ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Христос – красота наша

6/19 января – Крещение Господа Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа

 

 

Елицы во Христа крестистеся,
 во Христа облекостеся.
Стих на Литургии в праздник
Богоявления вместо Трисвятого

 

...Песнь церковная сравнивает Христа Спасителя нашего с одеждой… Одежда, прежде всего, служит человеку защитой его тела... Для чего еще служит человеку одежда? Она украшает нас.
Присмотритесь к ребенку. С первых лет жизни он, еще несознательно относясь ко всему окружающему, выказывает удовольствие при виде красивой одежды, любит, чтоб его красиво одели. Присмотритесь ко всем народам. От самых диких и до самых образованных, хотя каждый народ по­своему понимает красоту одежды, – все одинаково имеют обычай употреблять в известных торжественных случаях одежды особо красивые, украшающие человека. И у нас – разве мы не знаем и не видим, что в праздники, в дни семейных и иных торжеств, в гостях у друзей или принимая гостей у себя, мы надеваем лучшие и красивые одежды? Мы даже часто и очень часто злоупотребляем этим и обращаем такое по существу невинное желание в порок – в щегольство, расточительность и тщеславие.

О чем, однако, говорит такое желание человека иметь красивую одежду? О том, что ему прирожденно стремление к прекрасному. Но есть в душе человека стремление тоже прирожденное, но более глубокое, более ценное – стремление к красоте духовной. Не тело только хочет украсить человек; он желает украсить и душу добродетелями – добротой, справедливостью, любовью к ближним, кротостью, смирением... И Святая Церковь всегда нашу внешнюю одежду принимает за символ и напоминание об одежде духовной: облекая крещаемых в белые одежды, она напоминает им этим о чистоте душевной; облекая священнослужителей в пост в храме в одежды темного цвета, она напоминает нам этим о скорби за грехи; облекая их во весь светлейший убор церковных одеяний, она говорит нам о торжестве и радости великих праздников.

Итак, в нас живет стремление одеть душу в красоту ей свойственных одежд, т. е. прекрасных качеств и свойств, в красоту добродетелей. О, если бы мы с такой же ревностью заботились об одеянии души, как заботимся об одеждах тела! О, если бы мы не менее заботились о красоте духа, как заботимся об украшении тела!

Но и в этой заботе нам нужно руководство, нужны указания. Посмотрите на одежду. Иной нарядится, по его мнению, очень красиво, а выходит безобразно и смешно. Когда дикарь выкрасит свое тело, а в нос вденет кольцо, а голову уберет перьями, – ему это представляется очень красивым, а для образованного человека – это только безобразие. Так и в духовной жизни. Язычник думает, что жестоко отмстить, пролить за убийство ближнего кровь врага всемеро – это будто бы очень хорошо и даже есть требование совести. А для христианина – это зазорно. Мусульманин полагает, что многоженство есть дело дозволенное и даже хорошее. А для христианина – это позор. И даже в нашей среде сколько есть людей, о которых апостол говорит: имже похвала в студе их (ср.: Флп. 3, 19), т. е. они хвалятся тем, что стыдно. Есть воры, которые пред такими же, как они, ворами выхваляются тем, что они ловко крадут. Есть развратники, которые свою хвалу полагают в том, что они умело обольщают и обманывают неопытных девиц и женщин. Есть пьяницы, которые величаются количеством выпитого вина. Бунтовщики и революционеры за честь почитают, если они убивали из­за угла Царских слуг. Поистине хвалятся все такие люди тем, что постыдно.

Значит, и красоту духовную не все понимают одинаково, и многие зло принимают за добро.
Кто же научит нас тому, что есть красота и слава человеческого духа и что есть безобразие и позор? Кто безошибочно укажет, что добро настоящее, и что подделка под добро и даже зло? В праздник Крещения Господня мы слышим такое наставление апостола: явилась благодать Божия, спасительная всем человекам, наказующи, т. е. научающая и наставляющая нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веке (ср.: Тит. 2, 11–12). Вот где наше научение верное! Благодать Божию мы и получаем чрез Крещение и прочие Таинства, по силе искупительных заслуг Господа Иисуса Христа. И Он только, наш Спаситель, Он Один и дает нам в Своем святом Евангелии указания, как покрыть безобразие души нашей, как украсить ее добродетелями и чистотой.

Образно это изобразил Сам Иисус Христос в притче о вечери: Царь – Господь – устроил вечерю в честь сына своего – это Иисус Христос и Его служение – и звал многих. И всем приходящим давали одежду Царскую, чистую и светлую. Только один из приглашенных не захотел надеть данной одежды и сидел среди гостей в своих лохмотьях. И Царь разгневался и сказал ему: «Как ты вошел сюда, не имея брачной одежды?» И изгнали его вон в ночной мрак. Здесь образ человека, который не от Бога, не от Его учения, не от Евангелия, а от собственных человеческих измышлений желает духовно украсить себя. И что же? Понадеявшись только на себя, поверив только в свой ум и в свои познания, лишенный высшего руководства, человек принимает свое безобразие за красоту и свои духовные лохмотья за прекрасную одежду. Такому человеку не войти в чертог Христов, в Царство Божие. Оттого и говорит нашему сердцу так много песнь церковная: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!»

Христианин! Только у Христа твоего найдешь ты истинную красоту души твоей; только Он даст тебе брачную светлую одежду; только Он укажет тебе, что добро и что зло, и чем надобно украсить тебе свою душу; только Он даст тебе истинный и неповрежденный вкус к высшей духовной красоте; только Он не только укажет тебе светлый чертог духовной красоты, но и путь к нему откроет, но и силы тебе даст, и немощь твою восполнит, чтобы ты мог действительно войти в него.

Иисусе, одеждо светлая, украси мя! Аминь.

 

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

 

Полное собрание сочинений
протоиерея Иоанна Восторгова:
в 5 т. СПб., 1995. Т. 3. С. 454–457.

 

 

Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика «ПК» – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются «новизной» технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

«Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях. По вопросам оказания помощи звоните, пожалуйста, по тел.: 89153536998.


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник