничное время, паки преклоняя колено, воссылаем молитвы ко Господу». «Да целую нощь и день, – как сказано в толковании, – торжествуем Господне Воскресение».

Таинственную причину такового непоклонения колен во весь недельный, или воскресный, день объясняет святой Василий Великий (в гл. 27, о Святом Духе, лист 42): «Так же все мы совершаем молитву в недельный, или воскресный, день – стоя прямо, но не все знаем причину сего обыкновения. Как воскресшие со Христом и долженствующие искать горних благ, молясь в воскресный день стоя, мы тем самым не только напоминаем себе о дарованной нам благодати, но познаем еще и то, что этот день прообразует будущий век некоторыми видимыми действиями. Почему, будучи началом дней, он и назван у Моисея не первым, но единым: „бысть, – говорит Писание, – вечер и бысть утро, день един“, как бы такой, который многократно возвращается. „Един“ есть тот же и „осьмый“, он поистине „един“ и поистине „осьмый“, – о котором упоминает и псалмопевец в надписании некоторых псалмов, – который сам собою означает будущее состояние наше после настоящего века, – означает день непрестающий, невечерний, безпреемственный, век нестареющийся и нескончаемый. Итак, по необходимости Святая Церковь учит своих питомцев исполнять в этот день свои молитвы стоя, дабы мы имели безпрестанное напоминание о безконечной жизни, не вознерадели о напутствиях, потребных для перехода в вечность. Посему в этот день и молимся мы в прямом положении тела, – церковные законы научили нас уважать это обыкновение, явно воспоминая, что мы переносим ум свой от настоящих благ к будущим».

По сей причине и при настоящем торжестве, для недельного, или воскресного, дня и вместе для торжественного воспоминания святой Пентекостии, или Пятидесятницы, верные предаются молениям и коленопреклонениям, соединенным с постом, не на самой Литургии, бываемой в этот день, но на следующем за нею вечернем богослужении, по совершении вечернего входа.
Тот же святой Василий Великий, составивший настоящее последование и написавший молитвы на Пятидесятницу, вышеприведенную же причину для воскресного дня (в той же 27 гл., лист 42) соединяет с Пятидесятницею: «Самая Пятидесятница служит напоминанием воскресения, которого ожидаем в будущем веке. Ибо этот един и первый день, умноженный седмижды, составляет семь седмиц святой Пятидесятницы, – потому что, начинаясь от первого и обращаясь пятьдесят раз через те дни, кои бывают между первым и восьмым, Пятидесятница оканчивается тем же днем, которым началась. Почему она и изображает вечность через подобие, когда, как бы в круговом движении, начинаясь от тех же знаков, теми же знаками и оканчивается».

Потому и Матфей Властарь (под буквою «Е», гл. 2) описывает то же действие: «Вся Пятидесятница есть напоминание восстания, ожидаемого в будущем веке. Ибо этот „единый“ и первый день воскресный, умноженный семь раз с семью седмерицами, составляет семь седмиц священной Пятидесятницы. Посему-то Василий Великий, сочинивший умилительные молитвы о пришествии Святаго Духа изящнее всех, как приличествовало богослову, повелевавший народу рабским образом преклонять колена в то время, когда возглашаются сии молитвы в Церкви, свидетельствуя тем власть Божественного естества Святаго Духа, и не установил читать эти молитвы в третий час (девятый по полуночи) воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, т. е. в тот час, в который Всесвятой Дух снисшел на апостолов. Ибо неприлично думать, чтобы тот, кто изобразил таинства Духа и предал обряд сей Церкви, нарушил преимущества воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, преисполненные великих таинств. Для того он и установил читать сии молитвы под вечер того же дня, в такое время, когда оканчивается этот изящнейший из всех день, т. е. Пятидесятница, и начинается второй день (понедельник), ибо начало всякого дня считается с седьмого часа (первого по полудни). Это принято не только Церковию и законами гражданскими, но и учеными, имеющими астрономические познания, – хотя чтение молитв Пятидесятницы, отложенное на вечер, приводит многих к сомнению тем, что это священнодействие приписывает сошествие Святаго Духа как бы второму дню (понедельнику), который собственно есть день попразднственный, как и прочие дни всей этой седмицы. В тот же день дан и древний закон (через Моисея), и у самих иудеев называется Пятидесятницею тот день, в который последовало сошествие Утешителя. Из сего познаем, что един и тот же есть Законодатель как Ветхого, так и Нового Завета».

Отсюда научаемся, что святой Василий Великий, сочинитель сего умилительного последования, пространнейших молитв и коленопреклонения, не рассудил за благо, чтобы все сие последование совершаемо было в третий час дня (т. е. в девятый по полуночи), в который сошел Дух Святый, дабы не расстроить некоторым образом торжества Пятидесятницы таким умилительным обрядом, в котором Церковь свидетельствует о господстве и Божественной власти Святаго Духа, соестественного Отцу и Сыну, – но отложил оное по вышеизложенной им причине на вечер, – отнес к тому времени, которое почитается уже началом следующего дня, т. е. понедельника.

 

 

§ 46

С КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕМ
И ПОСТОМ

 

«Преклоншим колена на земли». Последование Пятидесятницы мы должны исполнить не только с коленопреклонением, но и с постом и прочими телесными изнурениями до самого вечера.

Святитель Василий Великий, желая удержать христиан от пьянства и роскоши, которым предавались в вечер Пятидесятницы, и обратить всех к покаянию и трезвенному сокрушению (в беседе 14, говоренной в день Пятидесятницы), предсказывает казнь и гнев Божий, грядущий на противников: «Привел ты на себя клятву пророка, сказавшего от лица Божия: „превращу праздники вашя в жалость и вся песни вашя в плач“ (Амос. 8, 10)». И ниже: «Пост да исцелит пьянство, псалом – срамные песни, слезы да будут врачевством против постыдного смеха, вместо плясания – да преклонятся колена, вместо рукоплесканий – да биются перси, вместо украшения одеждами – покажите смирение».

 

§ 47

КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ

 

«Паки и паки преклонше колена». Знаменование всякого коленопреклонения святой Василий Великий (в той же 27 гл., лист 42) изъясняет: «Даже и во всяком коленопреклонении и восстании после оного самым делом показываем, что мы, поверженные грехом, ниспали на землю, а человеколюбием Сотворшего нас воззваны на Небо». И Матфей Властарь в вышеупомянутом же месте пишет: «И каждодневное наше коленопреклонение и восстание, сопровождающее молитвенные наши подвиги, показывает самым делом, что за грехи мы низвержены в землю, и человеколюбием Создавшего нас опять воззываемся на Небо».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

ОПРОС ||
Страшнейшее преступление века

    


     1. Согласны ли Вы, что казачество внесло неоценимый вклад в укрепление и развитие России как сильной и могущественной державы?
     да – 98%; нет – 2%

 

     2. Знаете ли Вы, что 2019-й – год казачьей Голгофы, т. е. столетия начала большевистского террора против казачества?
     да – 41%; нет – 59%

 

     3. Задумывались ли Вы, почему большевики так неистово уничтожали казаков?
     да – 95%; нет – 5%

 

     4. Согласны ли Вы, что т. н. расказачивание – одно из самых страшных и малоисследованных преступлений в истории ХХ века?
     да – 100%

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник